Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принципы спортивной тренировки




Лекция № 5

 

 

Основы спортивной тренировки

План занятий

1.Принципы спортивной тренировки.

2.Средства спортивной тренировки.

 

Принципы спортивной тренировки

Спортивной тренировке свойственны свои закономерности, которые
необходимо учитывать при организации и проведении занятий
спортивной направленности. К ним относятся:

— направленность к высшим достижениям, углубленная специали­зация,

— единство общей и специальной подготовки спортсмена,

— непрерывность тренировочного процесса,

— постепенное и максимальное увеличение нагрузок,

— цикличность тренировочного процесса,

— волнообразность изменения тренировочных нагрузок. Принцип направленности к высшим достижениям, углубленной

специализации. Ведущая цель спортивной деятельности — достижение высоких спортивных результатов. Путь к ним нелегок и сопряжен с длительной, углубленной специальной подготовкой. Вместе с ростом подготовленности растут и спортивные результаты. Но высшие достижения становятся доступны только в результате многолетней специализированной подготовки. На первых ее этапах закладывается фундамент — ведется широкая разносторонняя подготовка. Затем расширяются функциональные возможности, осваивается содержание спортивной деятельности и приобретается соревновательный опыт. Достижение максимальных результатов обусловливается и возрастны­ми возможностями занимающихся. Зона таких достижений находится в пределах 20—25 лет.

Принцип единства общей и специальной подготовки. Тренировка должна обеспечивать гармоническое физическое и духовное развитие занимающихся. Узкоспециализированная направленность ущербна, она не способствует достижению высоких результатов. Это особенно опасно на начальном этапе подготовки, когда такой подход, называемый «натаскиванием», вначале позволяет блеснуть, а позже прекращает всякое совершенствование занимающихся. Только единство специальной и общей подготовки обеспечивает планомерный рост спортивного мастерства. Реализуется принцип в процессе изучения учебного материала, достижения всесторонней физической подго­товленности, овладения общими основами техники и тактики игры и специальными знаниями и навыками, необходимыми для выполнения избранных игровых функций.

Принцип непрерывности рассматривается как один из наиболее важных. Он предполагает систематичность в тренировочных занятиях на протяжении всего года и многих лет и обязательное чередование нагрузки и отдыха. Каждое последующее занятие должно совпадать с остаточной реакцией организма после предшествующего занятия. Это позволяет углублять воздействие занятий и добиваться высокой прочности двигательных навыков. Отдых между занятиями необходим, но вместе с тем длительные перерывы недопустимы. Они снижают работоспособность организма, ухудшают владение двигательными навыками. Восстановление после тренировок развивается волно­образно: сначала работоспособность падает, а затем растет выше исходного уровня. И именно на эту фазу нужно планировать следующую тренировку. Тогда будет достигнут эффект постоянного прироста работоспособности.

В отдельных случаях занятия проводят и при неполном восста­новлении организма. Таким образом усиливается общее влияние тренировочных занятий. Естественно, что такие напряженные трени­ровки должны проходить при строгом врачебно-педагогическом контроле.

Принцип цикличности отражает особенности жизненной деятельно- сти организма. Учет этой закономерности требует использования в учебно-тренировочном процессе различных циклов, которые постоянно меняются и повторяются на разных этапах подготовки. В практике распространены большие (многолетние), средние (годичные, полуго­дичные) и малые (недельные) циклы. Содержание каждого цикла меняется в зависимости от этапов, задач и условий тренировки. Однако существует общая тенденция усложнения содержания и требований, повышения нагрузки по мере роста подготовленности занимающихся. Это особенно заметно в характере многолетних и годичных циклов, которые лежат в основе планирования спортивной тренировки.

Принцип постепенного и максимального увеличения тренировочных нагрузок. Достижение высоких спортивных результатов невозможно, если в процессе тренировки не используются большие нагрузки. С первых этапов подготовки степень воздействия на организм занима­ющегося должна постепенно увеличиваться, иначе очень скоро рост спортивного мастерства приостановится. Только использование макси­мальных для данного уровня подготовленности нагрузок обеспечивает расширение функциональных возможностей занимающихся и совершен­ствует владение технико-тактическими приемами.

Нагрузку характеризует координационная сложность, величина (или объем выполняемой работы) и интенсивность (степень напряженности). До определенного предела объем и интенсивность используемых нагрузок могут расти параллельно. Но затем обязательно следует скачкообразный подъем на более высокую ступень. Такое качественное преобразование раскрывает резервные возможности организма и вклю­чает их в обеспечение спортивной деятельности. Нарастание нагрузок и особенно применение максимальных предполагает систематический и всесторонний врачебно-педагогический контроль.

Принцип волнообразности изменения тренировочных нагрузок тесно связан с предыдущим принципом и обеспечивает планомерное расширение функциональных возможностей организма занимающегося. Прямолинейное увеличение нагрузок себя не оправдывает — организм не успевает накопить новые качественные изменения. Наоборот, такое увеличение быстро истощает его резервы. Поэтому тренировка строится на основе волнообразных изменений тренировочных нагру­зок — внутри отдельных периодов и циклов они постепенно нарастают и достигают своего пика примерно в середине цикла, а затем плавно снижаются. В следующем цикле картина повторяется. В относительно больших циклах меняются общая величина и характер нагрузки, одновременно она варьирует внутри входящих в него малых циклов. Такая ритмичность совпадает с характером физиологических процессов, происходящих в организме, и обеспечивает более совершенное его приспособление к тренировочным и соревновательным нагрузкам.

Все эти принципы тренировки тесно связаны с педагогическими принципами и являются определяющими при построении учебно-тренировочного процесса. Их тщательное соблюдение обеспечивает достижение спортивного мастерства занимающихся.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных