Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общение: понятие, функции, виды




Особенность современного социально-исторического периода – запрос на высокий коммуникативный уровень руководителей, служащих и других тона предписывается улыбаться при встрече с гостями; сдерживать категорий работников. Стало привычным видеть следующие критерии, предъявляемые к специалисту: молодой человек с высшим образованием, коммуникативный, владеющий иностранным языком, знанием ПК и т.д.

Коммуникативность, как значимый критерий специалиста характеризует его умение и способность к эффективным формам взаимодействия с другими людьми.

Общение – это процесс взаимодействия между людьми познавательного (1), оценочного (2) или аффективного (3) характера. Если поработать с данным понятием, то можно увидеть, что акт общения только тогда качественно возможен, когда присутствует знание (1), информация (например, при слабой подготовке студентов к семинару, преподаватель не может полноценно провести занятие). Любой акт общения связан также с оценкой (2). Она может быть представлена в открытой форме (проговаривается вслух) или закрытой (подумали про себя); виды оценки в коммуникативном акте могут быть самые различные: от комплимента и критики до отметки и премии. Кроме того, общение всегда должно быть в меру аффективно окрашено, то есть включать эмоции, чувства (например, правилами хорошего свои чувства, даже если вы сильно огорчены). Отсутствие эмоций делает общение монотонным, безликим («сухим»), малоэффективным. Примером может служить карикатурная ситуация, описанная А.П. Чеховым: «Лектор медленно засыпал, аудитория его опередила».

Основные функции общения:

1) регулятивная – функция регулирования общественных отношений, лежащих в основе жизнедеятельности общества; 2) трансляционная – функция передачи знаний, опыта, культуры от поколения к поколению; 3) атрибутивная – функция общения как способа бытия жизнедеятельности людей; 4) эмоционально-оценочная и др.

В классификации видов межличностного общения выделяют: по объекту общения – личностное и ролевое; по характеру общения – деловое, педагогическое, фатическое (пустое); по способу передачи информации: вербальное (речевое) – беседы (обсуждение), собеседование, переговоры (торги), полемика (спортивный диспут) и невербальное (жесты, мимика, пантомимика и т.д.).

Общение можно классифицировать и по стилю. Стиль общения – это относительно устойчивая система способов, методов и форм контактов между людьми. По стилю общение делится на авторитарное, демократическое и либеральное. Авторитарный стиль характеризуется властностью, единоличием в принятии решений со стороны руководителя, педагога, родителя. Для данного стиля характерна чёткая регламентация социальных ролей участников общения, значительная дистанция, детальный контроль, состредоточенный в руках «шефа». Демократическое общение характеризуется общением на равных, совместное принятие решений, предоставление свободы, поддержки инициативы при достижении цели. Либеральный стиль представляет собой попустительство к людям и делу. Полная свобода при отсутствии ответственных приводит к спонтанности деятельности (всё делается само собой), снижению или полному отсутствию контроля, что делает любое общение, деятельность малоэффективной и продуктивной.

Современный взгляд на стили общения представлен следующим образом: каждый педагог, взрослый-руководитель должен уметь использовать разные стили в соответствии с ситуацией и уровнем развития личности или группы, с которой он общается или которой руководит.

Структура общения: коммуникативная часть (передача информации), интерактивная (взаимодействие) и перцептивная (взаимовосприятие).

Общение может выступать для человека как потребность (часто как ведущая потребность), наряду с пищей, теплом и др. Неслучайно в народе говорят: «Женщин хлебом не корми, дай поговорить». Общение может выступать как деятельность, которой надо учиться и достигать совершенствования (например, в профессии переводчика, педагога общение выступает как основная деятельность).

Стремление человека быть в обществе других людей называется аффилиацией. Тенденция к аффилиации возрастает при вовлечении субъекта в потенциально опасную стрессовую ситуацию. В известных пределах близость других людей приводит к снижению тревожности. Блокирование аффилиации вызывает чувство одиночества, отчуждённости, порождает фрустрацию.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных