Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Медиаобразование и медиаграмотность. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - 340 c.




МедиаобразованиЕ

И медиаграмотность

Учебное пособие для вузов

 

Таганрог

 

Федоров А.В.

Медиаобразование и медиаграмотность. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - 340 c.

 

В учебном пособии рассматриваются вопросы истории, теории и методики медиаобразования (то есть образования на материале средств массовой коммуникации – телевидения, прессы, радио, кинематографа, видео, Интернета и т.д.), медиаграмотности, медиапедагогики. Даются характеристики наиболее известных медиаобразовательных концепций, анализируется практический опыт ведения медиаобразовательных курсов для школьников и студентов.

В приложении содержатся: словарь медиаобразовательных терминов; списки книг, интернетных сайтов по проблемам медиаобразования, медиапедагогики, медиаграмотности, программы учебных курсов.

Для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, учителей. Особую ценность данное издание имеет для студентов педагогических и гуманитарных вузов, обучающихся в рамках специализации 03.13.30. («Медиаобразование»), утвержденной и зарегистрированной в 2002 году учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации.

 

ISBN 5-98517-007-1

 

Fedorov, Alexander. Media Education and Media Literacy. – Taganrog, 2004, 340 p.

 

This textbook analyzed the history, theory and methods of media education and media literacy. Author describes the theory, history and methods of media education/literacy. The textbook includes the list of media education literature & addresses of websites of the associations & organizations for media education.

 

This project was made possible by a grant from the Bureau of Educational and Cultural Affairs (ECA) of the US Department of State, through a program administered by IREX (the International Research & Exchanges Board). None of these organizations is responsible for the views expressed herein.

 

Рецензенты:

В.В.Гура, кандидат педагогических наук, профессор,

А.П.Короченский, доктор филологических наук, профессор,

Л.В.Усенко, доктор искусствоведения, профессор

 

© Федоров А.В. Alexander Fedorov 2004.

 

 

Содержание*

 

 

  Предисловие стр.
  Введение  
  Место и роль медиа и медиаобразования в современном мире  
  Основные термины, теории, ключевые концепции, направления медиаобразования  
  Основные исторические этапы развития медиаобразования в России  
  Основные исторические этапы развития медиаобразования в зарубежных странах  
  Проблемы медиавосприятия и развития аудитории в области медиакультуры  
  Методика проведения медиаобразовательных занятий  
  Заключение  
  Приложения  
8.1 Краткий словарь медиаобразовательных терминов  
8.2 Программа учебного спецкурса «Медиаобразование и медиаграмотность»  
8.3 Программы учебных курсов по специализации «Медиаобразование» 03.13.30.  
8.4 Варианты проблемных вопросов для использования на занятиях медиаобразовательного цикла  
  Литература и интернетные сайты по проблемам медиаобразования  

 

* отдельные фрагменты текста данного пособия написаны при участии кандидата педагогических наук, члена Ассоциации кинообразования и медиапедагогики А.Новиковой.

 

Предисловие

В настоящее время медиапедагогика занимает все более прочные позиции в общественном сознании. Она наконец-то обрела статус вузовской дисциплины и начинает изучаться в педагогических вузах и университетах. Кроме того, открываются отделения, специально готовящие медиапедагогов. Это свидетельствует о расширении теоретического и практического потенциала медиаобразования и о его растущей востребованности в современном обществе.

Учебное пособие "Медиаобразование и медиаграмотность" – важнейшее звено, которого так недоставало системе российского медиаобразования. Его появление знаменует завершение первого этапа нового направления педагогики, когда оно возникло, медленно, но уверенно набирало силу, расширялось за счет новых учебных заведений, завоевывало признание.

Становлению отечественного медиаобразования способствовал большой отряд педагогов-энтузиастов столицы и многих городов страны. Самое почетное место в нем по праву принадлежит доктору педагогических наук, профессору А.В.Федорову, который добровольно взял на себя гигантский труд летописца и систематизатора. Недаром в 2003 году он избран президентом Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. У нас и за рубежом в научном плане имеются фундаментальные разработки, позволяющие уяснить значение нового предмета, но отсутствовала его стройная теоретическая система. Теперь она существует и изложена в данной книге.

И это еще не все. Заслугой А.В.Федорова является неоспоримый факт, что все самое ценное в публикациях педагогов, работающих в разных городах нашей огромной страны, он постарался соединить и апробировать на кафедре социокультурного развития личности ТГПИ, которой много лет руководит. Учебное пособие А.В.Федорова из школьной и вузовской практики возникло, на практику опирается, практику обобщает. Ученым проделана работа, которая по плечу лишь целому научно-исследовательскому институту! Благодаря талантливому руководителю и его ученикам Таганрог стал эпицентром отечественного медиаобразования, испытательным полигоном новых теорий и методов.

Надо ли напоминать, что последние пятнадцать лет, когда создавались главные труды А.В.Федорова, никак не назовешь временем, наиболее благоприятным для научной деятельности, требующей больших финансовых затрат. Автор смог найти и силы, и средства. И вот результат: данный учебник – его шестая книга за четыре года. Плюс многочисленные статьи в отечественных и зарубежных журналах, выступления на научных конференциях во многих странах. Ученый демонстрирует безграничность потенциала личности человека.

Данная книга – не только ценное учебное пособие, но еще и миниэнциклопедия молодой науки. Она в сжатой, четкой форме знакомит со всем, что составляет специфику и сущность этой науки – с ее историей, целями, задачами, терминологией, проблемами. До исследований А.В.Федорова мы знали лишь отдельных представителей зарубежного медиаобразования, в основном тех их них, кто приезжал в нашу страну, выступал на конференциях. Теперь нам доступна общая картина образования и воспитания с помощью медиа во всем мире.

Большинство учебников – монолог автора, которому как бы открыта истина. Данная книга – скорее диалог. А.В.Федоров не боится конфликта между разными мнениями; он постоянно напоминает о молодости и предмета исследования, и тем более науки о нем. Дефиниции масс-медиа еще не приняли окончательной формы; поиск решения проблем продолжается. Автор сталкивает разные, порой противоположные взгляды и определения, начиная с терминов, вынесенных в заголовок. В самом деле, медиаобразование и медиаграмотность – синонимы, с разных сторон определяющие одно явление, или автономные понятия? Читателю предоставляется возможность участвовать в спорах, высказываться "за" и "против". Это трудный, даже трудоемкий метод приобщения к знаниям, но и наиболее результативный.

Автор – ученый с мировым именем, но не кабинетный исследователь. А.В.Федоров в течение 20 лет руководил молодежным кино/видеоклубом, в последние годы он создал ряд медиаобразовательных интернет-сайтов. Его учебник при всей научной строгости и объективности – еще и объяснение в любви кинематографу и его младшим экранным родственникам. Сокурсники по ВГИКу вспоминают, что Александр Викторович выделялся среди них не только отличными знаниями о любимом искусстве, но и глубокими статьями о нем. Да и я познакомился с ним не где-нибудь, а в Болшево, на семинаре кинокритиков, на который А.Федоров приехал как член Союза кинематографистов, лауреат его премии по кинокритике и киноведению. Два года назад он вновь завоевал премию Гильдии киноведов и кинокритиков уже как ученый.

Традиционным передатчикам информации для разбега требовались тысячелетия; новые, которым посвящена книга, - фотография, кино, радио, ТV, видео и др. внедряются в нашу жизнь с космической скоростью. Каких-нибудь полвека назад ТV представлялось нам совершенной формой транспортировки любой информации. И вдруг революция: видео. Сегодня и эта электронная новинка теснится лазерными компакт-дискам и DVD, Интернетом. А что нас ждет завтра?

Подробнее о роли и месте медиа в нашей жизни – в первой главе книги. Благодаря невиданному взлету средств массовой информации расстояния сократились, мы стали ближе друг другу. Но приходится с грустью констатировать, что любое открытие можно использовать на пользу человечеству и во вред ему. Самый яркий и грозный пример – атомная энергия. Среди множества тому причин очевидна одна: эволюция нравственных начал не поспевает за научно-техническим прогрессом. А.В.Федоров напоминает, что это справедливо и в отношении масс-медиа, совершенствование и эксплуатация которых обеспечивают свободу личности и одновременно таят угрозу ей. Недаром во "Всеобщей декларации прав человека" в статье 19 подчеркивается: "Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободу выражения их; это право включает свободу… получать и распространять информацию и идеи любыми средствами…" В этих словах, сплавляющих воедино права на медиа и на свободу убеждений, - одна из программных задач медиаобразования.

Как любая новая наука, медиаобразование нуждается в разработке пограничных проблем на стыке с педагогикой, психологией, философией, культурологией, искусствоведением и другими смежными науками. Учебное пособие А.В.Федорова послужит укреплению союза "физиков" и "лириков", представляющих естественные и гуманитарные направления в науке.

Что же дальше? По аналогии с судьбами других наук можно предположить, что в скором времени медиапедагогам предстоит размежеваться. Одни будут специализироваться в области художественного творчества, а кто-то свяжет свои интересы с игровыми системами. Но и в таком случае учебное пособие А.В.Федорова не утратит своей ценности, ибо медиаобразование останется нашей метанаукой.

Сталь Пензин,

доцент Воронежского государственного университета, член Союза кинематографистов России, лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков России.

 

Введение

В данном учебном пособии рассматриваются вопросы истории, теории и методики медиаобразования (то есть образования на материале средств массовой коммуникации – телевидения, прессы, радио, кинематографа, видео, Интернета и т.д.), медиаграмотности, медиапедагогики. Даются характеристики наиболее известных медиаобразовательных концепций, анализируется практический опыт ведения медиаобразовательных курсов для школьников и студентов. В приложении содержатся: словарь медиаобразовательных терминов; списки книг, интернетных сайтов по проблемам медиаобразования, медиапедагогики, медиаграмотности, учебные программы курсов.

Учебное пособие предназначено для студентов вузов (прежде всего – гуманитарных), аспирантов, преподавателей, учителей. Особую ценность данное издание имеет для студентов педагогических вузов, обучающихся в рамках специализации 03.13.30. («Медиаобразование»), утвержденной и зарегистрированной в 2002 году учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации.

Написание и публикация этого учебного пособия стало возможным благодаря гранту (2004) Bureau of Educational and Cultural Affairs (ECA) госдепартамента США с помощью программы руководимой IREX (The International Research & Exchanges Board).

Содержание пособия опирается на многолетние предыдущие научные исследования автора в области медиаобразования, в том числе при поддержке грантов президентской программы «Ведущие научные школы Российской Федерации; РГНФ (Российского гуманитарного научного фонда); Министерства образования и науки Российской Федерации; Программы «Университеты России», Open Society Institute (USA), DAAD (Deutscher Akademischer Austauschdienst, Deutschland), Swiss National Science Foundation (Switzerland), Foundation ‘Maison des science de l’homme’ (France); на научные контакты с департаментом медиа Совета Европы (Council of Europe / Conseil de l'Europe. Media Division), ЮНЕСКО (UNESCO), с международными и национальными организациями медиаобразования и медиаисследований:European Association for Audiovisuel Media Education, European Children’s Television Center (E.C.T.C.), International Center of Films for Children and Youth (CIFEJ), International Council for Educational Media/Conseil International des Medias Educatifs (ICEM-CIME), International Research Forum on Children and Media (IRFCAM), World Catholic Association for Communication /L’Association catholique mondiale pour la communication (SIGNIS), The UNESCO International Clearinghouse on Children, Youth and Media, World Council on Media Education (WCME), Conseil de l’Education aux Medias (CEM, Belgique), Center de Liaison de L'Enseignement et des Moyens d'Information (CLEMI, France), Group de recherche sur la relation Enfants/Medias (GRREM, France), Norwegian National Association for Media Education (LMU), British Film Institute, Center for the Study of Children, Youth and Media (Institute of Education, University of London), Media Education Centre (MEC, England ). Отдельные разделы данного учебного пособия были представлены в виде научных докладов на международных конференциях и конгрессах по медиаобразованию в Париже (ЮНЕСКО-1997), Сан-Паулу (1998), Вене (ЮНЕСКО-1999), Салониках (1999, 2001), Женеве (2000), Торонто (2000), Лондоне (2002), Монреале (2003), на слушаниях Совета Европы по вопросам Интернет и медиаобразования (Страсбург, 2002) и др. Материал, связанный с развитием медиаобразования за рубежом изучался автором во время научных командировок в Центрально-Европейском (Будапешт, 1998) и Кассельском (Кассель, 2000) университетах, в Центрах медиаобразования Министерств образования Бельгии (Брюссель, 2001) и Франции (CLEMI, Париж, 2002), в Институте Кеннана (Вашингтон, 2003).

Автор благодарит своих российских и зарубежных коллег: Л.М.Баженову, О.А.Баранова, Е.А.Бондаренко, С.М.Гудилину, В.В.Гура, В.П.Демина, С.М.Иванову, Н.Б.Кириллову, А.П.Короченского, А.И.Кубышкина, И.С.Левшину, Н.А.Леготину, В.В.Монастырского, А.А.Новикову, С.Н.Пензина, Г.А.Поличко, Л.П.Прессмана, К.Э.Разлогова, Н.П.Рыжих, З.С.Смелкову, А.В.Спичкина, К.М.Тихомирову, Л.В.Усенко, Ю.Н.Усова, Н.Ф.Хилько, И.В.Челышеву, Т.Ф.Шак, А.В.Шарикова, Е.В.Якушину (Россия), Susanne Krucsay (Austria), Marcelle Collin, Didier Schretter (Belgium), Ismar de Oliveira Soares (Brazil), Barry Duncan, Herve’ Fischer, Lee Rother, Christopher Worsnop (Canada), Elisabeth Auclaire, Evelyne Bevort, Isabelle Breda, Sonia Colpart, Jacques Gonnet, Guy Hennebelle (France), Ben Bachmair (Germany), Roberto Giannatelli (Italy), Trygve Panhoff (Norway), Cecilia von Feilitzen (Sweden), Maurice Bettex, Daniel Peraya (Switzerland) Cary Bazalgette, David Buckingham, Andrew Hart (UK), David Considine, Richard Cornell, Lesley Johnson, Larry Gilbert, Robert Kubey, Katleen Tyner (U.S.) и многих других за творческое общение, советы и дискуссии на темы медиаобразования.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных