Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проникновение в Россию со второй половины XVIII в. идей Просвещения способствовало формированию в стране либеральной мысли.




 

Так называемый правительственный либерализм был представлен императрицей Екатериной II (ряд мероприятий, осуществленных в период ее царствования, а также ее знаменитый «Наказ», где императрица говорила о роли права и закона в государстве), княгиней Е. Р. Дашковой, графом Н. И. Паниным и др.

При отсутствии основ гражданского общества государственная власть, осуществляя модернизацию «сверху», сама инициировала процесс распростране­ния либеральных ценностей.

 

С воцарением Александра I правительственный ли­берализм обрел характер конкретной программы действия, которая была четко сформулирована М. М. Сперанским (1772-1839).

Сперанского можно считать ос­нователем русской политико-правовой традиции.

В 1809г. он пишет «Введение к Уложению государственных законов», которые вошли в историю под названием «план Сперанского»: правовое государство, разделение властей, конституционное ограничение самодержавия.

Идеи Сперанского, не реа­лизованные при его жизни, стали основой для либеральных реформ Александ­ра II, заложивших фундамент конституционно-правовой системы на уровне мест­ного самоуправления.

 

Либеральными по своей сути были многие мероприятия С. Ю. Витте и П. А. Столыпина.

 

Однако, непоследовательность проводившихся «сверху» реформ, периодические отказы от них усиливали оппозиционный либерализм, представителями которого на начальном этапе его развития были Н. И. Новиков (1744-1818), Я. П. Козельский (ок. 1728 - ок. 1794), Д. И. Фонвизин (1744- 1792), А. Н. Радищев (1749-1802), С. Е. Десницкий (1740-1789).

Основные идеи русских просветителей:

- резкая критика самодержавия и крепостничества с позиций теории естественного права;

- установление конституционной монархии (С.Е. Десницкий);

- либо республики, основанной на разделении власти (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев);

- законодательное закрепление прав граждан — формирование правового государства.

Наиболее полное развитие либеральная тенденция русской просветительской мысли второй половины XVIII в. получила в произведениях профессора Московского университета С. Е. Десницкого, который считается основателем русской научной юриспруденции .

Сущность концепции Десницкого состояла в передаче значительного объема законодательных полномочий выборному представительному органу — сенату при сохранении за монархом верховного суверенитета и права абсолютного вето.

Концепция Десницкого была попыткой адаптации английской конституционной модели к российским условиям.

 

Теоретические конструкции Десницкого и Радищева заложили концептуальные основы и российского либерализма, и одновременно радикализма. «Дворянская революционность» А. Н. Радищева предвосхитила влиятельную в 20-х гг. XIX в. идеологию декабризма.

 

Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг., благодаря которым русское общество познакомилось с западноевропейской политической жизнью и филосо­фией, предопределили дальнейшее развитие оппозиционной политической мысли и практики.

«Практики» стремились перенести в Россию те формы политического строя, которые уже получили развитие в Европе (конституционные монархии и республики), — это привело к формированию идеологии декабризма и декабристскому движению.

 

В рамках декабризма были выдвинуты два прин­ципиально различных проекта обустройства России.

П. Пестель (1793-1826), руководитель «Южного об­щества», создает модель унитарного республикан­ского государства с жесткой диктатурой, не предпо­лагающей политической свободы, но с социальными и экономическими гарантиями для населения.

Идеолог «Северного общества» Н. Муравьев (1796-1843) предлагает федеративное устройство с гарантиями политической свободы, принципом разделения власти.

 

Событием в развитии политической мысли России первой половины XIX в. стала публикация в журнале «Телескоп» (1836) первого письма из сочинения П. Я. Чаадаева (1794-1856) «Философические письма».

Чаадаев резко критически оценивал прошлое и настоящее России. Согласно предложенной им концепции, Россия, приняв христианство в византийской (православной) форме, оказалась оторванной от истинного живительного христианства (католицизма) и замкнулась в своей религиозной обособленности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных