ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА (АППАРАТА) ГОСУДАРСТВА.ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ ПСКОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра: уголовного права и государственно-правовых дисциплин Курс: Теория государства и права
Л Е К Ц И Я
Тема № 6: «Механизм (аппарат) государства».
По программе обучения курсантов первого курса. Специальность: 03050165 – юриспруденция.
Псков Тема: «Механизм (аппарат) государства». Цель: Добиться усвоения курсантами основных положений темы, касающихся механизма и функций современного государства.. Уяснить содержание таких понятий как государственный орган, компетенция, государственный служащий и др. Определить практическое значение изучаемого материала. Время: 4 часа. Вид урока: Лекция-беседа, традиционная. Метод урока: Объяснение, рассказ. Материальное обеспечение: Учебники, учебно-методическое пособие, альбом схем. Литература: 1. С.А. Комаров, А.В. Малько. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. Изд. «НОРМА-ИНФРА-М. Москва. 2001. 2. М.Н. Марченко. Теория государства и права. Учебник. Изд. «ЗЕРЦАЛО», Москва. 2001. 3. М.Н. Марченко. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. Изд. «Юристъ», Москва. 2001. 4. В.Н. Протасов. Теория государства и права. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. Изд. «Юрайт-М», 2001. 5. А.Ф. Черданцев. Теория государства и права. Учебник для вузов. Изд. Москва. 2001. 6. В.Н. Хропанюк "Теория права и государства". Учебное пособие для высших учебных заведений/ Под ред. В.Г. Стрекозова. – М. 2001г. 7. А.Б. Венгеров. "Теория государства и права". Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с. 8. И. Матузов, А.В. Малько. "Теория государства и права". Курс лекций. Изд. «Юристъ», Москва. 2000. 9. В.В. Лазарев. Общая теория государства и права. Учебник. Изд. «Юристъ», Москва. 2000. 10. В.Н. Хропанюк "Теория права и государства". Хрестоматия. Изд. «Интерстиль», 1999. 11. В.К. Бабаев. Теория государства и права. Учебник. Изд. «Юристъ», Москва. 1999. 12. А.В. Малько. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. Изд. «Юристъ», Москва. 1999. 13. С.А. Комаров. Общая теория государства и права в схемах и определениях. Изд. «Юрайт», Москва. 1998. 14. Л.И. Спиридонов. "Теория государства и права": Учебник. Изд. «Проспект», Москва. 1997. 15. М.Н. Марченко. "Теория государства и права". Курс лекций, том 1. Москва, 1995 г. 16. М.Н. Марченко. "Теория государства и права". Курс лекций, том 2. Москва, 1995 г. 17. Г.В. Назаренко. "Общая теория права и государства". Курс лекций, Орел, 1995 г. 18. Г.Н. Манов. "Теория права и государства": Учебник. - М., издательство БЕК: 1995.
Распределение времени: 1. Вводная часть - 5 минут на первом занятии, 5 минут - на втором. 2. Основная часть - 70 минут на первом занятии, 70 минут - на втором. Изучение и изложение нового материала. Вопросы рассматриваемого материала: 1. Понятие механизма (аппарата) государства – 35 минут. 2. Понятие государственного органа и его компетенции – 35 минут. 3. Классификация органов государства и их общая характеристика – 70 минут. 3. Заключительная часть - 5 минут на первом занятии, 5 минут - на втором. В В Е Д Е Н И Е. Если политический режим, о котором мы говорили, рассматривая предыдущую тему, выражает содержание власти, средства и способы властвования то аппарат государства - это совокупность органов, осуществляющих государственную власть. Общество нуждалось во власти еще в глубокой древности. Вспомним первобытнообщинный строй, когда власть носила сугубо общественный характер и не существовало специального аппарата, который бы занимался только управлением. Эта потребность в регулировании общественных отношений, по мере исторического развития, не исчезла, а привела к резкому усложнению управленческой функции, повлекшей ее специализацию. В результате появился особый отряд специалистов-управленцев, которые занимались только управлением. Наличие публичной власти - как формы политической власти, опирающейся на аппарат, представляющий все общество, является одним из основных признаков государства, о которых мы говорили при изучении темы № 3. Таким образом, рассматривая вопросы возникновения, сущности, социального назначения государства, мы так или иначе касались деятельности управленческих структур. Говоря о правовой государственности, становление которой во многих развитых демократических государствах практически завершено, мы совершенно с других позиций взглянули на место, роль, организацию деятельности механизма государства. Это и подзаконность функционирования государственного аппарата, и равенство перед законом личности и государства, и обязанность разделения властей, которая и позволит обеспечить их нормальную деятельность. Изучая формы правления и формы государственного политического режима, мы знакомились с организацией высших органов власти, способами и методами ее осуществления. Следовательно, изучая практически все предыдущие темы, мы так или иначе, затрагивали деятельность властных структур государства. Сегодняшняя лекция посвящена аппарату государства, о котором мы будем говорить более подробно, дадим его понятие, классификацию его органов, рассмотрим каким образом они осуществляют свою деятельность. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА (АППАРАТА) ГОСУДАРСТВА. Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Развиваясь, человеческое общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Несмотря на функциональное и структурное разнообразие государственного механизма, мы все же можем выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и современности. МЕХАHИЗМ ГОСУДАРСТВА - это целостная система специальных органов и учреждений, осуществляющих государственное управление обществом и защиту его основных интересов. Понятие "механизм государства" следует отличать от механизма политической системы общества. Механизм государства не включает в себя политические партии, движения, общественные организации. Он состоит только из государственных органов, рассматриваемых в единстве и взаимодействии. В научной и учебной литературе по разному решается вопрос о соотношении понятия государственного механизма и государственного аппарата. Государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов. Наряду с данной точкой зрения имеются и другие мнения, в соответствии с которыми "государственный механизм" и "государственный аппарат" представляются как идентичные понятия. Государственный механизм в таких случаях нередко именуется государственным аппаратом в широком смысле слова, а система государственных органов - аппаратом в узком смысле слова. Независимо от того, какой смысл вкладывается в понятие и содержание государственного аппарата, его важнейшими и неотъемлемыми частями неизменно выступают государственные органы. Именно они заполняют содержание, формируют структуру государственного аппарата. От каждого из них, взятого в отдельности или вместе с другими государственными органами, от уровня их развития, четкости определения сферы деятельности и компетенции, упорядоченности их взаимоотношений между собой и с негосударственными органами и организациями, входящими в качестве структурных элементов в политическую систему общества, - в значительной степени зависят уровень развития и эффективности государственного аппарата. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата следующие: 1. Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений). 2. Государственный механизм представляет собой сложную целостную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи соподчинены друг с другом и иерархически соподчинены друг с другом при осуществлении своих непосредственных властных функций. Обособление отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу сами по себе являются показателями кризиса политической власти, который периодически испытывают государства. 3. Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием. 4. Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое обеспечивает справедливые, гармоничные отношения между государством и личностью. 5. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования. Структура механизма государства состоит: 1. Государственный аппарата - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. 2. Государственные учреждения - это такие организации, которые осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.д. Очень часто считают, что государственные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения. 3. Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли. Говоря об осуществлении государственного управления обществом, мы, прежде всего, имеем ввиду деятельность государства по реализации управленческо-обеспечительной и охранительной функции. Государственный аппарат специально предназначается для осуществления государственной власти, на его структуру и принципы формирования оказывали и оказывают влияние различные факторы экономического, политического, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют совершенствования государственного аппарата, появления новых органов государства. Механизм государственной власти, каждое его звено создают для своих нужд государственные учреждения - рабочий вспомогательный аппарат, который властной силой не обладает, но играет важную роль в подготовке государственных решений. Такие учреждения, как канцелярии, управления делами, как бы опосредуют деятельность государства. Имеются учреждения, решающие самостоятельные задачи, но подчиненные какому-либо государственному органу (школа, вуз и т.д.). В литературе учреждения государственного аппарата принято называть "вспомогательными учреждениями", "материальным придатком". Это органы государства, но не государственные органы, так как от них не исходит обязательных, властных решений в адрес других субъектов. Однако, надо иметь в виду, что государственные органы без учреждений не могут существовать. Тесная связь государственных органов и государственных учреждений дает основания сформулировать понятие "механизм государства", которое оказывается шире понятия государственного аппарата. Выделение в нем трех групп органов имеет фундаментальное значение. Эта классификация позволяет определить роль того или иного органа в выполнении функций государства. В этой связи необходимо выделить, прежде всего, содержание и формы этой деятельности. Содержание деятельности аппарата государства, всех его подразделений - это управленческая, организационная работа по обеспечению надлежащей организованности и эффективного функционирования всех сфер общественной жизни. Формы деятельности механизма государства зависят от того, в какой мере используются в управлении законы, правовые механизмы. Исходя из этого можно выделить следующие формы деятельности государственного аппарата: 1. Непосредственно-управленческие - это те формы, которые не носят юридического (обязательного) характера, а состоят в выработке научных рекомендаций, передачи опыта. В какой-то степени эта форма деятельности является отказом от прямого администрирования, что на протяжении довольно длительного периода времени было свойственно аппарату нашего государства. Что особенно важно для управления правоохранительными органами и, в частности, органами внутренних дел, деятельность которых настолько сложна и многогранна, что без определенной свободы в принятии управленческих решений, которую представляют рекомендательные методы, их эффективное функционирование просто невозможно. 2. Правовые формы - это формы, имеющие юридический характер, то есть являющиеся общеобязательными для всех субъектов управленческой деятельности и вызывают государственно-обязательные последствия. К основным правовым формам деятельности аппарата государства относятся: 1. Правотворческая - это деятельность по подготовке проектов нормативных юридических актов, их принятию и изданию. В результате этого появляются, изменяются или теряют силу юридические нормы, составляющие правовую основу деятельности людей и организаций. 2. Правоисполнительная - это деятельность по реализации требований юридических норм. Сюда же относятся и индивидуально-регулятивные действия государственных органов, то есть когда на основании юридических норм тот или иной конкретный вопрос решается в индивидуальном порядке. Например, вопрос об опеке того или иного лица, вопрос о назначении или изменении пенсии конкретному лицу и т.д. 3. Правоохранительная - это деятельность по контролю и надзору за соблюдением законов, по привлечению виновных в неисполнении требований закона к юридической ответственности, рассмотрению дел в судах, других юрисдикционных органах, по исполнению решений этих органов, по проведению в жизнь карательных и правоохранительных мер. На различных ступенях развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами. В следствии изменений, происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества. Построение и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом. Изменения, происходящие в экономической, политической и духовной сферах нашего общества внесли коррективы в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строится на иных принципах, которые должны обеспечить более эффективное функционирование механизма государства. Это прежде всего: 1. Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех органов государства, направленной на удовлетворение интересов личности. 2. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Осуществление этого принципа позволяет сформировать эффективные механизмы сдерживания, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц. 3. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства на основе общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений. 4. Высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах всего народа. Этот принцип означает использования в государственном управлении квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Использование на государственной службе людей, не обладающих управленческими навыками приводит к негативным последствиям, так как не всегда такие люди способны квалифицированно выполнять новые для них обязанности, хотя до этого, вполне возможно, они были хорошими специалистами в другой отрасли. 5. Принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей государственного механизма. Это прежде всего строгое и неуклонное соблюдение правового закона государственными органами во взаимоотношениях между собой, с населением страны, с различными негосударственными, общественными движениями и организациями. 6. Принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев. 7. В федеральных государствах важным принципом в организации и деятельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации. В национальных федерациях оптимальное разграничение полномочий между ними имеет важное значение, поскольку позволяет обеспечить суверенность членов федерации (объектов), их состоятельность в решении внутренних и внешних задач. Итак, мы с вами познакомились с основными признаками государственного аппарата, с содержанием и формами его деятельности, из которых, прежде всего правовые имеют наибольшее значение. И наконец, мы выяснили какие же принципы положены в основу построения и деятельности государственного аппарата. Таким образом, механизм государства является основным субъектом осуществления государственной власти. Через аппарат государство осуществляет возложенные на него обществом задачи, оказывает влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию и благополучию населения.
2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА И ЕГО КОМПЕТЕНЦИИ. Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Первичной единицей и основным элементом этого механизма является орган государства. ОРГАН ГОСУДАРСТВА - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое. Например, министерства, управления, департаменты, органы прокурорского надзора, арбитражные суды, налоговые инспекции и др.. Исходя из определения можно выделить следующие признаки государственного органа: 1. Все органы государства образуются в законодательном порядке, то есть образование и функционирование органа государства осуществляется на строго правовой основе. 2. Орган государства является самостоятельным элементом государственного аппарата, действует специализированно, обособленно в системе других органов. 3. Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый специальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности, территориальной целостности государства. Каждый государственный орган имеет: 4. Государственное имущество, которое находится в его оперативном управлении. 5. Финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования из бюджета. 6. Установленную для него организационную структуру, связанную с ней систему служебной подчиненности, служебную дисциплину. 7. Он состоит из государственных служащих. 8. Имеет необходимый объем властных полномочий, на основе которых должностные лица и коллегиальные органы совершают юридические обязательные действия - издают правовые нормы, принимают индивидуально-регулятивные или правоохранительные решения. Для государственных учреждений и организаций, относящихся к "невластной части государственного механизма, то есть для государственных хозяйственных предприятий, социально-культурных научных учреждений, характерны те же признаки, однако они не имеют властных полномочий. Такие полномочия, связанные, в частности, с обеспечением служебной дисциплины, могут быть только у органа управления предприятием, социально-культурным учреждением - директора, управляющего и т.д.. А теперь более подробно остановимся на двух последних признаках. Итак, государственный орган состоит из государственных служащих, т.е. людей выполняющих работу по управлению и получающих заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности и подчиненных служебной дисциплине. Положения, права и обязанности государственных служащих определяются законом, и призваны обеспечивать их соответствующий государственный статус, служащие должны строго следовать высоким требованиям государственной службы. Они несут ответственность за надлежащее выполнение своих функций. Объем и порядок использования ими властных полномочий устанавливаются и фиксируются в особом юридическом документе - должностной инструкции, штатном расписании и других. К числу государственных служащих относится должностное лицо, если оно в силу занимаемой должности имеет властные полномочия и вправе самостоятельно принимать решения по их использованию. Если в стране есть глава государства - Президент, то он является высшим должностным лицом. Слой людей, работающий в государственном аппарате, известен под различными наименованиями: функционеры, чиновники, управленцы, номенклатура, менеджеры. В соответствии с Конституцией государственные служащие призваны выполнять функции государственного управления в интересах общества по принципу: «Можно то, что разрешено законом». Наиболее важная черта государственного органа состоит в том, что он наделен функциями государственного властвования, обладает возможностью повелевать, обязывать к безусловному исполнению своих велений. Функция властвования государственного органа выражается в его компетенции. КОМПЕТЕНЦИЯ - это содержание и объем властных полномочий (прав и обязанностей), которые имеет государственный орган, а также то или иное должностное лицо и которые фиксируются и закрепляются в соответствующем юридическом документе. При строгом режиме законности государственный орган вправе осуществлять свои властные функции только в пределах компетенции. Компетенция реализуется в актах - действиях государственного органа, должностного лица, устанавливающих, изменяющих, отменяющих в пределах компетенции юридические нормы или решающих юридическое дело, тот или иной конкретный вопрос. В зависимости от содержания и объема различаются общая компетенция (правомочия государственного органа охватывают все вопросы, которые относятся к данному предмету ведения) и специальная компетенция (в нее входят только точно поименованные в юридическом документе вопросы). Например, в области управления органом общей компетенции является - правительство, специальной - конкретное министерство. Компетенция судов, других государственных органов, уполномоченных законом на решение юридических дел, называется понятием юрисдикции. Иногда этот термин используется для обозначения того, какой объем ведения, в ведении какого государственного органа находятся те или иные объекты, имущество. Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требований этих актов; осуществлять надзор за их реализацией. Веления государственного органа могут быть обязательными либо для всех граждан, либо для их определенного круга, они могут выходить за рамки данного государственного органа и распространяться на ту или иную область или отрасль экономического, социально-культурного строительства, на административно-политическую деятельность, связанную с функционированием данного государственного органа. Таким образом, мы выяснили, что механизм государства состоит из государственных органов, которые управляют конкретными сферами общественной жизни и осуществляют свою деятельность в пределах компетенции. Безусловно определенную роль в каждом государственном органе играют работающие в нем служащие, которые каждодневно осуществляя свои правомочия и приводят в действие каждый конкретный орган и весь механизм государства в целом. 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА И ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. Выделяют самые разнообразные основания для классификации органов государства: 1. По субъектам формирования: - представительные органы; - органы, формируемые другими государственными органами. 2. По структуре государственных органов: - простые, не имеющие внутренних подразделений (низовые звенья); - сложные, имеющие внутреннее подразделение. 3. По территориальной сфере деятельности: - федеральные; - республиканские; - местные. 4. По порядку осуществления компетенции: - коллегиальные; - единоначальные; 5. По организационно-правовым формам деятельности: - полновластные; - неполновластные. Наиболее существенное значение имеет классификация государственных органов по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. По указанным основаниям государственные органы можно подразделить на три основные группы: - представительные органы; - исполнительно-распорядительные органы; - судебные органы, в том числе органы конституционного надзора. Таким образом, основным критерием классификации органов государства является порядок их создания и характер выполняемых ими задач. Руководствуясь именно этим критерием мы и будем подробно рассматривать представительные, исполнительные и судебные органы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|