Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Способность предприятия к обновлению




В данном разделе необходимо остановиться на некоторых общих вопросах, касающихся изменений в типах производства, которые произошли в течение последних десятилетий в мировой экономике. Эти изменения происходят под воздействием конкуренции как внутренней, так и внешней. Они влияют на производительность и рентабельность предприятий. Поэтому при анализе результатов финансово-хозяйственной деятельности необходимо придавать им соответствующее значение.

Типы производства. Среди различных типов производств традиционно различаются два: массовое производство и производство по заказу11. Массовое производство – это производство максимально большими партиями, где изменение орудий труда сведено до минимума, для того чтобы сократить до минимума затраты при выпуске большого количества продукции. Однако на современном этапе, когда все чаще вводятся в производство технологические новшества, когда все острее становится конкуренция, в том числе по причине экономических кризисов, когда конечные потребители лучше организованы, условия массового производства становятся менее рентабельными. Основной проблемой растущего числа предприятий является способность быстро отвечать на меняющийся и сложный спрос потребителя за исключением случая, когда конкуренция вызвана более быстрым и более подходящим предложением. Таким образом, традиционный тип промышленного производства, с его стремлением к концентрации с целью экономии на масштабах, теряет свои преимущества.

Сегодня выигрывает тот, кто сумеет быстрее всех остальных конкурентов откликнуться на запросы покупателей и освоить производство новой продукции. Гибкость и быстрая реакция в ответ на изменения рыночного спроса стала главным фактором выживания в конкурентной борьбе. Фактически современному предприятию нужно вер-нуться к типу производства ремесленника, однако теперь речь идет о производстве не 2—3 единиц продукции в месяц, а большого количества самых разнообразных видов работ и услуг. Речь идет о том, что нужно быстро адаптироваться и уметь переходить от одного типа производства к другому с использованием тех же самых орудий труда и производить гораздо меньше объема продукции, чем в эпоху массового конвейерного производства. Этот тип производства, полностью отличный от существовавших ранее, требует высокопрофессионального умения быстрой смены орудий труда и приемов работ и добавляет к критериям минимизации затрат также и критерий качества продукции. Отсюда, помимо прочего, возникает необходимость в более профессиональном, более ответственном за свои действия персонале. Другая _______проблема – относительно высокие затраты, связанные с малым уровнем производства.

Задача анализа гибкости и динамики технического развития предприятия во многом выходит за рамки традиционного технико-экономического и организационного анализа. В этом случае необходимо выделять и оценивать способность технического комплекса предприятия реагировать на изменение параметров исходного сырья и материалов, на изменение условий технического задания и объемов производства. Кроме того, нужно учесть, что возможности предприятия зависят от способности элементов, его формирующих, к саморазвитию, от характера взаимосвязей между ними, от их реакции на внешние воздействия.

Анализ проблем российских предприятий в современных рыночных условиях показывает, что традиционно используемые критерии экономического анализа не дают ясного ответа на вопросы, касающиеся возможностей гибкого развития предприятий.

Например, часто оказывается устаревшей старая аксиома, утверждающая, что, чем больше активно используемых производственных средств приходится на одного работающего, тем более эффективно производство. Однако, по мнению многих исследователей, степень механизации и автоматизации производственных процессов является куда более важной характеристикой конкурентоспособного предприятия.

Определение гибкости может быть сформулировано следующим образом: это способность предприятия в кратчайшие сроки производить объем новой продукции, необходимый для получения максимального результата (прибыли или рыночной власти), при минимуме изменений в структуре основных производственных фондов.

При оценке гибкости выделяют две составляющие: устойчивость предприятия к обновлению и способность к обновлению. В первом случае определяющим показателями являются: величина активов и собственных средств, чистая прибыль и направления ее использования, объем продаж, затраты на производство и реализацию продукции.

Способность к обновлению характеризуют - время нахождения изделия в различных стадиях НИОКР и освоения, производства и реализации, номенклатура изделий, пользующихся спросом на рынке.

Понятие устойчивость к обновлению близко по смыслу понятию финансовой устойчивости, которое будет рассмотрено позже.

Способность предприятия к обновлению – понятие новое для традиционной системы экономического анализа. Данная способность, являясь комплексным и в то же время системным свойством, тем не менее, может быть охарактеризована с помощью коэффициента операционного запаса продукта (Коз): __

где T жц – время жизненного цикла производимого (готовящегося к запуску в производство) продукта; T оп – время освоения выпуска нового продукта.

Время освоения выпуска нового продукта складывается в общем случае из трех временных периодов: НИОКР, подготовка производства, освоение производства и создание схемы реализации продукта. T оп является внутренним фактором гибкости предприятия.

Время жизненного цикла продукта – понятие из теории маркетинга, впервые ставшее известным в России благодаря русскому переводу книги Ф.Котлера12. Жизненный цикл товара, по определению Ф.Котлера, это процесс развития продаж товара, и получения прибылей, состоящий из четырех этапов: этапа выведения на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка (рис.4.1). Этот показатель служит внешним фактором гибкости предприятия.

Коэффициент операционного запаса продукта позволяет оценить количественно техническую гибкость предприятия. Однако он имеет и существенные недостатки. Прежде всего, этот показатель, как можно заметить, зависит от типа продукта. Ведь одно дело – освоить сборку нового телевизора на заводе радиоаппаратуры, и совсем другое – сборку нового типа автомобиля. Поэтому применение этого коэффициента должно быть сугубо индивидуальным – в качестве инструмента сравнительного анализа для предприятий, работающих в схожих условиях и выпускающих идентичную продукцию, и для анализа изменений технико-организационной структуры внутри одного и того же предприятия в разные моменты времени.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных