Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Список тем индивидуальных творческих заданий (ИТЗ)




Дисциплина История

 

Тематическое содержание семинарских занятий

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

(форма обучения: очная – 2 часа)

Тема: Исторические корни России.

ПЛАН

1. Что представлял собой процесс этногенеза восточных славян? На какой территории и когда он происходил?

2. Какие древнейшие культуры существовали на территории России?

3. Когда начался распад славянского единства?

4. Какие концепции образования Древнерусского государства существуют в исторической науке?

5. Что представляло собой политическое устройство Древнерусского государства?

6. Каковы особенности социального строя Древнерусского государства?

7. Что представляли собой международные связи Древнерусского государства?

8. Что определило выбор византийского христианства в Х в.?

9. Каковы причины распада Древнерусского государства? Было ли это явление уникальным?

 

Литература: основная – 1, 2; дополнительная – 4, 9, 10.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

(форма обучения: очная – 2 часа)

Тема: От феодальной раздробленности к централизованному государству

ПЛАН

1. Какие политические центры сформировались на землях Древней Руси после распада единого государства?

2. Как можно объяснить различия в политическом устройстве русских княжеств, образовавшихся после распада Киевской Руси?

3. Как строились отношения русских княжеств с Золотой Ордой?

4. Какие оценки роли татаро-монгольского фактора в истории России существуют в исторической литературе? Какая из них Вам представляется наиболее приемлемой и почему?

5. Почему именно Московское княжество смогло стать политическим центром объединения русских земель в XIV – XV вв.? Были ли другие вари­анты объединения русских земель?

6. В чем состояли мероприятия, направленные на централизацию государства в правление Ивана III?

7. Как возникла в чем сущность теории "Москва – третий Рим "? Укажите символику Московского государства.

8. В чем заключалось специфика политического устройства Московского государства? Нарисуйте схему политических институтов Московского государства, указав прерогативы каждого из них.

9. Какие изменения произошли в структуре феодальной земельной собственности? Какие шаги были сделаны на пути юридического оформления закрепощения крестьянства?

 

Литература: основная – 1, 2; дополнительная – 4, 8, 9, 10.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3

(форма обучения: очная – 2 часа)

Тема: Россия в XVI – XVII века

ПЛАН

1. Какими процессами и явлениями характеризуются XVI – XVII вв. в ми­ровой истории?

2. Проследите эволюцию политической власти, сословного строя, ме­тоды подчинения церкви светской власти в Московском государстве в XVI – XVII вв. В чем заключались особенности политических и социально-эконо­ми­ческих процессов в сравнении с подобными в западноевропейских странах в это же время? Как можно объяснить эти особенности?

3. Охарактеризуйте основные особенности начального этапа становле­ния абсолютизма в России. Какие основные идеи определили концепцию са­модер­жавной монархии?

4. Какое место в политической жизни страны и в развитии ее государст­венности заняла политика Опричнины? Почему она вызывает не­однозначные оценки среди историков?

5. Какими событиями характеризуется Смутное время? Какие альтерна­тивы развития России обозначились в это время?

6. Что представлял собой процесс закрепощения крестьян в Москов­ском государстве в XVI – XVII вв.? Чем определялся этот процесс?

7. Почему XVII век называют "бунташным веком"?

8. Какие новые явления появились в хозяйственной жизни России в XVII веке?

9. Какие новые черты появились в культуре Московского государства в XVI – XVII вв. по сравнению с тенденциями предшествующего периода?

 

Литература: основная – 1, 2; дополнительная – 5, 8, 9, 11.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4

(форма обучения: очная – 2 часа)

Тема: Усиление абсолютистских тенденций в России в XVIII в.

ПЛАН

1. Какие события и процессы происходили в мировой истории в XVIII веке?

2. Охарактеризуйте развитие России и ее международное положение в конце XVII – начале XVIII вв. Существовала ли объективная необходимость со­циально-экономических преобразований в стране в это время?

3. Что такое модернизация? В чем проявилась модернизация обществен­ной жизни и быта в I поло­вине XVIII века?

4. Назовите известные вам оценки сути и характера преобразований Петра I. Аргументируйте ту из них, которая вам представляется наиболее пред­почтительной.

5. Какие войны вела Россия в XVIII веке? Каковы их итоги?

6. В чем выразились особенности формирования капиталистических отно­шений в России?

7. Почему политика Екатерины II характеризуется как политика "про­све­щенного абсолютизма", несмотря на ее существенные отступления от идей ев­ропейского Просвещения?

8. В чем заключаются основные черты и национальные особенности куль­турного развития страны XVIII века?

 

Литература: основная – 1, 2; дополнительная – 5, 8, 9.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5

Тема: Общественно-политическое движение в России в XIX веке

(форма обучения: очная – 2 часа)

ПЛАН

1. Укажите истоки, причины и результаты "декабризма".

2. Выделите в спорах западников и славянофилов вопрос, который до сих пор не потерял своей актуальности. Свое мнение по данному вопросу аргу­ментируйте.

3. Сравните взгляды славянофилов и сторонников теории "официальной народности". В чем вы видите сходство и в чем различие?

4. В чем заключалась идеология и практика революционного народниче­ства?

5. Можно ли считать распространение радикальных идей в России во вто­рой половине XIX века исключительно проявлением внешнего влияния? По­ясните свое мнение по данному вопросу.

6. Какие из проводимых Александром II реформ оказали существенное влияние на общественно-политическую жизнь страны? Свой ответ аргументи­руйте.

 

Литература: основная – 1, 2; дополнительная – 6, 8, 9, 12.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6

Тема: Россия на пути к конституционной монархии

(форма обучения: очная – 2 часа)

ПЛАН

1. Какие изменения произошли в России на рубеже XIX – XX вв. в резуль­тате экономической политики С.Ю. Витте?

2. Когда в России перестала существовать абсолютная монархия и что это означало?

3. Какие политические партии возникли в России в начале XX в.? Дайте их классификацию. Сравните программные положения, указав принципиальные отличия, и тактику политического участия.

4. Почему Николай II лишь два раза применил своре право вето за 11 лет существования четырех Государственных Дум?

5. Сравните аграрные программы трудовиков, эсеров, большевиков, мень­шевиков и кадетов. Охарактеризуйте положительные стороны и недос­татки программ.

 

Литература: основная – 1, 2; дополнительная – 6, 8, 9, 12.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7

(форма обучения: очная – 2 часа, заочное – 2 часа)

Тема: Проблемы исторического выбора после падения самодержавия

ПЛАН

1. Какие причины сделали возможной Февральскую революцию?

2. Что собой представляла политика Временного правительства?

3. На основе каких принципов складывалась советская политическая сис­тема после прихода большевиков к власти? В чем ее отличия от западных де­мократий?

4. Какие социально-экономические преобразования провели большевики в первые месяцы советской власти?

5. Определите этапы гражданской войны и их хронологические рамки.

6. В чем заключаются причины интервенции и иностранных государств против Советской республики?

7. Определите признаки "военного коммунизма". В чем причины проведе­ния этой политики?

8. Почему стала возможной победа "красных" в гражданской войне? В чем слабости антибольшевистского сопротивления?

9. Каковы последствия гражданской войны?

10. Каково ваше отношение к таким явлениям мировой истории, как граж­данские войны? Что нужно предпринять для предотвращения гражданских войн в современных условиях?

 

Литература: основная – 1, 2, 3; дополнительная – 7, 8, 12.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8

Тема: Советский Союз на путях модернизации

(форма обучения: очная – 2 часа)

ПЛАН

1. Дайте оценку уровню развития промышленности СССР к концу 1920-х гг. Была ли объективная необходимость в проведении индустриали­зации? Вы­делите характерные черты первых пятилеток и их итоги.

2. Определите источники средств и методы проведения индустриализа­ции.

3. Каково ваше отношение к социалистическому соревнованию, ударни­честву, социалистическим субботникам? Как полагает, что поддержи­вало энту­зиазм простых рабочих?

4. Какие преобразования были проведены в аграрной сфере? (причины, методы, этапы, итоги).

5. Какая связь существовала между ускоренной индустриализацией и сплошной коллективизацией?

6. Охарактеризуйте социальные и экономические последствия развития страны с конца 1920-х – 1930-е гг.

7. Как можно оценить итоги культурной революции, осуществленной в СССР?

 

Литература: основная – 1, 2, 3; дополнительная – 7, 8, 12.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9

(форма обучения: очная – 2 часа)

Тема: Перед катастрофой

ПЛАН

1. Сформулируйте причины утверждения фашизма в Италии и Германии в 1920 – 30-е гг. Почему фашистская идеология не утвердилась в Великобрита­нии, США, Франции и других странах первого эшелона модернизации?

2. Определите основные направления внешней политики Советского Союза в 1930-е гг.

3. Почему лидеры стран Запада проводили политику "умиротворения" Гер­мании и не создали в Европе во второй половине 1930-х гг. действенную системы коллективной безопасности?

4. Охарактеризуйте внешнеполитический курс Советского Союза в усло­виях начавшейся войны. В чем заключаются причины изменений в советской внешней политике от борьбы с фашизмом к сотрудничеству с ним? Каково ваше отношение к советско-герман­скому пакту 1939 г.?

5. Какие мероприятия проводило советское правительство в 1939 – 1941 г. по укреплению обороноспособности страны и повышению боеготовности Красной Армии?

6. Как фашистская Германия готовилась к нападению на СССР? Укажите примерное соотношение советских вооруженных сил и противника на западной границе СССР летом 1941 года.

7. Можно ли было избежать Второй мировой войны?

Литература: основная – 1, 2, 3; дополнительная – 7, 8, 12.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 10

Тема: В годы суровых испытаний

(форма обучения: очная – 2 часа)

ПЛАН

1. Каковы причины и масштабы поражения Красной Армии летом и осе­нью 1941 года?

2. Охарактеризуйте деятельность политического и военного руководства СССР на начальном этапе войны (ГКО, Ставки ВГКК, Совета по эвакуации и др.).

3. Назовите факторы, позволившие Советскому Союзу в короткий срок осуществить перевод экономики страны на военный лад. Что, по вашему мне­нию, обусловило победу советской экономики над немецкой?

4. Какую вы можете дать оценку борьбе партизан и подпольщиков в годы Великой Отечественной войны? Расскажите об известных вам партизанах.

5. Объясните исторические обстоятельства, вызвавшие поворот в поли­тике советского государства по отношению к церкви.

6. Объясните содержание понятия "коренной перелом". Какие сражения стали переломными для войны в целом? Свой ответ обос­нуйте.

7. Назовите героев Великой Отечественной войны. Какие подвиги они со­вершили?

8. Назовите лучшие образцы советской войной техники и имена ее создате­лей.

9. Какие факторы обусловили победу советского народа в Великой Оте­чественной войне? Какова была цена победы в войне?

10. Как шел процесс складывания антифашистской коалиции? Какие ос­новные решения были приняты союзниками в рамках конференций в Теге­ране, Ялте, Потсдаме?

11. В чем заключаются итоги и уроки Великой Отечественной войны?

 

Литература: основная – 1, 2, 3; дополнительная – 7, 8, 12.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 11

Тема: СССР в 1945 – 1953 гг. и в период "оттепели"

(форма обучения: очная – 2 часа, заочная – 2 часа)

ПЛАН

1. Какие события и процессы характеризовали мировое развитие во вто­рой половине ХХ в.?

2. Как изменилось международное положение СССР после Второй ми­ровой войны?

3. Какие задачи стояли перед нашей страной после окончания Вели­кой Отечественной войны? Как шло восстановление и развитие советской эконо­мики в послево­енный период?

4. Кто из руководителей партии и страны выдвинулся после смерти И.В. Сталина? Какие они заняли посты?

5. Что представляла собой критика культа личности И.В. Сталина, нача­тая Н.С. Хрущевым?

6. Почему разоблачение И.В. Сталина оказалось непоследовательным и половинчатым?

7. Как эпоха "оттепели" отразилась на развитии культуры СССР?

8. Приведите примеры, свидетельствующие о мировом признании неко­торых достижений советской науки в 50-60-е гг. XX в.

9. Как развивалась экономика в период "оттепели"? Охарактеризуйте ре­зультаты реформ.

10. Каковы наиболее важные события во внешней политике СССР в пе­риод от середины 1950-х – начала 1960-х гг.?

Литература: основная – 1, 2, 3; дополнительная – 7, 8, 12.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 12

Тема: Консервация и эрозия системы.

(форма обучения: очная – 2 часа; заочная – 2 часа)

ПЛАН

1. Как и кем был организован и осуществлен заговор портив Н.С. Хру­щева? Почему в октябре 1964 года выбор пал на Л.И. Брежнева?

2. Как характеризуется "правление" Л.И. Брежнева? В чем особенности брежневского руководства страной?

3. Каковы идеи, результаты, судьба "косыгинской" экономической ре­формы?

4. Что такое экстенсивная экономика? Найдите черты такого типа хозяйст­вования в советской экономике 1970-х – начала 80-х гг.

5. Как жили советские люди в конце 1960-х – начале 80-х гг.?

6. Что представляло собой движение диссидентов (предпосылки, сущ­ность, основные этапы развития)?

7. Чем характеризовалась международная обстановка в конце 1960-х – на­чале 1980-х гг.? Что собой представляла политика разрядки? Когда она нача­лась? Почему разрядка не удалась?

8. Каковы были отношения СССР с социалистическими странами?

9. Определите, какие ошибки во внешней политике допустило брежнев­ское руководство в конце 1960-х – начале 1980-х гг.?

10. Какие проблемы страны волновали Ю.В. Андропова? Как он стре­мился их решить? Охарактеризуйте внешнюю политику СССР в период руково­дства страной Ю.В. Андропова.

11. Дайте характеристику личности Ю.В. Андропова. Каково ваше отно­шение к этому политику?

Литература: основная – 1, 2, 3; дополнительная – 7, 8, 12.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 13

Тема: Социально-политический и экономический кризис

в СССР в 1988 – 1991 гг.

(форма обучения: очная – 2 часа)

 

1. Каковы цели перестройки, начатой М.С. Горбачевым? Почему они не реализовались?

2. Какие мероприятия, проводимые руководством страны, способство­вали социальному расслоению общества

3. Каковы, по вашему мнению, причины, заставившие руководство КПСС пойти на проведение реформы политической системы?

4. Как проходил процесс реформирования политической системы (1989 – 1991 гг.)?

5. Сравните структуру высших органов власти с предыдущими, зафиксиро­ванными в конституциях 1918, 1924, 1936, 1977 гг. Что в них общего? Какие различия? Чем они обусловлены?

6. Какое значение, на ваш взгляд, имела реформа политической системы страны для будущего страны?

7. Дайте свою оценку августовскому путчу 1991 года. Каковы его последствия?

8. Каковы причины распада СССР? Был ли он, по Вашему мнению, неиз­бежным?

9. Какие существуют мнения в литературе относительно краха социа­лизма в СССР? Какие из них и почему разделяются Вами?

 

Литература: основная – 1, 2, 3; дополнительная – 7, 8, 12.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 14

Тема: Посткоммунистическая Россия

(форма обучения: очная – 2 часа)

ПЛАН

1.Что такое "шоковая терапия" начала 1990-х гг. и каковы ее последст­вия?

2. Что представлял собой конституционный кризис 1993 г. и как он был разрешен?

3. Какие принципы государственного устройства России закреплены в Конституции 1993 г.?

4. Что представляет собой российский федерализм и каковы его особенно­сти?

5. Как решались вопросы сохранения территориальной целостности в России в 1990-е гг.?

6. Какие изменения произошли на международной арене на рубеже XX –XXI вв.? Каковы основные принципы и направления внешней политики РФ?

Литература: основная – 1, 2, 3; дополнительная – 7, 8, 12.

 

Список тем индивидуальных творческих заданий (ИТЗ)

1. Культура Древней Руси: самобытность, заимствования.

2. Варяги и Русь – история взаимоотношений и взаимовлияния.

3. История взаимоотношений Древней Руси и Степи. Славяне и кочевники.

4. Спорные проблемы по вопросу об образовании Древнерусского государ­ства.

5. Быт и нравы Киевской Руси.

6. Характер взаимоотношений Руси и Золотой Орды в XIII – XV вв.

7. Политическое лидерство Московского княжества в объединительном про­цессе в XIV – XV вв. – историческая неизбежность или случайность?

8. Иван IV Грозный: мнения о нем как о политическом деятеле и о чело­веке.

9. "День народного единства" (4 ноября): что празднует Россия? Альтерна­тивы развития в период Смутного времени.

10. Иностранцы о Московском государстве XVI – XVII вв.

11. Общественные движения XVII столетия: общие и отличительные при­знаки. Причины неудач.

12. Петр I – революционер на троне?

13. XVIII век в истории России – формирование и развитие светского много­на­ционального государства.

14. Модернизация в России XVIII века: воля власти или историческая законо­мерность?

15. Екатерина II и французские просветители.

16. М.М. Сперанский – светило российской бюрократии.

17. Декабристы и их след в истории.

18. Российское купечество в XIX в.: формирование традиций.

19. Эстетические и нравственные ценности "Золотого века" русской куль­туры.

20. Последствия "александровской" модернизации (вторая половина XIX в.)

21. Сила и слабость Российской империи в XIX веке.

22. Российская буржуазия в начале XX в.: коллективный портрет.

23. Российские революционеры в начале XX века: коллективный портрет.

24. "Дневник" Николая II – штрихи к портрету последнего российского им­пера­тора.

25. Судьбы реформаторов в российской истории (М.М. Сперанский, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, А.Н. Косыгин, Е.Т. Гайдар).

26. Духовная атмосфера в российском обществе на рубеже XIX – XX вв.

27. Первая мировой война и русское общество: отношение к войне различ­ных партий и классов.

28. Роль Восточного фронта в Первой мировой войне

29. Итоги политической и экономической модернизации царской России и со­бытия 1917 года.

30. Преобразования Временного правительства и деятельность радикаль­ных ре­волюционных сил в 1917 году.

31. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?

32. Политические ценности большевиков и их отражение в Конституции РСФСР 1918 года.

33. Истоки Гражданской войны в России.

34. К вопросу о правомерности героизации одной из противоборствующих сто­рон в гражданской войне.

35. НЭП и его значение для социалистического строительства.

36. Советский государственный деятель: штрихи к портрету.

37. Культурная революция в СССР: цели, методы осуществления, резуль­таты.

38. На пути к единому государству (появление Союза советских социалисти­че­ских республик).

39. Сталинская "социалистическая" модернизация: благо или проклятие Рос­сии?

40. Советская власть и церковь (по отдельным периодам).

41. Противоречивость внешней политики Советского государства в 1920-1930-е гг.

42. Великая Отечественная война: "открытия" нацистов о советских лю­дях.

43. Великая Отечественная война и наука.

44. Великая Отечественная война и ленд-лиз.

45. Великая Отечественная война: героизм советских людей.

46. Великая Отечественная война: одна из дискуссионных страниц.

47. Великая Отечественная война глазами рядовых ее участников.

48. Великая Отечественная война глазами военачальников.

49. Создание атомного оружия в СССР.

50. Десталинизация в СССР и ее значение для культурной жизни страны.

51. Н.С. Хрущев: замыслы и реальности.

52. Л.И. Брежнев: замыслы и реальности.

53. М.С. Горбачев: замыслы и реальности.

54. Диссидентское и правозащитное движение в СССР.

55. Национальный вопрос в СССР в период перестройки 1985-1991 гг.

56. Нарастание кризисных явлений во всех сферах жизни советского обще­ства к середине1980-х гг. Причины неэффективности действий властей по пре­одолению этих явлений.

57. Распад СССР (анализ разных точек зрения по вопросу о причинах рас­пада).

58. Был ли неизбежен распад СССР в 1991 г.? ГКЧП. Возможные сценарии развития страны.

59. Социально-экономическое развитие РФ в 1992 – 2000 гг.: достижения, проблемы, трудности.

60. Могла ли Россия развиваться без революций?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных