Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Функции политической системы.




Руководство и управление общественными делами - главное назначение политической системы. Политическое руководство - это определение стратегических целей и перспектив общественного развития, а управление - их реализация. Все многообразие руководства и управления, осуществляемых политической системой общества, конкретизировано в ее функциях.

Политико-просветительная - формирование массового политического сознания, исходя из стратегических задач и путей развития общества. В соответствии с этой функцией предоставленную телевидением возможность видеть и слышать политических деятелей на крупных планах следовало бы только приветствовать. Если бы тотчас не обнаружилось, что личность политического деятеля может сделаться орудием дурного внушения, иначе говоря - манипуляции. "Демон физиогномики и телесности", как назвал его Томас Манн, проникая через глаза и уши в подсознание, способен существенно потеснить, если не задавить совсем, сознательные моменты, размягчить волю и направить ее к каким-то дурным целям. Есть и другая возможность, не столь зловещая, хотя тоже далеко не безобидная (обычно она реализуется в условиях значительной политической стабильности), - это когда политика подменяется лицедейством, разными спортивно-политическими шоу, и в результате зрелищная сторона вытесняет содержательную[10].

Распределительная - создание и распределение материальных и духовных ценностей. Именно в этой сфере сталкиваются интересы социальных групп. Потеря контроля над этой сферой чревата кризисом.

Мобилизационная - мобилизация людских и материальных ресурсов для выполнения различных социальных задач. Большинство населения планеты осознало необходимость организации определенных институтов на национальном уровне для того, чтобы обеспечить жизнедеятельность общества. Все понимают необходимость существования законодательной власти для принятия законов, исполнительной власти для их выполнения и судебной власти для трактования законов, а также проведения юридического анализа в случае возникновения разногласий в их понимании[11].

Внешнеполитическая - установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими странами, защита национальных интересов на мировой арене. И во исполнение этой функции нельзя недооценивать роль политической системы России на всем постсоветском пространстве, что подтверждают слова

Президента Республики Молдова Петра Лучинского: «Опыт своих связей с Россией, русской государственностью и тем более русской культурой остался с нами, и остался как естественно-приоритетный — не исключительный, но естественно-приоритетный среди иных, тоже естественных, соседских приоритетов. Нельзя не учитывать и того, что у нас в РМ (Республике Молдова) треть населения — русскоговорящая, и этнических русских полмиллиона человек. А экономические взаимосвязи? 90 % энергоресурсов мы получаем из России. Это какой же силы "императив"! Искать и находить взаимовыгодные экономические интересы — вот главное»1.

Нормотворческая - формирование правовых норм и правил; их применение и контроль за соблюдением.

Охранительная - защита данного строя, обеспечение внутренней и внешней безопасности.

Программно-стратегическая определение целей, задач, путей развития общества; разработка конкретных программ его деятельности на длительные периоды.

 

Структура политической системы общества.

Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Всякое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм и называется политической системой. Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы.

Политическая система характеризуется интегрированностью, что, в свою очередь, предполагает вертикальную и горизонтальную согласованность ее структурных элементов.

Ее жизнеспособность определяется тем, на сколько в ней преобладают согласие и сотрудничество между отдельными элементами. Политическая система общества самодостаточна в том смысле, что в силу своей внутренней организации и ресурсов а также ее доступа к необходимым ресурсам в окружающей среде она обладает способностью функционировать автономно, реализуя свои ценности, нормы и коллективные цели, приспосабливаясь к условиям среды. Политическая система открыта влиянию окружающей среды, с которой она вовлечена в процессы взаимообмена и из которой получает важнейшие стимулы для своей деятельности, открытость уже сама по себе предполагает, что политическая система является частью или подсистемой другой, более всеохватывающей системы, а именно человеческого социума в целом[12].

Политическая система, как структурная единица человеческого социума, состоит из нескольких подсистем:

Институциональная подсистема - государство и его органы, политические партии, церковь и др. Институциональная подсистема в решающей мере предопределяет понятие и содержание политической системы общества в целом, оказывает огромное влияние на основные направления ее деятельности, социальное содержание и назначение. По отношению к политической организации общества в целом, а также по отношению к ее отдельным частям, институциональная подсиситема выступает в качестве основополагающей системы, так как она является источником всех наиболее важных связей, возникающих в рамках политической организации общества. Именно по отношению к ней политические идеи, взгляды, теории и представления выполняют служебные функции, формируя свои собственные подсистемы[13];

Нормативная подсистема - К нормативной (регулятивной) подсистеме следует отнести такие соотносящиеся с ней социальные нормы, как нормы правовые и моральные, нормы, содержащиеся в решениях политических партий и общественных организаций, политические традиции;

Функциональная подсистема - формы и направления политической деятельности, политические процессы, способы и методы осуществления власти;

Коммуникативная подсистема - включает в себя формы взаимодействия как внутри системы, так и взаимодействие с другими политическими системами, например, партии - государство, между политической системой и экономической сферой с политическими системами других стран;

Идеологическая подсистема - ее структурными элементами могут считаться соответствующие идеи, различные взгляды и представления.

Разумеется, как сами частные подсистемы, так и их структурные элементы не существуют изолированно, в отрыве друг от друга. В реальной действительности они всегда находились и находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Исходя из этого, можно сказать, что рассмотрение их в чистом, несколько разобщенном виде весьма относительно и условно. Выделение в качестве структурных элементов политической системы общества государства, политических партий, разнообразных общественных организаций не только не исключает, а, наоборот, всячески предполагает всесторонний учет и тщательный анализ взаимосвязанных и взаимодействующих с ними элементов различных частей подсистем.

Политическая организация любого конкретного общества как сложный, системный комплекс должна иметь, исходя из принципов детерминированности и совместимости элементов и структуры, также и соответствующие ей элементы. В качестве таковых можно рассматривать не отдельные одномерные явления, а лишь сложные, емкие комплексы, образуемые в результате взаимосвязи и взаимодействия элементов одной, ведущей институциональной подсистемы с элементами других, ведомых частных подсистем. Иными словами, в качестве элементов политической системы общества могут выступать не сами по себе общественно-политические институты, взятые в чистом, изолированном друг от друга и от элементов других частных систем (подсистем) виде, а институты, рассматриваемые в комплексе с порождаемыми ими связями и отношениями, опосредуемыми данные связи и отношения социальными нормами, в единстве со всеми лежащими в основе их существования и функционирования политическими идеями, теориями, взглядами и представлениями[14].

Главные элементы политической системы общества и механизм их функционирования закрепляются в конституции государства, в законодательных актах, которые регулируют деятельность органов государственной власти, партийных, хозяйственных и общественных организаций.

Наиболее важной частью политической системы общества является его организация, т.к. любой вид деятельности осуществляется в организованных формах - через совместные действия, подчиненные единой цели и регулирующиеся определенными нормами, принятыми в данном обществе.

В политической системе общества можно выделить следующие структурные элементы:

1. Политическая организация общества - это совокупность организаций и учреждений, выполняющих определенные функции. В результате их взаимодействия и осуществляется политическая власть в данном обществе.

Политическая организация включает в себя: государство, партии, общественные организации и движения, средства массовой информации (СМИ) и церковь. Собственно политическими организациями являются государство и партии, т.к. они прямо осуществляют политическую власть или стремятся к ней - это главное в их деятельности.

Молодежные, женские политические организации, профсоюзы косвенно связаны с осуществлением политической власти, т.к. это лишь один из аспектов их деятельности. Различные спортивные общества, ассоциации, союзы (неполитические) не участвуют в осуществлении политической власти (только на отдельных этапах жизнедеятельности общества - выборах).

Огромную роль играют в политической организации общества СМИ, которые часто называют «четвертой властью». Государственная власть всегда стремится контролировать СМИ, т.к. через них может не только влиять на коллективное сознание, но и направлять поведение масс. СМИ являются важной частью политической системы, оказывая серьезное влияние на политическую жизнь общества.

Определенную роль в политической системе общества играет церковь.

Религия и политика на протяжении многих веков так или иначе соприкасались друг с другом. Это объясняется прежде всего тем, что религия опирается на большие массы верующих, это - форма общественного сознания. Политика тоже связана с огромными массами населения. Эти два явления общественной жизни пересекаются неизбежно. Церковь всегда стремилась воздействовать на политические взгляды и политическое поведение масс, на политические движения. Это весьма серьезный фактор, который сегодня нельзя не учитывать при решении важнейших политических задач в обществе.

2. В состав политической системы общества входят и политические отношения, т.е. отношения социальных групп, классов, социальных институтов по поводу управления обществом, по поводу власти. Межклассовые, внутриклассовые, межнациональные отношения - структура политической системы. Очень важную роль играют и вертикальные отношения в процессе осуществления политической власти (скажем отношения центра и регионов). Значительное место в политических отношениях занимают отношения между политическими организациями и учреждениями. Критерием достигнутой степени развития и цивилизованности является своего рода уровень, до которого такого рода институтам у данной нации дозволено подняться, а в дальнейшем — и способность обеспечить стабильность жизни и процветание народа. И наоборот, отсутствие подобного институционального прогресса разрушает созидательную силу и жизнеспособность нации, сдерживает процесс ее развития[15].

3. Элементом политической системы являются политические и правовые нормы (конституция, программы партий и т.д.). Разным политическим режимам соответствуют свои принципы и нормы. Политические и правовые нормы регулируют политические отношения, упорядочивают их, способствуют укреплению политической системы, ее стабильности, способствуют формированию политического сознания поведения субъектов в политической деятельности.

4. Политическое сознание и политическая культура также являются элементами политической системы общества. Формируясь на основе объективных процессов развития, являясь отражением конкретной социальной практики, ценностные ориентации участников политической жизни оказывают существенное воздействие на их поведение, на политическое развитие общества, поэтому в процессе руководства и управления обществом важно учитывать политические настроения людей. При этом политика, нуждаясь в культуре, то и дело принуждает ее к подчинению: откровенному или скрытному, но все-таки подчинению. Так происходит уже потому, что культура беспартийна, а значит, и гораздо ближе к природе и к природности, чем политика. Политика как раз та сфера, которая отдаляет человека от натуры — и от норм и от мер не только мышления, но и поведения, заданных нам самой природой[16].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных