Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ




Казанский филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

 

 

Учебно-методический комплекс

Для студентов очной формы обучения

 

 

направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

квалификация (степень) «бакалавр»

 

Казань


Автор:

Шаймарданов Камиль Дамирович кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин КФ ФГБОУВПО «РАП».

 

Рецензенты:

Иванишин Павел Зиновьевич,кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права КФ ФГБОУВПО «РАП».

Мезяев Александр Борисович, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой конституционного и международного права Юридического факультета Академии управления «ТИСБИ».

 

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

Одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин КФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 7 от 7 марта 2012 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом КФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 7 от 28 марта 2012 г.).

 

© КФ ФГБОУВПО «РАП», 2012.

© Шаймарданов К.Д., 2012.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………..………4  
Объем дисциплины и виды учебной работы ……………..………………...8  
Тематический план ……………………………………………………….…...9  
Программа курса ……..………………………………………………….…...10  
Планы семинарских (практических) занятий ……………….……………..19  
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов ………………………......68  
Примеры контрольных заданий …………………..…...…………………….73  
Примерная тематика курсовых работ …………………………………….…73  
Литература ….……………………………………………………………..….76  
Вопросы для подготовки к экзамену ……………………………………….97  

 


ВВЕДЕНИЕ

Цель освоения дисциплины. Целью освоения дисциплины «Конституционное право» является усвоение и закрепление современных профессиональных базовых знаний об основах конституционного строя Российской Федерации, основах правового статуса личности, федеративном устройстве государства, а также о системе органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, что является базисом как их дальнейшего обучения по специальности, так и профессиональной деятельности в обозримом будущем.

Задачи преподавания дисциплины. Задачами преподавания дисциплины «Конституционное право» являются:

- формирование знаний об основных институтах одноименной отрасли права;

- выработка навыков самостоятельной работы с нормативными правовыми актами и умения применять их в конкретных практических ситуациях;

- выработка навыков юридического мышления;

- выработка практических навыков правильно оценивать юридически значимые обстоятельства и квалифицировать юридические факты;

- создание предпосылок для качественного усвоения других юридических дисциплин, в частности, отраслевых и прикладных.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Дисциплина «Конституционное право» относится к базовой части профессиональногоцикла.

Изучение конституционного права Российской Федерации имеет имеет важное значение для подготовки бакалавров. Помимо формирования целостного представления о системе конституционно-правовых отношений, данная учебная дисциплина закладывает фундаментальные основы для изучения на более старших курсах иных публичных отраслей права, в первую очередь, таких как административное и муниципальное право. Конституционное право Российской Федерации лежит также в основе специальных дисциплин государственно-правовой специализации, таких как конституционное судопроизводство и др. Это требует постоянного обращения в ходе преподавания дисциплины к соответствующим отраслевым понятиям, закономерностям развития тех или иных явлений. Указанный факт способствует лучшему усвоению материала, формированию системного восприятия государственно-правовой действительности студентами.

Конституционное право Российской Федерации способствует повышению профессиональной квалификации юристов, помогает ориентированию в специальной литературе, развивает умение мыслить правовыми категориями, способствует установлению режима законности в деятельности органов государства, общественных организаций, должностных лиц и в поведении граждан и т.д. Следовательно, данная учебная дисциплина имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение.

Конституционное право Российской Федерации играет важную роль в формировании глубоких знаний по другим отраслям права, в сфере межотраслевого взаимодействия, что объясняется спецификой предмета одноименной отрасли права.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);

владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом (ОК-14).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в нормотворческой деятельности:

способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

 

В результате освоения курса студенты должны:

знать:

- основные теоретические подходы к определению понятия и предмета отрасли конституционного права Российской Федерации (ОК-3, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-15);

- специфику понятия и предмета отрасли конституционного права Российской Федерации, конституционно-правовых норм и институтов, а также конституционно-правовых отношений (ОК-3, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-5, ПК-15, ПК-16);

- основные источники отрасли конституционного права Российской Федерации (ОК-1, ОК-3, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-15);

- особенности конституционного развития России (ОК-1, ОК-9, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-15);

- особенности конституционного строя Российской Федерации (ОК-1, ОК-9, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-15);

- конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-8, ПК-9);

- механизмы реализации и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина (ОК-1, ОК-2, ОК-9, ПК-2, ПК-3, ПК-8, ПК-9, ПК-16);

- особенности конституционно-правового статуса граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (ОК-1, ОК-2, ОК-9, ПК-2, ПК-3, ПК-8, ПК-9, ПК-16);

- особенности конституционно-правового статуса Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ОК-1, ОК-2, ОК-9, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-15);

- особенности организации и функционирования системы и структуры органов государственной власти и местного самоуправления в России (ОК-1, ОК-9, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-15);

 

уметь:

- оперировать понятиями и категориями отрасли конституционного права Российской Федерации (ОК-3, ОК-4, ОК-10, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-15);

- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними конституционно-правовые отношения (ОК-3, ОК-9, ОК-10, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-15);

- анализировать, толковать и правильно применять нормы конституционного права Российской Федерации (ОК-3, ОК-9, ОК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-15);

- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ПК-2, ПК-5);

- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов в сфере конституционного права Российской Федерации (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ПК-1, ПК-14);

- давать квалифицированные юридические заключения и консультации по проблемам конституционного права Российской Федерации (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ПК-4, ПК-5, ПК-16);

- правильно составлять и оформлять юридические документы в области конституционного права Российской Федерации (ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-7, ПК-13);

 

владеть:

- юридической терминологией в области конституционного права Российской Федерации (ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-7);

- навыками работы с правовыми актами в области конституционного права Российской Федерации (ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-5, ПК-7, ПК-14, ПК-15);

- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, конституционно-правовых норм и конституционно-правовых отношений (ОК-3, ОК-4, ОК-10, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7);

- навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики в области конституционного права Российской Федерации (ОК-3, ОК-4, ОК-10, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7);

- навыками разрешения правовых проблем и коллизий в области конституционного права Российской Федерации (ОК-3, ОК-4, ОК-10, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7);

- навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина (ОК-2, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-9, ПК-14).

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по формам обучения
Зачетные единицы – общая трудоемкость 9 з.е. – 324 ч.
Всего аудиторных занятий из них:  
Лекции  
Семинарские (практические) занятия  
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС  
Форма итогового контроля Экзамен

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(разделы дисциплины, темы занятий, количество зачетных единиц и часов)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных