Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА (АППАРАТА) ГОСУДАРСТВА.




ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

ПСКОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

   

Кафедра: уголовного права и государственно-правовых дисциплин

Курс: Теория государства и права

 

 

Л Е К Ц И Я

 

Тема № 6: «Механизм (аппарат) государства».

 

По программе обучения курсантов первого курса.

Специальность: 03050165 – юриспруденция.

Разработал: начальник кафедры уголовного права и государственно-правовых дисциплин подполковник вн. сл. Матвеев Д.Н.

Псков

Тема: «Механизм (аппарат) государства».

Цель: Добиться усвоения курсантами основных положений темы, касающихся механизма и функций современного государства.. Уяснить содержание таких понятий как государственный орган, компетенция, государственный служащий и др. Определить практическое значение изучаемого материала.

Время: 4 часа.

Вид урока: Лекция-беседа, традиционная.

Метод урока: Объяснение, рассказ.

Материальное обеспечение: Учебники, учебно-методическое пособие, альбом схем.

Литература:

1. С.А. Комаров, А.В. Малько. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. Изд. «НОРМА-ИНФРА-М. Москва. 2001.

2. М.Н. Марченко. Теория государства и права. Учебник. Изд. «ЗЕРЦАЛО», Москва. 2001.

3. М.Н. Марченко. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. Изд. «Юристъ», Москва. 2001.

4. В.Н. Протасов. Теория государства и права. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. Изд. «Юрайт-М», 2001.

5. А.Ф. Черданцев. Теория государства и права. Учебник для вузов. Изд. Москва. 2001.

6. В.Н. Хропанюк "Теория права и государства". Учебное пособие для высших учебных заведений/ Под ред. В.Г. Стрекозова. – М. 2001г.

7. А.Б. Венгеров. "Теория государства и права". Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.

8. И. Матузов, А.В. Малько. "Теория государства и права". Курс лекций. Изд. «Юристъ», Москва. 2000.

9. В.В. Лазарев. Общая теория государства и права. Учебник. Изд. «Юристъ», Москва. 2000.

10. В.Н. Хропанюк "Теория права и государства". Хрестоматия. Изд. «Интерстиль», 1999.

11. В.К. Бабаев. Теория государства и права. Учебник. Изд. «Юристъ», Москва. 1999.

12. А.В. Малько. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. Изд. «Юристъ», Москва. 1999.

13. С.А. Комаров. Общая теория государства и права в схемах и определениях. Изд. «Юрайт», Москва. 1998.

14. Л.И. Спиридонов. "Теория государства и права": Учебник. Изд. «Проспект», Москва. 1997.

15. М.Н. Марченко. "Теория государства и права". Курс лекций, том 1. Москва, 1995 г.

16. М.Н. Марченко. "Теория государства и права". Курс лекций, том 2. Москва, 1995 г.

17. Г.В. Назаренко. "Общая теория права и государства". Курс лекций, Орел, 1995 г.

18. Г.Н. Манов. "Теория права и государства": Учебник. - М., издательство БЕК: 1995.

 

Распределение времени:

1. Вводная часть - 5 минут на первом занятии, 5 минут - на втором.

2. Основная часть - 70 минут на первом занятии, 70 минут - на втором.

Изучение и изложение нового материала.

Вопросы рассматриваемого материала:

1. Понятие механизма (аппарата) государства – 35 минут.

2. Понятие государственного органа и его компетенции – 35 минут.

3. Классификация органов государства и их общая характеристика – 70 минут.

3. Заключительная часть - 5 минут на первом занятии, 5 минут - на втором.

В В Е Д Е Н И Е.

Если политический режим, о котором мы говорили, рас­сматривая предыдущую тему, выражает содержание власти, средства и способы властвования то аппарат государства - это совокупность органов, осуществляющих государственную власть. Общество нуждалось во влас­ти еще в глубокой древности. Вспомним первобытнообщинный строй, когда власть носила сугубо общественный характер и не существовало специаль­ного аппарата, который бы занимался только управлением. Эта потребность в регулировании общественных отношений, по мере исторического развития, не исчезла, а привела к резкому усложнению управленческой функции, по­влекшей ее специализацию. В результате появился особый отряд специалис­тов-управленцев, которые занимались только управлением. Наличие пуб­личной власти - как формы политической власти, опирающейся на аппарат, представляющий все общество, является одним из основных признаков го­сударства, о которых мы говорили при изучении темы № 3. Таким образом, рассматривая вопросы возникновения, сущности, социального назначения государства, мы так или иначе касались деятельности управленческих структур. Говоря о правовой государственности, становление которой во многих развитых демократических государствах практически завершено, мы совершенно с других позиций взглянули на место, роль, организацию деятельности механизма государства. Это и подзаконность функционирова­ния государственного аппарата, и равенство перед законом личности и государства, и обязанность разделения властей, которая и позволит обеспечить их нормальную деятельность. Изучая формы правления и формы государственного политического режима, мы знакомились с организацией высших органов власти, способами и методами ее осуществления. Следова­тельно, изучая практически все предыдущие темы, мы так или иначе, затрагивали деятельность властных структур государства. Сегодняшняя лекция посвящена аппарату государства, о котором мы будем говорить более подробно, дадим его понятие, классификацию его органов, рассмотрим каким образом они осуществляют свою деятельность.

ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА (АППАРАТА) ГОСУДАРСТВА.

Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Развиваясь, человеческое общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Несмотря на функ­циональное и структурное разнообразие государственного механизма, мы все же можем выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и совре­менности.

МЕХАHИЗМ ГОСУДАРСТВА - это целостная система специальных органов и учреждений, осуществляющих государственное управление обществом и защиту его основных интересов.

Понятие "механизм государства" сле­дует отличать от механизма политической системы общества. Механизм государства не включает в себя политические партии, движения, об­щественные организации. Он состоит только из государственных органов, рассматриваемых в единстве и взаимодействии.

В научной и учебной литературе по разному решается вопрос о со­отношении понятия государственного механизма и государственного аппарата. Государственный механизм рассматривается как совокупность раз­личных государственных органов, организаций, вооруженных сил, матери­альных средств государственной власти, а государственный аппарат огра­ничивается лишь системой государственных органов. Наряду с данной точ­кой зрения имеются и другие мнения, в соответствии с которыми "государственный механизм" и "государственный аппарат" представляются как идентичные понятия. Государственный механизм в таких случаях нередко именуется государственным аппаратом в широком смысле слова, а система государственных органов - аппаратом в узком смысле слова. Независимо от того, какой смысл вкладывается в понятие и содержание государственного аппарата, его важнейшими и неотъемлемыми частями неизменно выступают государственные органы. Именно они заполняют содержание, формируют структуру государственного аппарата. От каждого из них, взя­того в отдельности или вместе с другими государственными органами, от уровня их развития, четкости определения сферы деятельности и ком­петенции, упорядоченности их взаимоотношений между собой и с негосударственными органами и организациями, входящими в качестве структурных элементов в политическую систему общества, - в значительной степени зависят уровень развития и эффективности государственного аппарата.

Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата следу­ющие:

1. Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).

2. Государственный механизм представляет собой сложную целостную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи соподчинены друг с другом и иерархически соподчинены друг с другом при осуществлении своих непосредственных властных функций. Обособле­ние отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу сами по себе являются показателями кризиса политической власти, который периодически испытывают государства.

3. Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.

4. Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое обеспечива­ет справедливые, гармоничные отношения между государством и личнос­тью.

5. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех пол­номочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования.

Структура механизма государства состоит:

1. Государственный аппарата - это часть механизма государства, пред­ставляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

2. Государственные учреждения - это такие организации, которые осу­ществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.д. Очень часто считают, что государственные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения.

3. Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйс­твенной деятельности в целях производства продукции либо его обес­печения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли. Говоря об осуществлении государственного управления обществом, мы, прежде всего, имеем ввиду деятельность государства по реализации управленческо-обеспечительной и охранительной функции.

Государственный аппарат специально предназначается для осущест­вления государственной власти, на его структуру и принципы формирова­ния оказывали и оказывают влияние различные факторы экономического, политического, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют совершенствования государственного аппарата, появления новых органов госу­дарства.

Механизм государственной власти, каждое его звено создают для своих нужд государственные учреждения - рабочий вспомогательный аппарат, который властной силой не обладает, но играет важную роль в под­готовке государственных решений. Такие учреждения, как канцелярии, управления делами, как бы опосредуют деятельность государства. Имеют­ся учреждения, решающие самостоятельные задачи, но подчиненные какому-­либо государственному органу (школа, вуз и т.д.).

В литературе учреждения государственного аппарата принято назы­вать "вспомогательными учреждениями", "материальным придатком". Это органы государства, но не государственные органы, так как от них не исходит обязательных, властных решений в адрес других субъектов. Од­нако, надо иметь в виду, что государственные органы без учреждений не могут существовать.

Тесная связь государственных органов и государственных учреждений дает основания сформулировать понятие "механизм государства", которое оказывается шире понятия государственного аппарата. Выделение в нем трех групп органов имеет фундаментальное значение. Эта классификация позволяет определить роль того или иного органа в выполнении функций государства.

В этой связи необходимо выделить, прежде всего, содержание и формы этой деятельности.

Содержание деятельности аппарата государства, всех его подразделений - это управленческая, организационная работа по обеспечению надлежащей организованности и эффективного функционирова­ния всех сфер общественной жизни.

Формы деятельности механизма государства зависят от того, в какой мере используются в управлении законы, правовые механизмы.

Исходя из этого можно выделить следующие формы деятельности государственного аппарата:

1. Непосредственно-управленческие - это те формы, которые не но­сят юридического (обязательного) характера, а состоят в выработке науч­ных рекомендаций, передачи опыта. В какой-то степени эта форма деятель­ности является отказом от прямого администрирования, что на протяжении довольно длительного периода времени было свойственно аппарату нашего государства. Что особенно важно для управления правоохранительными органами и, в частности, органами внутренних дел, деятельность которых настолько сложна и многогранна, что без определенной свободы в приня­тии управленческих решений, которую представляют рекомендательные ме­тоды, их эффективное функционирование просто невозможно.

2. Правовые формы - это формы, имеющие юридический характер, то есть являющиеся общеобязательными для всех субъектов управленческой деятельности и вызывают государственно-обязательные последствия.

К основным правовым формам деятельности аппарата государства относятся:

1. Правотворческая - это деятельность по подготовке проектов норматив­ных юридических актов, их принятию и изданию. В результате этого появ­ляются, изменяются или теряют силу юридические нормы, составляющие правовую основу деятельности людей и организаций.

2. Правоисполнительная - это деятельность по реализации требований юридических норм. Сюда же относятся и индивидуально-регулятивные дей­ствия государственных органов, то есть когда на основании юридических норм тот или иной конкретный вопрос решается в индивидуальном порядке. Например, вопрос об опеке того или иного лица, вопрос о назначении или изменении пенсии конкретному лицу и т.д.

3. Правоохранительная - это деятельность по контролю и надзору за соблюдением законов, по привлечению виновных в неисполнении требований закона к юридической ответственности, рассмотрению дел в судах, других юрисдикционных органах, по исполнению решений этих органов, по проведению в жизнь карательных и правоохранительных мер.

На различных ступенях развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясня­ется экономическими, социальными причинами, национальным составом на­селения государства, размерами его территории, географическим положени­ем и другими факторами.

В следствии изменений, происходящих в общественной жизни, возни­кают новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает ос­новным организующим началом политической системы общества.

Построение и деятельность государственного аппарата осуществляет­ся на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эф­фективность государственного управления обществом.

Изменения, происходящие в экономической, политической и духовной сферах нашего общества внесли коррективы в структуру, содержание и ха­рактер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строится на иных принципах, которые должны обеспечить более эффективное функционирование механизма государства. Это прежде всего:

1. Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях госу­дарственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех орга­нов государства, направленной на удовлетворение интересов личности.

2. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Осуществление этого принципа позволяет сформировать эффектив­ные механизмы сдерживания, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц.

3. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства на основе общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений.

4. Высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы госу­дарственной жизни в интересах всего народа. Этот принцип означает ис­пользования в государственном управлении квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Использование на государственной службе людей, не обладающих управлен­ческими навыками приводит к негативным последствиям, так как не всегда такие люди способны квалифицированно выполнять новые для них обязан­ности, хотя до этого, вполне возможно, они были хорошими специалиста­ми в другой отрасли.

5. Принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей государственного механизма. Это прежде всего строгое и неуклон­ное соблюдение правового закона государственными органами во взаимоот­ношениях между собой, с населением страны, с различными негосударст­венными, общественными движениями и организациями.

6. Принцип демократизма в формировании и деятельности государствен­ных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев.

7. В федеральных государствах важным принципом в организации и дея­тельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государст­венной властью членов федерации. В национальных федерациях оптимальное разграничение полномочий между ними имеет важное значение, поскольку позволяет обеспечить суверенность членов федерации (объектов), их сос­тоятельность в решении внутренних и внешних задач.

Итак, мы с вами познакомились с основными признаками государст­венного аппарата, с содержанием и формами его деятельности, из кото­рых, прежде всего правовые имеют наибольшее значение. И наконец, мы выяснили какие же принципы положены в основу построения и деятельности государственного аппарата. Таким образом, механизм государства являет­ся основным субъектом осуществления государственной власти. Через аппа­рат государство осуществляет возложенные на него обществом задачи, оказывает влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, спо­собствует углублению демократии и организованности в стране, процвета­нию и благополучию населения.

 

2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА И ЕГО КОМПЕТЕНЦИИ.

Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специ­фическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Первичной единицей и основным элементом этого механизма является орган государ­ства. ОРГАН ГОСУДАРСТВА - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго опреде­ленные властные полномочия по управлению конкретной сферой обществен­ной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государ­ственного механизма, образующими единое целое. Например, министерства, управления, департаменты, органы прокурорского надзора, арбитражные су­ды, налоговые инспекции и др..

Исходя из определения можно выделить следующие признаки государ­ственного органа:

1. Все органы государства образуются в законодательном порядке, то есть образование и функционирование органа государства осуществляется на строго правовой основе.

2. Орган государства является самостоятельным элементом государст­венного аппарата, действует специализированно, обособленно в системе других органов.

3. Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый специальный организм, главной задачей которого является обеспе­чение нормального функционирования общества, защита законных прав и ин­тересов личности, охрана внешней безопасности, территориальной целост­ности государства.

Каждый государственный орган имеет:

4. Государственное имущество, которое находится в его оперативном управлении.

5. Финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования из бюджета.

6. Установленную для него организационную структуру, связанную с ней систему служебной подчиненности, служебную дисциплину.

7. Он состоит из государственных служащих.

8. Имеет необходимый объем властных полномочий, на основе которых должностные лица и коллегиальные органы совершают юридические обяза­тельные действия - издают правовые нормы, принимают индивидуально-регу­лятивные или правоохранительные решения.

Для государственных учреждений и организаций, относящихся к "не­властной части государственного механизма, то есть для государственных хозяйственных предприятий, социально-культурных научных учреждений, характерны те же признаки, однако они не имеют властных полномочий. Такие полномочия, связанные, в частности, с обеспечением служебной дисциплины, могут быть только у органа управления предприятием, соци­ально-культурным учреждением - директора, управляющего и т.д..

А теперь более подробно остановимся на двух последних признаках. Итак, государственный орган состоит из государственных служащих, т.е. людей выполняющих работу по управлению и получающих заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности и подчиненных служебной дисциплине. Положения, права и обязанности государственных служащих определяются законом, и призваны обеспечивать их соответству­ющий государственный статус, служащие должны строго следовать высоким требованиям государственной службы. Они несут ответственность за над­лежащее выполнение своих функций. Объем и порядок использования ими властных полномочий устанавливаются и фиксируются в особом юридическом документе - должностной инструкции, штатном расписании и других. К чис­лу государственных служащих относится должностное лицо, если оно в силу занимаемой должности имеет властные полномочия и вправе самостоятельно принимать решения по их использованию. Если в стране есть глава госу­дарства - Президент, то он является высшим должностным лицом.

Слой людей, работающий в государственном аппарате, известен под различными наименованиями: функционеры, чиновники, управленцы, но­менклатура, менеджеры. В соответствии с Конституцией государственные служащие призваны выполнять функции государственного управления в ин­тересах общества по принципу: «Можно то, что разрешено законом».

Наиболее важная черта государственного органа состоит в том, что он наделен функциями государственного властвования, обладает возмож­ностью повелевать, обязывать к безусловному исполнению своих велений. Функция властвования государственного органа выражается в его компе­тенции. КОМПЕТЕНЦИЯ - это содержание и объем властных полномочий (прав и обязанностей), которые имеет государственный орган, а также то или иное должностное лицо и которые фиксируются и закрепляются в соответствующем юридическом документе.

При строгом режиме законности го­сударственный орган вправе осуществлять свои властные функции только в пределах компетенции. Компетенция реализуется в актах - действиях госу­дарственного органа, должностного лица, устанавливающих, изменяющих, отменяющих в пределах компетенции юридические нормы или решающих юри­дическое дело, тот или иной конкретный вопрос.

В зависимости от содержания и объема различаются общая компетенция (правомочия государственного органа охва­тывают все вопросы, которые относятся к данному предмету ведения) и специальная компетенция (в нее входят только точно поименованные в юри­дическом документе вопросы). Например, в области управления органом общей компетенции является - правительство, специальной - конкретное министерство. Компетенция судов, других государственных органов, упол­номоченных законом на решение юридических дел, называется понятием юрисдикции. Иногда этот термин используется для обозначения того, ка­кой объем ведения, в ведении какого государственного органа находятся те или иные объекты, имущество.

Основное свойство государственного органа, качественно его харак­теризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требо­ваний этих актов; осуществлять надзор за их реализацией.

Веления государственного органа могут быть обязательными либо для всех граждан, либо для их определенного круга, они могут выходить за рамки данного государственного органа и распространяться на ту или иную область или отрасль экономического, социально-культурного строи­тельства, на административно-политическую деятельность, связанную с функционированием данного государственного органа.

Таким образом, мы выяснили, что механизм государства состоит из государственных органов, которые управляют конкретными сферами общест­венной жизни и осуществляют свою деятельность в пределах компетенции. Безусловно определенную роль в каждом государственном органе играют работающие в нем служащие, которые каждодневно осуществляя свои право­мочия и приводят в действие каждый конкретный орган и весь механизм государства в целом.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА И ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Выделяют самые разнообразные основания для классификации органов государства:

1. По субъектам формирования:

- представительные органы;

- органы, формируемые другими государственными органами.

2. По структуре государственных органов:

- простые, не имеющие внутренних подразделений (низовые звенья);

- сложные, имеющие внутреннее подразделение.

3. По территориальной сфере деятельности:

- федеральные;

- республиканские;

- местные.

4. По порядку осуществления компетенции:

- коллегиальные;

- единоначальные;

5. По организационно-правовым формам деятельности:

- полновластные;

- неполновластные.

Наиболее существенное значение имеет классификация государствен­ных органов по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. По указанным основаниям государственные органы можно подразделить на три основные группы:

- представительные органы;

- исполнительно-распоря­дительные органы;

- судебные органы, в том числе органы конституционно­го надзора.

Таким образом, основным критерием классификации органов государ­ства является порядок их создания и характер выполняемых ими задач.

Руководствуясь именно этим критерием мы и будем подробно рассматривать представительные, исполнительные и судебные органы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных