Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Золото и пластмасса




Архитекторы и художники древности придавали огромное значение выбору пропорций. Некоторые из их открытий, такие как «золотое сечение» (рис. 6), вполне могут пригодиться и сегодняшнему ди­зайнеру, но в целом классический подход к определению пропорций, обычно заключающийся в вычислении разме­ров по формулам, в современном дизайне применяется редко. Субъективность размеров, о которой мы говорили в предыдущем разделе, делает субъективными и пропорции, и нет никакого смысла вычислять габариты прямоуголь­ников с точностью до третьего знака после запятой, если их воспринимаемый размер все равно будет отличаться

от реального из-за факторов, о которых не задумывались художники эпохи Возрождения. Современный дизайнер выбирает пропорции почти исключительно «на глазок», добиваясь нужного ему соотношения активностей элемен­тов не только варьированием размеров, но и с помощью множества других инструментов.

Таким образом, волшебного правила выбора пропорций на все случаи жизни не существует. При выборе раз­меров элементов нужно учитывать множество факторов: вклад элементов в информационное содержание компо­зиции, их положение в контексте данной композиции (веб-страницы) и более крупной информационной единицы (сайта), контрастные отношения между ними, необходи­мость нюансировки и многое другое. Стиль композиции во многом определяется тем, насколько покорно дизайнер сле­дует «натуральным» размерам элементов, соответствующим их относительной важности и традициям оформления, или же, наоборот, насколько свободно он варьирует пропорции, добиваясь необычного звучания страницы.

Пропорций простота

Можно лишь указать на отно­сительную популярность простейших пропорций — в пер­вую очередь равновеликости объектов, а также кратных соотношений их размеров (1:2, 1:3), что является следстви­ем общего принципа единства и экономии средств («не следует усложнять без необходимости», стр. 149). Но точно так же не следует и увлекаться простотой — композиция, где все выровнено со всем, может показаться скучной. Удобно представить себе что-то вроде наложенной на вашу страни­цу координатной сетки, ячейки которой имеют размер того или иного выдающегося элемента, и учитывать стремление других элементов «прилипать» (наподобие функции «snap» в векторных графических редакторах) к линиям этой сет­ки — лишь учитывать, впрочем, а отнюдь не безоговорочно подчиняться этому их стремлению.

Достаточно общим является также принцип ограничения пропорций «сверху». Несмотря на способность человеческо­го восприятия без труда приспосабливаться к любой шкале размеров, этой способностью не следует злоупотреблять — нельзя требовать от зрителя слишком частых «перенастроек» такого рода и безусловно следует избегать их в пределах одной композиции (страницы). Однажды привыкнув к не­которому среднему размеру элементов, человеческий глаз может комфортно воспринимать только то, что не слишком

Рис. 7

Природа подсказы­вает пропорции для больших и для маленьких

сильно отличается от него в сторону увеличения или уменьшения (иными словами, отношение размеров значи­мых элементов не должно превышать некоторой разумной величины; см. также стр. 160).

Если на одной и той же странице вы заставляете зрителя сначала всматриваться в буквы высотой в несколько пик­селов, а затем ошарашиваете его огромной полуразмытой фотографией через всю страницу, ни о какой цельности речи уже не идет. Из этого правила есть, впрочем, и исключения; так, элементы, выполняющие роль фона для чего-либо, выдерживают гораздо большее растяжение, чем элементы переднего плана, нагруженные информацией.

Микропропорции

После того как пропорции вчерне выбраны, наступает не менее важный этап — тщательная подгонка размеров, координация, нюансировка (стр. 171) и нейтрализация всевозможных «паразитных связей», по­бочных эффектов и оптических иллюзий, влияющих на восприятие пропорций. Изменение кажущегося размера в зависимости от формы, цвета и текстуры мы рассмотрели выше (стр. 79); здесь следует особо остановиться на том, как пропорции зависят от размеров элементов. (Хотя сама пропорция есть не что иное как соотношение размеров, она требует определенной коррекции, если оба сравниваемых элемента увеличить или уменьшить в равное количество раз.)

Взгляните на рис. 7. Известно, что пропорции человеческо­го тела меняются с возрастом (т. е. при увеличении общего размера тела): голова ребенка в отношении к его росту гораздо больше, чем голова взрослого. Этого же принципа следует придерживаться и в пропорционировании любых композиций: при прочих равных условиях, чем меньше размер элементов, тем менее выраженной должна быть разность их размеров. Иными словами, в малых разме­рах меньший член пропорции становится подчас слишком малозаметным, поэтому его следует несколько увеличить; наоборот, в больших размерах можно пользоваться более контрастными, выразительными пропорциями.

Размещение

Чтобы покончить с пространственными отношениями, нам осталось рассмотреть типы и законы размещения эле­ментов друг относительно друга в композиции. Поскольку о влиянии формы, цвета и других факторов на про­странственные отношения уже говорилось выше, здесь мы

постараемся абстрагироваться от этих свойств элементов, рассмотрев идеальный случай размещения прямоугольников на двумерном поле.

В работе над композицией веб-страницы достичь этого уровня абстракции очень легко: достаточно отключить автоматическую загрузку изображений в вашем броузере, и все графические элементы будут представлены со­ответствующего размера прямоугольниками (которые, правда, не всегда совпадают с «логическими» прямоугольниками, на которые распадается композиция). Оценив плотность, координированность и рисунок располо­жения этих прямоугольников, опытный дизайнер очень часто может выне­сти заключение о качестве дизайна страницы, не загрузив с нее ни одного графического файла.

Ключевое понятие в этом разделе — расстояние между элементами, к которому применимо все то, что мы говорили о размерах самих элементов: воспринимаемое расстояние точно так же может зависеть от формы элементов, их цвета и цвета фона между ними, фактуры поверхности и т. п. Кроме того, важно также умело пользоваться выравниванием элементов, к которому в особенности применимы замечания на стр. 79.

Особый, важный для практики случай размещений пред­ставляют собой различные типы расположения элементов текста, т. е. режимы выравнивания и выключки строк, выбор межстрочного расстояния и т. п. Об этом мы будем подробнее говорить на стр. 141.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных