Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Консервативная политическая мысль




На формирование консервативной политической мысли в России оказали несомненное влияние идеи европейских традиционалистов — Э. Берка, Ж. Де Местра и др.: их резко критическое отношение к теориям естественного права, идеям индивидуальной свободы и гражданского равенства.

Российские консерваторы М. М. Щербатов (1733-1790), Н. М. Карамзин (1766-1826) подчеркивали незыблемость монархии и крепостного права, сословного построения общества.

Самодержавие, по их мнению, есть всесословное и отеческое правление, властитель — строгий и добрый отец, крепкий в православной вере и отстаивании заветов старины. Только такое правление — гарант единства общества и его благополучия.

 

В 1811г. Карамзин пишет «Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», в которой резко критикует либеральные реформы, которые начал Александр I.

В «Записке» сформулированы классические принципы русской охранительной идеологии: «требуем более мудрости охрани­тельной, нежели творческой», «всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости». Однако, создавая образ иде­ального самодержавного правления, Карамзин критикует самодержавие реальное: самодержец для него есть «обычный политик».

 

В «Записке» впервые сфор­мулирована важнейшая задача: не переносить механически на русскую почву выработанные европейской культурой понятия, а осмысливать собственный ис­торический опыт для создания новых законов и политических процедур.

 

Идеи Карамзина стали основой для развития русской консервативной мысли, в даль­нейшем представленной Н. Я. Данилевским (1822-1855), К. Н. Леонтьевым (1831-1891), К. П. Победоносцевым (1827-1907), евразийцами и др.

 

В книге Данилевского «Россия и Европа» (1871) обосновывается концепция о принципиальном расхождении между Европой и «славянским культурно-историческим типом».

Подобные мысли высказывает и К. Н. Леонтьев. Обосновывая византийские истоки российской цивилизации, он предостерегает от следования «отвратительному пути», по которому пошла Евро­па.

От разрушительного влияния Запада Рос­сию ограждает православие. По Леонтьеву, назначение России — создание особой цивилизации, славяно-азиатской, причем ближайшая практическая задача — «взятие Царь-града и заложение там основ новому куль­турно-государственному зданию».

Таким образом, византизм Леонтьева основы­вался и на идее перенесения столицы как предпосылке обновления и возвышения России.

Гибельность европейского пути для России обосновывает К. П. Победо­носцев в своей знаменитой работе «Великая ложь нашего времени».

Такой лож­ной идеей является, с его точки зрения, теория парламентаризма: выборы не от­ражают волю избирателей, а избранные представители руководствуются лишь собственными честолюбивыми интересами.

Последовательным критиком демократии - самого страшного, по его мнению, вида деспотизма – был Л.А. Тихоми­ров (1852-1923), автор трактата «Монархическая государственность».

 

При всем разнообразии концепций можно выделить рад общих признаков, присущих российской консервативной мысли:

· провозглашение необходимости для России следовать по собственному пути развития, отличному от западного;

· признание незыблемости самодержавной власти в России, допускающее возможность проведения реформ, не затрагивающих сути существующей системы власти;

· критика парламентаризма (представительная система есть отчуждение власти от народа, а парламент - «ужасная говорильня»), либерализма и социализма (свобода и равенство, идеи народного суверенитета — самые лживые из политических идей);

· религиозное (православное) мировоззрение, сакрализация явлений политической жизни, представление о монархе как о «помазаннике Божьем»;

· сохранение традиционной системы отношений, общественной иерархии как основы самодержавной власти и отражения «иерархии небесной»;

· высшая нравственная задача личности — служение общему благу, выразителем которого является государство.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных