Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Критические аспекты медиаобразования




МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ И МЕДИАКРИТИКА

Концепции медиаобразования, выработанные в России и за рубежом, имеют общую нацеленность на формирование новой коммуникационной культуры, адекватной современной информационной эпохе, в частности – на развитие у обучаемых способностей к самостоятельному активному критическому познанию медийного содержания, наряду с познанием особенностей социального функционирования средств массовой информации, использования ими различных выразительных средств. Критика медиатекстов является одним из важнейших компонентов медиаобразовательной деятельности. Вместе с тем эта деятельность призвана содействовать не только развитию критического анализа и понимания медиатекстов (как и в чьих интересах они создаются, как они структурированы, что они означают, как представляют реальность и как это представление “прочитывается аудиторией”), но и пониманию взаимодействия массмедиа и человека, СМИ и общества.

Гуманистически ориентированное медиаобразование является областью образовательно-просветительской деятельности, несводимой к простой репродуктивной передаче знаний от обучающего к обучаемым, поскольку основывается на критическом познании и диалоге. В новейших концепциях медиаобразования большое внимание уделяется выработке активных подходов к медийному содержанию с акцентом на развитие критического мышления по отношению к средствам массовой информации, на приобретение практического опыта выявления ложных сведений и искажений в медиатекстах, на выработку стойкого иммунитета против манипулятивного влияния СМИ, на обогащение социального опыта аудитории в практике общения с печатной и электронной прессой [1]. Медиаобразование все чаще рассматривается в контексте развития демократии, прав человека, формирования активной общественной позиции людей, их гражданской и политической культуры – а также умения продуктивно взаимодействовать с массмедиа в качестве субъектов информирования, что чрезвычайно важно в условиях возрастающей интерактивности массовых коммуникаций в современном медиатизированном обществе. Критически мыслящая, социально активная коммуникативная личность, свободно и осмысленно общающаяся с массмедиа, является идеалом, высшим достиженим гуманистически ориентированного медиаобразования.

В ряде стран мира медиаобразование уже превращено в составную часть “формального” образования (школьного, высшего), дополняемого деятельностью “параллельной школы” – разнообразных культурно-просветительских институтов, работающих с детьми и взрослыми. Хотя в педагогических кругах под медиаобразованием нередко подразумевается определённый компонент школьного и вузовского “формального образования”, в наши дни всё большее распространение получает более широкое понимание медиаобразования как долговременной образовательно-просветительской деятельности, нацеленной на непрерывное развитие в обществе культуры адекватного рационально-критического восприятия содержания медийных текстов и самостоятельной оценки деятельности средств массовой информации – информационной культуры, основанной на демократических и гуманистических идеалах и ценностях, на уважении принципа культурного многообразия [2].

Сфера массовых коммуникаций находится сегодня в процессе революционных изменений, которые требуют от аудитории постоянного обновления познавательного инструментария и прагматических навыков, необходимых для эффективного общения с массмедиа. Поэтому медиаобразование, начинающее в учебном заведении, не должно заканчиваться после окончанием учебы. В связи с этим вполне закономерны следующие вопросы:

- Осуществимо ли медиаобразование вне существующей системы институтов образования и просвещения?

- Какими путями, средствами и в каких формах может осуществляться непрерывное, “пожизненное” развитие коммуникационной культуры граждан, повышения уровня их рационально-критической автономии в общении с массмедиа?

В формировании современной коммуникационной культуры должны и могут участвовать не только институты “формального” образования и просвещения, но и структуры гражданского общества, средства массовой информации, журналистика и публицистика, располагающие большим потенциалом распространения знаний и развития коммуникационного опыта граждан. Особая роль принадлежит в этом медиакритике – области современной журналистики, осуществляющей критическое познание и оценку медиаконтента, всего комплекса проблем социального функционирования массмедиа.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных