Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






I. особенности архитектуры КРИТА




РЕФЕРАТ

на тему: «Особенности крито-микенской архитектуры»

 

 

Инициативная группа

студенты II курса

заочного обучения:

Аканина Т.

Еременко В.

Загайчук Д.

Кондратюк О.

Короткова А.

Сухаренко И.

Литвинова Ю.

Топалов А.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

глава I. Особенности архитектуры Крита. 4

глава II. Особенности Микенской архитектуры.. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 16

 


ВВЕДЕНИЕ

Крито-микенская архитектура имеет много особенностей. Вообще сама крито-микенская культура, в частности, культура Греции вообще, уникальна и интересна по своей сути. Вазопись, фресковые росписи, скульптура – все эти виды крито-микенской культуры богаты и разнообразны.

Крито-микенский мир на протяжении нескольких столетий играл роль образцовой художественной мастерской для огромного региона. Тогда были созданы прекрасные памятники архитектуры: грандиозные, украшенные настенной живописью, рельефами и разного рода символами дворцы со священными садами.

Остров Крит – самый большой из всех островов, принадлежавших Греции, расположен на юге этой страны и омывается Средиземным морем.

Микены – древнейший город в Агролиде (южная Греция), крупнейший центр эгейской культуры, в III тысячелетии до нашей эры – поселение. Расцвет Микен в 1400-1200 годах. Около 100 года до нашей эры Микены погибли от пожара1.

В реферате использовались две книги основной литературы – Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции, откуда взята большая часть письменной работы и Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима, которой работа была дополнена.


I. особенности архитектуры КРИТА

Монументальная архитектура дворцов и фресковые росписи – главные черты отличающая Крит от современных ему кикладской и элладской цивилизаций, носивших куда более примитивный характер.

Предки позднейших греков были народом одаренным и умеющим использовать достижения чужих культур. После уничтожения раннеэлладских поселений, на том же месте вскоре возникли новые: так, на смену Орхомену I в Беотии пришел Орхомен II. Новые завоеватели заселили также Пелопоннес, а особенно арголиду с центром в Микенах.

Помимо неизвестного ранее погребального обряда и новых форм керамики протоэллины принесли с собой особый тип жилища с обширным прямоугольным залом – мегароном.

В XVI веке дворец в Кносе подвергся перестройке. В архитектуре его, как впрочем, в архитектуре других дворцов на Крите появились некоторые характерные черты критского строительства. Хотя кноский дворец несет на себе признаки восточной пышности, его отличают скорее живость линий, открытость просторных помещений; одни и те же архитектонические элементы непрестанно повторяются; огромное количество залов соединены между собой столь же многочисленными коридорами вокруг центрального двора. Не монументальность является решающей, но выгода и комфорт, поскольку, хотя построен дворец с виду хаотично, архитектура его цельна и в совершенстве приспособлена к требованиям местного климата. В залы дворца проникал свет с обширного центрального двора; если же до какой-либо точки он не доходил, архитектор помещал световые отверстия в перекрытиях, как это имеет место, например, в тронном зале, или же делал специальные окна для верхнего света. Световые дворики – одна из наиболее характерных идей критского строительства1.

Необычны и интересны монументальные лестницы, раскопанные Эвансом с северо-западной стороны кноского дворца, а также лестницы, обнаруженные во дворце в Фесте. Служили они, как предполагается не только для коммуникаций, но и возможно, и как своеобразные трибуны для зрителей, откуда можно было наблюдать за играми или иными зрелищами.

С моря дворец выглядел особенно живописно; ряды колоннад как бы карабкались вверх, создавая впечатление обширного архитектурного пространства.

Сакральная архитектура в области эгейской культуры почти совершенно отсутствует, и поэтому материалом для изучения эгейской архитектуры является главным образом городское и крепостное строительство, эволюция форм жилого дома о отчасти – различные типы могил.

Что касается общего характера поселений, то в областях эгейской культуры они сводятся к двум главным типам – открытому и закрытому, защищенному крепостной стеной, встречающимся, по-видимому, одновременно и параллельно. Здесь играл роль характер местности и те политический и социальные отношения, в которых обитатели поселения находились с окружающей средой.

В свою очередь на Крите встречаем исключительно открытый тип поселений с развитым планом и хорошо мощенными улицами, расположенными по большей части в некотором отдалении от моря.

Обращает на себя внимание большое количество многоэтажных зданий, особенно в ниже расположенной части города. Мы увидим в дальнейшем, что многоэтажность составляет вообще один из отличительных признаков критской архитектуры1.


Если присмотреться к древнейшим формам жилого дома на материке и островах Эгейского моря, то, помимо пещер и гротов, которые служили естественным, примитивным жилищем для обитателей горных областей, можно установить два основных типа: круглое и прямоугольное здание. Что касается жилого дома круглого плана, то таковые памятники не найдены не на Крите, ни на Кикладах. На Крите круглой формы постройки применялись только для могил. Жилые дома круглой формы до сих пор найдены тольков Греции.

Но что тип круглой постройки не был древнейшей, единственной и основной формой эгейского строительства, показывает не только отсутствие круглых жилых домов на Крите и Кикладах, но и то обстоятельство, что зачастую под фундаментами круглых построек найдены следы еще более древних прямоугольных строений. Преимуществом круглой постройки было равномерное, всестороннее распределение тепла от центрального очага; крупнейшим же дефектом круглого плана – его полная непригодность для расширений пространства и комбинации некоторых пространств. Поэтому естественной стадией дальнейшего развития круглого плана являлось его вытягивание в овал, или эллипс.

Этот овальный тип здания пользовался, очевидно, особенной популярностью в области эгейской культуры, так как соответствующие памятники находим и на континенте, и на Кикладах, и на Крите. Главным преимуществом овального плана по сравнению с круглым, была возможность комбинировать несколько пространств. Но эта комбинация получалась только односторонним, примитивным способом – путем деления плана внутренними перегородками1.

 

Последующая эволюция овального жилого дома происходит под несомненным воздействием прямоугольного типа здания. Воздействие это проявляется прежде всего в тенденции открыть одно из узких закруглений овала для входной двери. Тогда в плане получается нечто вроде подковы. Вместе с тем происходит выпрямление передней и боковой стен, тогда как с задней стороны образуется нечто вроде полукруглой абсиды. В таких случаях овальное здание приобретает очень характерное для северного прямоугольного типа трехчастное деление плана: абсида служит спальней; в центральной части, самой большой, помещается очаг – прототип будущего микенского мегарона; тогда как спереди выступающие части стены образуют портик (prodomos) – прототип будущего греческого портика «с антами». Остается только выпрямить закругленные абсиды – и мы получим типичный прямоугольный жилой дом микенской эпохи1.

Из отдельных конструктивных элементов критской архитектуры особенного внимания заслуживает колонна. То, что колонны, наряду со столбами, находили самое широкое распространение в критской архитектуре, не подлежит никакому сомнению. В этом убеждает обилие найденных на местах круглых каменных баз, а также обугленных остатков деревянных колонн. Однако то обстоятельство, что раскопки в критских дворцах не обнаружили ни одной каменной колонны, заставляет сделать вывод, что критские архитекторы вообще избегали делать колонны из камней. Только на континенте, в слоях, относящихся к микенской культуре, найдены образцы каменных колонн критского типа. Напомню хотя бы колонну «Львиных ворот» в Микенах или колонну, найденную в гробнице Атрея. С другой стороны, в критских фресках и в изделиях художественного ремесла – в украшениях металлических сосудов, в геммах и т. п. – находим в большом количестве изображения колонн, несомненно воспроизводящие типы монументальной архитектуры. На основании этих материалов можно составить довольно ясное представление о том, как выглядели деревянные колонны Критского дворца1.

Прежде всего следует отметить важное принципиальное отличие критской колонны от египетской. В египетских храмах колонны выступают почти всегда во множественном числе, массой, толпой, и ноша, которую они поддерживают, несоразмерно легка по сравнению с их собственной толщиной и количеством. По своему первоначальному значению египетская колонна вообще не была опорой, несущей тяжесть, а столбом, мачтой, свободно возносящейся кверху. Египетская колоннада – это лесная чаща, заросль гигантских камышей или цветов. Этим и объясняется, что формы египетских колонн и капителей воспроизводят мотивы растительного мира – стволы и ветви пальм, пучки камышей, бутоны и цветы папируса и лотоса. Напротив, критские колонны выполняют функции действительной опоры: они поддерживают потолок рядом со световыми шахтами или несут марши многоэтажных лестниц. Соответственно своей конструктивной роли, предвещающей назначение греческой колонны, критская колонна и капитель не имеют ничего общего с формами растительного мира. Другое своеобразное свойство критской колонны, отличающее ее как от египетской, так и от греческой, – это сужение ее ствола не кверху, а книзу. Подобно тому как, например, ножки стола или стула обыкновенно сужаются книзу (в данном случае важна не прочность упора в пол, а возможно более широкий объем для принятия тяжести), точно так же и деревянная опора нуждается в более прочном и широком скреплении с несомыми балками, чем с базой. Кроме того, сужение деревянной колонны книзу оправдывается климатическими соображениями, оно лучше предохраняет колонну от дождя и гниения. Правда, суженная книзу колонна совершенно не пригодна для углового положения в здании, так как нарушает тектоническую закономерность его силуэта. Но в критской архитектуре, судя по данным раскопок, колонна никогда не применялась в угловом положении, выполняя исключительно функции внутренней опоры между столбами. Таким образом, можно считать установленным, что критские колонны были деревянные и их ствол суживался книзу. Однако по вопросу о самом происхождении критской колонны мнения ученых сильно расходятся.

Наиболее убедительна теория, которая выводит происхождение критской колонны из палатки с деревянными опорами. База критской колонны в виде плоского каменного кольца явно служила для защиты деревянной колонны от сырости, своеобразная капитель в какой-то мере предвосхищала капитель дорийской колонны. Но в то время как дорийская капитель расширяется кверху, чтобы принять абаку, крито-микенская капитель заканчивается круглой подушкой, под которой вырезан глубокий желоб и еще ниже выпуклый валик. Эта форма капители указывает на то, что первоначально колонна не поддерживала никакой тяжести, а свободным шестом завершалась кверху, причем в углублении ее капители закреплялось покрытие палатки. В пользу такого первоначального назначения критской колонны говорит и то обстоятельство, что на некоторых критских фресках капители колонн изображены со своеобразными светлыми украшениями по бокам. Их принимали за символ двойной секиры; возможно, что здесь идет речь о широких гвоздях, к которым прикреплялись занавесы, протянутые между колоннами1.

Следует отметить также своеобразное украшение ствола крито-микенской колонны. Лучше всего сохранившийся экземпляр украшает вход в так называемую гробницу Атрея в Микенах, но и на Крите подобная орнаментировка колонн подтверждается многими изображениями. Зигзагообразный орнамент каменной микенской колонны указывает на то, что ее первоначальным прообразом была деревянная колонна, обшитая металлическим орнаментом. Пестрый, динамический орнамент, не имеющий никакого конструктивного оправдания, очень характерен для критской архитектурной концепции. Есть основание думать, что на Крите была известна и еще более динамическая форма – витая колонна, об этом свидетельствует найденная в Кноссе подставка для лампы, перевитая орнаментом спиральных каннелюр. Наконец, раскопками подтверждается и еще один тип критской колонны, профилированный пятнадцатью вертикальными каннелюрами, но не вогнутыми, как в греческой колонне, а выпуклыми, как будто деревянный ствол колонны был обвязан стеблями растений, например, камыша1.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных