Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






и перспективы её взаимодействия с медиаобразованием




Российская журналистская критика печатной и электронной прессы, рассматриваемая как явление журналистики, как определенная область критико-журналистского творчества, проходит сегодня стадию самоопределения и становления. Социально-политические и экономические перемены постсоветского периода в сочетании со взрывообразным развитием новейших форм массовой коммуникации стимулировали радикальное обновление подходов к критико-журналистскому анализу, интерпретации, оценке явлений и процессов в медийной сфере.

В последние годы на фоне усиливающегося общественного недовольства некоторыми негативными тенденциями в медийной сфере наблюдается активизация российской журналистской критики СМИ. Произведения отечественной внутрикорпоративной медиакритики публикуются в основном на страницах профессиональных изданий – главным образом, журнала “Журналист”, “российско-европейского журнала о медиа” “Среdа”, а также издававшегося в 1999-2002 гг. “журнала о российских СМИ” – “Профессия – журналист”. Научно-критическая журналистика развивается главным образом в журналах и других изданиях, выпускаемых при факультетах и отделениях журналистики российских университетов. Этому способствует, в частности, создание при факультете журналистики МГУ журнала “Меди@льманах” (2003) и сетевого издания “Медиаскоп” (2004), где публикуются преимущественно произведения медиакритиков - представителей академического сообщества. Заметным общественным явлением стали медиакритические публикации в журнале “Искусство кино”, некоторых “толстых” общественнно-политических и литературных журналах. Существенно расширились возможности для влияния журналистской медиакритики на широкую российскую аудиторию: в газетах и журналах существуют колонки медийных обозревателей, постоянные критическо-обзорные разделы, рубрики, программы появились в массовых периодических изданиях, на телевидении.

Оформились различные специализации творческо-журналистской деятельности в области медиакритики. Наряду с критикой телевидения развивается критика периодической печати, радиовещания, зарождается критика сетевой прессы. Отмечены образцы высокопрофессиональной работы в области журналистской медиакритики. К их числу относятся в первую очередь публикации Р.Борецкого, С.Муратова, А.Вартанова, К.Разлогова, И.Петровской и др.

Беспрецедентное развитие журналистской медиакритики наблюдается ныне в ряде зарубежных стран[5]. Исследователи характеризуют медиакритику как цивилизующий фактор, который способствует, в частности, нейтрализации и коррекции некоторых негативных проявлений в деятельности массмедиа и в их информационном взаимодействии с обществом – в частности, тенденций, порождённых нерегулируемым или недостаточно эффективно регулируемым развитием рыночных отношений в медийной сфере и чрезмерной коммерциализацией массово-информационной деятельности[6]. Ряд видных представителей американской академической медиакритики (Дж.Гербнер, Р.МакЧесни и др.) одновременно являются и деятелями системы медиаобразования, участвуя в работе Фонда медиаобразования (MEF), Акции “Коалиция за медиаобразование” (ACME) и других медиаобразовательных организаций.

Российская журналистская медиакритика, пока еще не вышедшая из стадии становления, тем не менее способна поддержать усилия образовательных и просветительских институтов в формировании общественной культуры рационально-критического анализа СМИ, в развитии гражданской активности в отношении печатной и электронной прессы. Медиакритика способна отчасти компенсировать нынешнюю неразвитость отечественной системы “формального” образования и “параллельной школы” в области медиаобразования - в частности, участвуя в развитии коммуникационной культуры взрослых россиян. Теоретик отечественного медиаобразования А.В. Федоров заметил: “На наш взгляд, именно медиакритика (в прессе и Интернете), обращённая не только к медиапрофессионалам, но и к широкой аудитории, может осуществить так называемое “пожизненное” медиаобразование самых широких слоёв общества” [7].

Однако родственные области - медиаобразование и медиакритика - до недавнего времени развивались изолированно друг от друга. Ряд педагогов, ведущих медиаобразовательную деятельность (А.В.Федоров, А.В.Шариков и др.) совмещают педагогическую и исследовательскую работу в области медиаобразования с подготовкой и опубликованием критико-журналистских разборов содержания массмедиа. Но в целом медиакритики и педагоги продолжают действовать разрозненно. Участие профессиональных журналистов-критиков СМИ в пропаганде идей медиаобразования в России и в реализации его целей является сегодня явно недостаточным, поэтому просветительский, развивающий потенциал медиакритики не реализуется в должной мере.

Преодолению сложившейся ситуации призвана способствовать намечающаяся тенденция интеграции медиаобразования и журналистики. В последнее время наблюдается проникновение медиаобразовательных идей и концепций в журналистскую науку и образование. Так, впервые в России на базе факультета журналистики МГУ в 2003 г. проведена конференция по проблематике медиаобразования, в которой участвовали представители журналистских факультетов и отделений ряда российских вузов [8]. В новейших учебных пособиях по журналистике, в программах журналистских учебных дисциплин впервые появились разделы и материалы о медиаобразовании [9].

Развитие компьютерно-сетевых коммуникаций создаёт принципиально новые широкие возможности для взаимополезного развития и интеграции медиакритики и медиаобразования в России. Первым практическим примером объединения усилий критиков СМИ и медиапедагогов Юга России стало создание Интернет-сайта “МедиаРевю”[10], где размещены как критическо-журналистские публикации, так и научные работы, методические материалы по медиаобразованию.

Формирование современной рационально-критической коммуникационной культуры россиян является сложной долговременной задачей - учитывая прочность некоторых инерционных культурных и социально-психологических характеристик общества, устойчивость иррациональных стереотипов массового сознания, сформированных как в предшествующие периоды, так и на современном этапе реформ. Многое при этом зависит от экономического и психологического состояния общества, общего развития образовательно-просветительской системы в России. Однако так же, как и рационалистическая, гуманистическая литературная и художественная критика эпохи Просвещения, сыгравшая значительную роль в радикальном изменении умов и нравов современников, медиакритика способна существенно повлиять не только на отношение россиян к средствам массовой информации, но и на позицию по многим жизненно важным социальным вопросам.

 


[1] См.: Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России. Краткая история развития. Таганрог, 2002.

[2] Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. М.,1999. С. 121.

[3] Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов, 2001. С. 38.

[4] См. развернутую характеристику функций медиакритики в монографии: Короченский А.П. “Пятая власть”? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов, 2003.

[5] См.: The Media Critics //Columbia Journalism Review. 2000. March/April. P. 51-65; Крюгер У. Медиакритика в Германии. http://mediareview.by.ru/articles/text_002.htm

[6] См: Marzolf, M. Civilizing Voices: American Press Criticism. 1880-1950. Longman. NY, 1991; Emery M., Emery E. The Press and America. An Interpretative History of the Mass Media. Prentice Hall. Englwood Cliffs, NJ, 1992. P. 486-506; Lambeth E.B. Committed Journalism: An Ethic for the Profession. Indiana Univ. Press. Bloomington-Indianapolis, 1992. Ch. 10 (В русском переводе: Ламбет Э. Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе к журналистской профессии. М., 1998. Гл. 10).

[7] Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. Таганрог, 2003. С. 10.

[8] См. специальный номер журнала “Информационное общество” с материалами конференции.

[9] См.: Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование. СПбГУ. СПб. 2004. 239 с.; Короченский А.П. Медиакритика. Программа спецкурса для магистерского уровня обучения по специальности “журналистика”. Ростов: РГУ. 2002.

[10] http://mediareview.by.ru






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных