Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Просветительский потенциал журналистской медиакритики




Журналистике, отвечающей своему общественному предназначению, свойствен элемент педагогики, популяризации научных знаний, что роднит её с институтами образования и просвещения. Как и современная педагогическая система образования и просвещения, журналистика способна воздействовать на широкую аудиторию, используя при этом как логико-понятийные, так эмоционально-образные ресурсы - что свойственно и педагогике.

Любая организация образования основывается на систематической передаче знаний обучаемым - главным образом, в форме постулированного знания, не предусматривающей его критическое осмысление (при этом авторитарные образовательные модели предусматривают передачу постулированного знания без обоснования его истинности). Педагогическая деятельность, основанная по передаче постулированного знания, порождает инерционные тенденции как в самой системе образования, так и - опосредованно - в обществе. Консерватизм образовательно-просветительской системы препятствует решительной социальной модернизации в периоды коренных реформ, смены доминирующего типа общественных отношений, когда динамизм и успешность преобразований оказываются в тесной зависимости от состояния как культурной сферы в целом, так и системы образования и просвещения в частности.

Журналистика является более динамичной системой, способной быстрее реагировать на изменяющиеся социальные условия и потребности общества. Выполняя свою просветительскую функцию, она способна оказывать существенное влияние на социализацию и ресоциализацию людей, оперативно реагируя на радикальные изменений общественной среды - в частности, те перемены, которые порождены стремительным прогрессом массовых коммуникаций. Деятельность образовательно-просветительских институтов обычно продолжительна по времени и охватывает лишь отдельные ограниченные категории населения. Журналистские же произведения способны оказывать оперативное воздействие на самую широкую аудиторию. В современном медиатизированном обществе возможности массового воздействия журналистики превосходят потенциал системы образования и просвещения - хотя журналистика существенно уступает последней в систематичности, упорядоченности распространения знаний.

Медиакритике как области современной журналистики присуща большая гибкость и мобильность в постановке и решении задач, связанных с формированием коммуникационной культуры современного общества. Журналистская критика СМИ превращается в фактор непрерывного воздействия на аудиторию, когда критические произведения регулярно публикуются в специализированных изданиях, постоянных разделах и рубликах, программах на радио и ТВ. Базовой характеристикой медиакритики является её актуальность, обращенность к важнейшим проблемам текущей медийной пракитики. Лучшие образцы медиакритики гармонично сочетают в себе свойства научности и публицистичности, мобилизуют познавательную активность аудитории, её активно-критическое восприятие медийного содержания. Демонстрируемые в журналистских произведениях конкретные примеры и схемы критического разбора медиатекстов способствует накоплению у реципиентов познавательного опыта, необходимого для самостоятельного анализа, интерпретации, оценки контента и его презентации в СМИ.

Посвященные различным аспектам медийной практики, произведения критиков СМИ способствуют ознакомлению публики с социальной ролью и механизмами функционирования массмедиа, с нормами и правилами профессиональной деятельности журналистов и других творческих работников - участников создания медиаконтента. Такая осведомленность облегчает формирование более взвешенного и активного осознанно-критичного отношения граждан к средствам массовой информации. Это, в свою очередь, может способствовать как сокращению возможностей медийного манипулирования аудиторией в политических и коммерческих целях, так и более чёткому осознанию и выражению гражданами своих информационных прав и интересов.

Наряду с медиаобразовательными институтами медиакритика участвует в формировании общественной культуры рационально-критического анализа и адекватного восприятия содержания СМИ, в развитии гражданской активности по отношению к печатной и электронной прессе. Это указывает на то, что гуманистически ориентированные медиакритика и медиаобразование являются смежными, взаимопроникающими областями деятельности, во многом совпадающими по своим целям и задачам, но существенно различающимися по применяемым технологиям воздействия.

Особенно наглядным их взаимопроникновение становится в тех случаях, когда медиакритика реализует свою просветительскую функцию. Журналистская медиакритика с её просветительским, развивающим потенциалом способна существенно дополнить усилия медиапедагогов. Публикуемые произведения критиков СМИ вооружают педагогов-представителей медиаобразования ценным материалом для совершенствования содержания образовательного процесса, для дидактического применения в ходе обучения. В свою очередь, педагоги могут и должны использовать потенциал медиакритической журналистики для трансляции в общество медиаобразовательных знаний.

Современные медиаобразовательные концепции концентрируются на развитии когнитивных способностей аудитории, на совершенствовании восприятия ею медийного содержания. При этом, как правило, не предусматривается развернутая деятельность медиапедагогов, связанная с оперативной коррекцией восприятия текущего медийного содержания и распространением альтернативной массовой информации. Наделенная коррекционной функцией, медиакритика способна выполнять эти задачи, оперативно вооружая аудиторию СМИ дополнительными сведениями, необходимыми для самостоятельного анализа и критической оценки медиаконтента, для своевременного распознавания его манипулятивных и социально ущербных элементов [4].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных