ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.ПСКОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра: уголовного права и государственно-правовых дисциплин Курс: Теория государства и права
Л Е К Ц И Я
Тема № 4: «Формы государства».
По программе обучения курсантов первого курса. Специальность: 03050165 – юриспруденция.
Псков Тема: «Формы государства». Цель: Добиться усвоения студентами основных положений темы, касающихся формы государства. Дать общую характеристику основным элементам формы государства. А также сформулировать практическое значение изучаемого материала. Время: 4 часа. Вид урока: Лекция-беседа, традиционная. Метод урока: Объяснение, рассказ. Материальное обеспечение: Учебники, альбом схем, плакаты, кодозаставки. Основная литература: 1. Теория государства и права: Учебник/ Пиголкин А.С., Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А., Саидов А. Х.; Под ред. А. С. Пиголкина. М.: ЮрайтИздат, 2005. – 613 с. 2. Поляков А. В., Тимошина Е. В. Общая теория права: Учебник. – СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, Изд-во юридического факультета СПб. гос. ун-та, 2005. – 472 с. 3. Еременко Ю. П. Общая правовая теория. Лекции. – М.: Академия права и управления, 2005. – 74 с. 4. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах/ Отв. Ред. Проф. М.Н. Марченко. – Т.1. Теория государства. Т.2. Теория права. – М.: Изд-во «Зерцало», 2004. 5. И. Матузов, А.В. Малько. "Теория государства и права". Курс лекций. Изд. «Юристъ», Москва. 2004. 6. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. – 7-е изд. – СПб: Питер, 2004. – 512 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов») 7. Абдуллаев М. И. Права человека и закон: Историко-теоретическийе аспекты. – СПб.: «Юридический центр Пресс», 2004. – 322 с. 8. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. – 552 с. 9. М.Н. Марченко. Теория государства и права. Учебник. Изд. «ЗЕРЦАЛО», Москва. 2003. 10. Морозова Л. А. Теория государства и права. Повторительный курс в вопросах и ответах. – М.: Норма, 2005. – 320. 11. Протасов В. Н. Теория права и государства: Пособие для подготовки к экзамену. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 219 с. 12. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов/ Под общ. ред. академика РАН, д.ю.н. проф. В. С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2004. – 832 с. 13. В.К. Бабаев. Теория государства и права. Учебник. Изд. «Юристъ», Москва. 2003. 14. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Уч. пос. для вузов/ Под ред. В. П. Стрекозова. – М.:ИКФ Омега-Л, Интерстиль, 2004. – 382 с.
Дополнительная литература:
1. А.А. Иванов. "Государство как идеально-практическая форма социальной деятельности". Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия "Социология", № 6, 1994 г., стр. 38-44. 2. В.Е. Чиркин. "Нетипичные формы правления в современном государстве".Журнал "Государство и право", 1994 год, стр. 109-115, № 1. 3. Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. 1993 - № 8. 4. Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России. Полит. иссл. 1993- №5. 5. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. 6. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. Свердловск., 1989. 7. Аринин А.Н. Российская государственность и проблемы федерализма. М.: Ин-т этнологии и антропологии, 1997. 46 с. 8. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1.
Распределение времени: 1. Вводная часть - 5 минут на первом занятии, 5 минут - на втором. 2. Основная часть - 70 минут на первом занятии, 70 минут - на втором. Изучение и изложение нового материала. Вопросы рассматриваемого материала: 1) Форма правления: понятие и виды. - 40 минут. 2) Форма государственного политического режима: понятие и виды. - 30 минут. 3) Форма государственно-территориального устройства: понятие и виды. - 40 минут. 4) Соотношение типа и формы государства. – 30 минут.
3. Заключительная часть - 5 минут на первом занятии, 5 минут - на втором. В В Е Д Е Н И Е.
В научной литературе форма государства часто определяется как организация политической власти. Однако при таком подходе внимание уделяется не столько форме государства, сколько политической власти, т.е. только одному из признаков государства. Вместе с тем форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, определяющее в государстве, то категория "форма государства" - кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов. Формы государства, так же как его сущность и содержание, никогда не оставались неизменными. Под влиянием множества экономических', социально-политических, идеологических факторов они менялись и развивались. Менялось и представление о формах государства. За всю историю развития государства по этому вопросу были высказаны десятки различных суждений. Например, Платон исходил из того, что лучшей формой государства является законная власть небольшой группы лучших и благородных людей, т.е. аристократия, которая может вырождаться в тимократию - господство наиболее сильных воинов, последняя, в свою очередь, - в олигархию - строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых. Демократия, как власть народа, в силу «опьянения» последнего свободой сверх меры, может превратиться в свою противоположность - тиранию - самую худшую форму государства, при которой безраздельно господствуют произвол, насилие, бесправие. Аристотель, рассматривая форму государства как систему верховной власти в государстве, определял ее в зависимости от числа властвующих, как монархию, аристократию или демократию. Эти формы государства рассматривались им как «правильные», каждая из которых могла легко искажаться и превращаться в соответствующую "неправильную" форму - тиранию, олигархию, охлократию. Значительное внимание исследованию форм государства уделяется и в современной отечественной и западной литературе. Однако единого толкования этого понятия до сих пор нет. Наиболее распространенным является следующее определение: форма государства - это структурный, территориальный и политический способ организации государства, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Типология государства тесно связана с понятием формы государства. Особенности конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства и методов осуществления государственной власти. В рамках одного типа государства могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти. Вместе с тем государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства определяется степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, стоящими перед государством. Иначе говоря, форма государства зависит от его содержания и определяется им. Серьезное влияние на форму государства оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, религиозные воззрения, национальные особенности, природные условия и другие факторы. А вот специфику формы государства определяет характер взаимоотношений государства с негосударственными организациями (политическими партиями, движениями, профсоюзами, церковью и другими).
Форма государства включает в себя три взаимосвязанных элемента:
1. Форма правления. 2. Форма государственного политического режима. 3. Форма государственно-территориального устройства.
Исходя из этого, форма государства определяет, как власть в государстве организована и как она осуществляется. Прежде то или иное государство характеризовалось главным образом тем, как власть в государстве организована, то есть, является ли оно монархией или республикой, а если республикой, то какой президентской, парламентарной или смешанной. Считалось, что для полного и исчерпывающего анализа форма государства достаточно определить формы организации политической власти и внутреннюю структуру в государстве, как отношения целого и его частей. Иначе говоря, определить территориальное распределение власти. Однако позже стало заметно, что такой характеристики явно недостаточно. Республиками, по своим наименованиям, провозглашались и Германия, и Франция, и бывший СССР, но содержание власти в этих государствах было разным, подчас полностью противоположным. То же самое присуще и монархиям. Например, монархическая Великобритания, по содержанию власти, то есть по тому, как власть реально осуществляется, представляла собой государство однотипное с республикой Францией и противоположное монархии, существовавшей до 1945 года в милитаристской Японии. Отсюда следует, что форма организации политической власти (форма правления + форма государственного устройства) не позволит нам выявить специфику и особенности той или иной формы государства. Именно по этому крайне необходимо наряду с характеристикой формы организации политической власти использовать и особую категорию-характеристику, которая позволила бы выявить содержание власти. Эта категория должна позволить выявить не только, как политическая власть в государстве организована, но и как она осуществляется, какими политическими способами и методами. Такой категорией и стало понятие «политический режим». Следовательно, для того, чтобы проанализировать форму государства необходимо определить формы организации политической власти, внутреннюю структуру государства и содержание власти. А теперь давайте наиболее подробно рассмотрим основные элементы, характеризующие форму государства.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ - это способ организации верховной государственной власти и порядок ее образования. Она представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их избрания и распределение компетенции между ними, степень участия граждан в их формировании. Изучение формы правления позволяет уяснить: 1. Как создаются высшие органы государства, какова их структура. 2. Какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами. 3. Как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны. 4. В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан. Существуют монархические и республиканские формы правления. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|