Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГОУ ВПО ВГУ)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

рекламы и дизайна

_______________ Тулупов В.В.

__.01.2011

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

М1.В.ДВ.2. Медиаобразование

 

1. Шифр и наименование направления подготовки:

031300 Журналистика магистратура

2. Профиль подготовки:

3. Квалификация (степень) выпускника:

магистр

4. Форма образования:

очная

5. Кафедра, отвечающая за реализацию дисциплины:

рекламы и дизайна

6. Составитель программы:

Тулупов Владимир Васильевич, д.ф.н., проф.,

7. Рекомендована:

Научно-методическим советом факультета журналистики

8. Учебный год: 2011/2012 Семестр: 1

9. Цели и задачи учебной дисциплины:

Цель учебного курса: анализ развития медиаобразования с точки зрения его использования в процессе обучения аудитории.

Задачи учебного курса: изучение понятийного аппарата медиаобразования; характеристика основных этапов исторического развития медиаобразования в мире;анализ современной социокультурной ситуации, особенностей развития медиаобразования в различных странах; изучение медиаобразовательной методики.

10. Место учебной дисциплины в структуре ООП:

Курс «Медиаобразование» является одной из дисциплин по выбору и читается в начале курса обучения. Эта дисциплина осваивается студентами параллельно с дисциплинами «Современные теории массовой коммуникации», «Деонтология журналистики» и ряда профильных дисциплин. Курс «Медиаобразование» является необходимым для эффективного изучения последующих дисциплин «Методология и методика медиаисследований» и «Современные медиасистемы», что позволяет студентам оценить роль медиа в современном мире, представить в комплексе мировую систему массовой информации, освоить современные методы работы с аудиторией.

11. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

а) общекультурные (ОК) – включают в себя:

– понимание высокой социальной значимости журналистики в обществе, развитая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-2);

– культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-4).

б) профессиональные (ПК) – включают в себя:

– основательное владение системой знаний, касающихся журналистики как части системы массовой коммуникации (ПК-1);

знания в области учебно-педагогического процесса (преподавания журналистских дисциплин) (ПК-11).

12. Структура и содержание учебной дисциплины:

12.1 Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом — 2 ЗЕТ / 72 часа.

12.2 Виды учебной работы:

Вид учебной работы Трудоемкость (часы)
Всего По семестрам
1 сем.  
Аудиторные занятия      
в том числе: лекции - -  
практические      
Самостоятельная работа      
Зачет - -  
Итого:      

12.3. Содержание разделов дисциплины:

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины
1. Семинарские/практические занятия
1.1 История медиаобразования   1. Этапы развития медиаобразования в зарубежных странах. 2. Этапы развития медиаобразования в России. 3. Основные термины, теории, ключевые концепции, направления медиаобразования.
1.2 Формы медиаобразования   1. Место и роль медиаобразования в современном мире. 2. Проблемы медиавосприятия и развития аудитории в области медиакультуры. 3. Методика проведения медиаобразовательных занятий.
1.3 Работа с медиатекстами   1. Первоначальный опыт рецензирования медиатекстов студентами. 2. Итоговое рецензирование медиатекстов студентами.

12.4 Междисциплинарные связи с другими дисциплинами:

№ п/п Наименование дисциплин учебного плана, с которым организована взаимосвязь дисциплины рабочей программы №№ разделов дисциплины рабочей программы, связанных с указанными дисциплинами
  Методология и методика медиаисследований 1.3
  Современные теории массовой коммуникации 1.1
  Современные медиасистемы 1.1
  Деонтология журналистики 1.1-1.3
  Проблемы современности и повестки дня СМИ 1.1-1.3

12.5. Разделы дисциплины и виды занятий:

№ п/п Наименование раздела дисциплины Виды занятий (часов)
Лекции Семинары / пр. занятия Самостоятельная работа Всего
  История медиаобразования   -      
  Формы медиаобразования   -      
  Работа с медиатекстами   -      
  Итого: -      

13. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

№ п/п Источник
          Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование. СПб.: Изд-во Михайлова, 2004. Преподаем журналистику: взгляды и опыт (Медиаобразование: концепции и перспективы) /Ред.-сост. С.Г.Корконосенко. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 2006. Страшнов С.Л. Основы медиаобразования. Воронеж, 2009. Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2007.  

б) дополнительная литература:

№ п/п Источник
    Журналистика и медиаобразование – 2007. В 2-х т./Ред. А.П.Короченский, М.Ю.Казак. Белгород: Изд-во Белгород. гос ун-та, 2007. Журналистика и медиаобразование в XXI веке/Под ред. А.П.Короченского. Белгород: изд-во Белгород. гос. ун-та, 2006. Короченский А.П. «Пятая власть»? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 2003. 284 с.  

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

№ п/п Источник
  Электронный каталог Научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http // www.lib.vsu.ru/)
  Google, Yandex, Rambler  

14. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Типовое оборудование учебной аудитории.

15. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

1. Логическое построение дисциплины.

«Медиаобразование» представляет собой курс, в рамках которого студенты знакомятся с основными историческими этапами развития медиаобразования в мире и в России, категориальным аппаратом медиаобразования (1 раздел); даются знания о месте и роли медиа и медиаобразования в современном мире, проблемах медиавосприятия и развития аудитории в области медиакультуры, методике проведения медиаобразоватиельных занятий (2 раздел); прививаются навыки рецензирования медиатекстов (3 раздел).

2. Установление межпредметных связей.

Данный курс тематически и предметно связан с читаемыми на факультете журналистики общими и специальными курсами, такими как «Методология и методика медиаисследований», «Современные теории мессовой коммуникации», «Современные медиасистемы», «Деонтология журналистики», «Проблемы современности и повестки дня СМИ».

3. Обозначение теоретического и практического компонентов в учебном материале.

Курс «Медиаобразование»» включает в себя теоретический компонент, связанный с освоением таких тем, как «Основные термины, теории, ключевые концепции, направления медиаобразования» и «Место и роль медиаобразования и развития аудитории в области медиакультуры». В то же время основное место в курсе занимает практический компонент, связанный как с освоением современных методик проведения медиаобразовательных занятий, так и с опытом рецензирования медиатекстов каждым студентом.

4. Актуализация личного и учебно-профессионального опыта студентов при изучении учебной информации.

Данный курс позволяет актуализировать знания, полученные студентами в процессе изучения дисциплин общенаучного цикла, а также при прохождении педагогической практики.

16. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов:

Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Медиаобразование» предполагает изучение рекомендуемой преподавателем литературы, самостоятельное освоение понятийного аппарата, а также выполнение контрольных заданий по изучению СМИ и рецензированию медиатекстов.

 

Вопросы к промежуточной аттестации (зачет – 1 семестр)
  Возникновение и развитие масс-медиа.
  Масс-медиа в XIX и ХХ вв.: сравнительный анализ тенденций.
  Особенности современной социокультурной ситуации.
  Специфика общения, контакта аудитории с масс-медиа и роль в этом процессе феномена массовой (популярной) культуры.
  Медиаобразование в современном мире и его влияние на развитие личности.
  Виды современных медиа..
  Виды медиатекстов (документальные, научно-популярные, учебные, игровые, анимационные и др.). Их роль, задачи, функции.
  Основные понятия медиаобразования (медиаобразование, медиаграмотность, медиатекст, аудитория, медиавосприятие и др.).
  Теории медиаобразования («инъекционная», идеологическая, культурологическая, семиотическая, практическая, эстетическаяя, социокультурная, теория развития критического мышления и др.)
  Основные этапы медиаобразования в России.
  Современные тенденции медиаобразования в России.
  Творчество выдающихся российских медиапедагогов.
  Развитие медиаобразования за рубежом. Современные тенденции зарубежного медиаобразования.
  Проблемы медиавосприятия и развития аудитории в области медиакультуры
  Виды и формы медиаобразования.
  Программы медиаобразования школьников и студентов.
  Анализ произведений медиакультуры
  Методика проведения социологического исследования предпочтений аудитории в области медиакультуры.

 

Примеры контрольно-измерительных материалов к промежуточной аттестации (зачет – 1 семестр)
  1. Основные понятия медиаобразования (медиаобразование, медиаграмотность, медиатекст, аудитория, медиавосприятие и др.). 2. Анализ произведения медиакультуры.

 

Оценка Критерии оценок экзамена
Отлично Глубокое понимание значения места и роли курса «Медиаобразование», умение оперировать базовыми понятиями, самостоятельно подбирать практические примеры к теоретическим выкладкам дисциплины, а также проводить системный анализ практического материала
Хорошо Умение охарактеризовать современные виды, методы и приемы медиаобразования, излагать основной лекционный материал, подкрепляя его примерами из учебных пособий
Удовлетворительно Владение базовым лекционным материалом
Неудовлетворительно Отсутствие необходимых знаний, неумение проиллюстрировать материал практическими примерами, неаргументированность и нелогичность ответа

Программа рекомендована НМС факультета журналистики

протокол № …

 

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЙ

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ чувствительности | ИСПЫТАНИЕ ПОРШНЕВОГО КОМПРЕССОРА


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных