Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Относительность размера




Первый и самый су­щественный фактор — размер всей композиции, частью которой является элемент. Человеческое восприятие не­обычайно гибко, и когда мы рассматриваем миниатюру на перстне, наши понятия о большом и маленьком совсем другие, чем когда мы смотрим на фреску во всю стену. По сути, в дизайне нет понятия абсолютного размера, а есть лишь относительный, кажущийся, перцептивный размер в данных условиях и данном окружении. Редко когда можно заимствовать элемент из одной композиции в другую, пусть даже почти идентичную, без подгонки его размеров по месту (то же, конечно, справедливо и в отношении других свойств объектов). И никогда нельзя устанавливать размеры объектов, исходя из чисто умозрительных соображений — вам обязательно понадобится ручная, «на глазок», подгонка с тем, чтобы элемент не обязательно был, но обязательно казался нужного размера.

Приспособляемость восприятия к широчайшему диапазону условий хорошо известна фотографам, которые знают, что человеческому глазу совершенно нельзя доверять в определении условий освещенности — нередко сцены, мягко и отчетливо освещенные с точки зрения человека, на снимке (если не применялась вспышка или другое искусственное освещение) выходят слишком темными и контрастными. Поэтому профессиональные фото­графы умеют «отключать» свою врожденную приспособляемость и гораздо более реалистично, чем простые смертные, оценивают общий уровень и ка­чество освещения даже без использования технических средств.

Форма и размер

Зачастую объекты имеют сложные, почти аморфные (стр. 100) очертания, затрудняющие даже приблизительное определение их размеров. Взять, напри­мер, букву позаковыристее из какого-нибудь шрифта с за­сечками — от каких точек правильнее всего отсчитывать ее ширину и высоту?

Интуитивно ясно, что такого рода сложные формы рас­падаются на «важные» (в нашем случае это основные штрихи буквы) и «неважные» (засечки) элементы, и при определении субъективного размера неважные элементы учитываются лишь частично или игнорируются вообще. Важность компонентов формы, однако, сама зависит не только от формы, но и от размера — в крупном кегле засечки труднее игнорировать, чем в мелком. Соотноше­ние важных и неважных частей (их можно также назвать «ядром» и «оболочкой») определяет компактность формы, очень сильно влияющую на ее воспринимаемый размер

Рис. 2

Оптическая иллю­зия, демонстрирующая влияние компактности формы на вос­принимаемый размер: горизон­тальный отрезок в (б) кажет­ся длиннее, чем в (а), хотя их длина абсолютно одинакова

(рис. 2). Теоретически максимальной компактностью обла­дает окружность (не имеющая «оболочки» вообще), ми­нимальной — сложные фигуры с выступами и пустотами, лишенные какой-либо логики формы.

Но это лишь один из аспектов. При всевозможных вы­равниваниях элементов друг относительно друга (стр. 86) большое значение имеет то, насколько резко форма кон­чается в направлении, перпендикулярном отсчитываемому размеру. Так, круг и квадрат на рис. 3, а одинаковы по ширине, но квадрат кажется немного шире из-за того, что он прилегает обеими вертикальными сторонами к прямым, ограничивающим его в горизонтальном направлении, тогда как круг касается каждой из этих прямых только в од­ной точке. Можно сказать, что квадрат или прямоугольник обладают максимальной компактностью в горизонтальном и вертикальном направлениях (самых важных в любой композиции), превосходя в этом отношении изотропный, «абстрактно компактный» круг. Из-за этого, например, во всех шрифтах буквы округлой формы («о», «с») выступают вниз за базовую линию шрифта — только эта небольшая (2—3%) искусственная неправильность, называемая наплы­вом, позволяет создать впечатление равной высоты букв в строке (рис. 3, б).

Шрифты подсказывают еще несколько специфических ил­люзий восприятия размера: вертикальные линии кажутся тоньше равных им по толщине горизонтальных (поправка на этот эффект есть даже у простейших рубленых шрифтов, не говоря уж о шрифтах с засечками, у которых верти­кальные штрихи обычно намного толще горизонтальных), а изогнутые тоньше прямых (отсюда — утолщения на за­круглениях, к примеру, буквы «В»). Наконец, на восприятие размера влияет симметрия формы: симметричные фигуры кажутся более компактными и меньшими по размеру, чем равновеликие им несимметричные.

(а)

(б)

Рис. 3

В (а) круг кажет­ся уже, чем равновеликий ему квадрат; в (б) увеличенный фрагмент буквы с закругле­нием (справа) выступает вниз за базовую линию, проведенную по низу букв без закруглений (показаны строчные буквы «н» и «о» из шрифта Тайме)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных