Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Единство общения и деятельности.




В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется так или иначе всеми исследователями.

Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека; его образа жизни (Ломов). В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения (Леонтьев). Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте (Эльконин). В другой — общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (А.А. Леонтьев).

Принятие тезиса об органической связи общения с деятельностью диктует некоторые вполне определенные нормативы изучения общения, в частности на уровне экспериментального исследования. Один из таких нормативов состоит в требовании исследовать общение не только и не столько с точки зрения его формы, сколько с точки зрения его содержания. Это требование расходится с принципом исследования коммуникативного процесса, типичным для традиционной социальной психологии. Как правило, коммуникация изучается здесь преимущественно при посредстве лабораторного эксперимента — именно с точки зрения формы, когда анализу подвергаются либо средства коммуникации, либо тип контакта, либо его частота, либо структура как единого коммуникативного акта, так и коммуникативных сетей.

Общение и деятельность как предмет дискуссии.

В ходе его осмысления выявились две альтернативных три точки зрения. Согласно одной из них общение есть часть деятельности или один из ее видов (А. А. Леонтьев, М. С. Кагн, В. Н. Сагатовский и др.).

По мнению же Б. Ф. Ломова, общение нельзя определим, как вид человеческой деятельности, поскольку оно есть нечто принципиально отличное от деятельности, ибо связывает субъект не с объектом, а с другим субъектом. Аналогичным образом и Л. П. Буева трактует общение как нечто принципиально иное, чем деятельность.

Были попытки предложить и компромиссный подхЯ (Г. м. Андреева, м. и. Лисина), когда общение рассматривалось и как сторона совместной деятельности, и как самости тельный феномен, отличный от деятельности.

Общение и деятельность как взаимоперекрещивающиеся, но не совпадающие явления.

С одной стороны, общение может выступать как в качестве условия или составляющей любой деятельности, так и в виде специфической коммуникативной деятельности.

С другой — оно может и должно рассматриваться в качестве совершенно самостоятельного и отличного от деятелыюсти социально-психологического явления.

Самоценность общения. Это неизбежно в том случае, когда общение носит самоценный характер и не преследует какой либо иных целей кроме тех, которые связаны со взаимным ни тересом друг к другу как к личности партнеров по общению.

1'ис 16. Соотношение понятий «общение» и «деятельность»

 

В таком случае имеют место межсубъектные взаимоотно­шении, то есть отношения одного субъекта к другому как субъекту же, а не как к объекту. И в этом, по мнению Б. Ф. Ломова, и есть главное отличие характера общения от деятельности, где имеют место не субъект-субъектные, а субъект-объектные отношения.

 

Борис Федорович Ломов разводит категории деятельность и общение. Он отмечает, что общение это субъект – субъектное взаимодействие, в нем обязательно присутствует сообщение информации одним субъектом другому субъекту, эмоциональное реагирование на нее и тот или иной поведенческий отклик. С этой точки зрения кино, театр, музыка, живопись, скульптура, художественная литература, вообще, искусство – это общение.

Видный отечественный социальный психолог искусства В.Е. Семенов пишет: «Искусство – социально-психологическая система взаимодействия, общения, отношения людей в процессах создания, распространения, восприятия, оценивания и воздействия художественных произведений».

 

Структура общения. Андреева Г.М.Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Структура общения может быть схематично изображена следующим образом:

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная (Ломов, 1976. С. 85). Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми. Отдельно следует рассмотреть вопрос о средствах и механизмах воздействия людей друг на друга и в условиях их совместных массовых действий, что должно быть предметом специального анализа, в частности при изучении психологии больших групп и массовых движений.

Структура по Б.Д. Парыгину:

- субъекты общения;

- средства общения;

- потребности, мотивы и цели общения;

- способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;

- результаты общения.

 

Значение общения

1. Общение как способ проявления человеческой сущности. Об­щение представляет собой не только необходимый, по и наибо­лее существенный социально-психологический аспект всякой де­ятельности. Именно в процессе общения и только через обще­ние может проявиться сущность человека.

2. Общение как фактор становления человека. Основная за­кономерность, определяющая природу и место индивида в об­ществе, состоит в том, что он является продуктом специфи­чески человеческих форм деятельности, прежде всего труда и воциального общения.

3. Общение как условие существования и органическая потребность человека. Значение общения в социальной психо­логии связано не только с тем, что оно явилось важнейшим и повием становления человечества. Общение стало необ­ходимейшим условием социализации и формирования каж­дого человека, его существования и его органической потреб­ностью.

4. Общение как фактор существования общности. Общение — важнейшая предпосылка и условие существования не толь­ко отдельного индивида или небольшой группы людей, но ч больших социальных общностей вплоть до целых народом наций и государств.

5. Общение как источник информации. Секрет огромной зна­чимости человеческого общения как фактора существования и нормального развития общества объясняется прежде всего функцией информативности, которая присуща процессу вза­имодействия людей.

Парыгин Б.Д. Общение — это процесс установления и развития психологического контакта, взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. Его внутренней основой является тот или иной уровень психологической коммуникации индивидов, проявляющийся как в характере и степени адекватности их взаимного отношения друг другуу, так и в глубине их взаимопонимания.

В полной мере специфика феномена общения и его отличие от других социально-психологических категорий (личности и общнос­ти, деятельности и социальных отношений) может быть понята лишь при сопоставлении с ними.

Общение — органическая потребность и важнейший факторов жизнедеятельности личности и общности, неотъемлемое условие и предпосылка любой человеческой деятельности.

Личность, в свою очередь, — субъект и фактор глубины и эффективности человеческого общения. Это позволяет говорить не только о социальной роли и значении общения, но и о той или иной его личностной значимости для каждого человека.

В этом смысле правомерно говорить об отличии общения от деятельности, когда оно носит самоценный характер и не преследует никаких других целей, кроме стремления к удовлетворению потребности его участников, к достижению радости от самого общения.

Но общение может выступать и в качестве коммуникативной, деятельности, в том случае, когда оно — всего лишь средство и условие ее эффективности. Вместе с тем и коммуникативная де­ятельность людей (например, газетного журналиста или ведуще­го ту или иную программу на телевидении) носит во многом и са­моценный характер.

Общение является предпосылкой и условием формирования и стабилизации общности. При этом оно способно выступать не только в качестве фактора интеграции, но и дезинтеграции общности.

Общение — это источник формирования как социальных, так и межличностных отношений. В свою очередь и отношения (как социальные, так и межличностные) оказывают влияние на само общение. Одной из форм такого воздействия оказывается, напри­мер, психологическая установка, которая определяет характер взаимоотношений друг с другом субъектов общения.

Глубинной основой и условием эффективности общения явля­ется взаимное понимание людьми друг друга. Вместе с тем пос­леднее может рассматриваться в качестве как цели, так и ценно­сти общения.

Во многом глубина взаимопонимания задается уже психологи­ческой готовностью партнеров к адекватному восприятию друг друга. Но восприятие не гарантирует достижения такой адек­ватности. В его основе, как и в целом взаимопонимания, лежит механизм идентификации, или уподобления партнеров друг другу. В этом состоит как терапевтическая привлекательность иден­тификации, так и ее ограниченность в качестве инструмента достижения взаимопонимания.

Главным средством идентификации является стереотип в процессе восприятия другого. Стереотип же является психоло­гическим барьером на пути постижения и понимания уникальнос­ти партнера. Из этого вытекают границы возможностей достижения взаимопонимания, различия уровней последнего.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных