ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯЭффективность правового регулирования — это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие. Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационно-психологических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в МПР, т.е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу. Совершенствование правоприменения «дополняет» действенность нормативного регулирования, а значит, и в целом МПР. Акты правоприменения — наиболее гарантирующий элемент, который, в нужный момент подключаясь к нормативному регулированию, содействует своими силами процессу удовлетворения интересов. Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои «слабые стороны»: нормативное регулирование без индивидуального (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного (без общих правил) — в произвол. Вот почему МПР должен выражать такую взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, которая будет придавать управленческому процессу дополнительные преимущества. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение — учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в его работе. «От правильного выбора правовых средств зависит в конечном счете достижение целей правового регулирования, а значит, эффективность права в целом. Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования, приводят к сбоям в реализации права, снижению правового эффекта»[6]. Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, повлияет на качество всего МПР, на укрепление законности и правопорядка. Интересы человека — вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов МПР, повышения их эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е. Итак, в заключении сегодняшнего занятия мы с вами сможем сделать вывод, что правовое регулирование - это процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения. Правовые нормы уже своим существованием оказывают влияние на поведение людей, они вводят человеческую деятельность в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Средства юридического воздействия образуют системный юридический механизм, который обеспечивает регулирование всей совокупности общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования. Итак, механизм правового регулирования - это система правовых средств, с помощью которой осуществляется упорядоченность (воздействие) общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.
Лекция обсуждена и одобрена на заседании методической секции №-2 кафедры уголовного права и государственно-правовых дисциплин. Протокол №____ от «____»________________200__ года.
[1] См.: Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М. 1984. С. 87. См. также: Баринов Н.А. Имущественные потребности и гражданское право. Саратов, 1987. С. 64. [2] См.: Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация // Сов. государство и право. 1987. № 6 С. 14. [3] Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1909. С. 3. [4] См.: Казимирчук В.П. Социальный механизм действия нрава // Сов. государство и право. 1970. № 10. С. 37—44; Право и социология. М., 1973. С. 69; Лапаева В.В. Конкретно-социологические исследования в праве. М., 1987. С. 93—103. [5] Матузов И.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987. С. 13. [6] Сапун В.А. Инструментальная теория права и юридической науке// Современное государство и право: Вопросы теории и истории, Владивосток, 1992. С. 18. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|