Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II. ОСОБЕННОСТИ МИКЕНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ




Различие между критским и микенским искусством нигде не сказывается так ярко непоследовательно, как в области архитектуры. Здесь сказываются не только контраст северной и южной архитектурной концепции, но также и различные условия быта. Воинственные ахейские анакты нуждались в крепкой защите и от внутренних врагов и от набегов напиравших с севера племен. Вот почему микенские дворцы, построенные обычно на вершине холмов, обнесенные прочными двойными стенами, имеют вид небольших замкнутых крепостей, столь непохожих на вольные, широко раскинувшиеся критские дворцы. Основной тип микенской архитектуры – мегарон Главная проблема заключалась в том, чтобы найти надлежащее место для очага, неизбежной принадлежности северного жилища, и изыскать способы для возможного расширения комнаты с очагом. После того, как элладическое жилище приобрело прямоугольную удлиненную форму и разбилось на портик и два следующих один за другим помещения, вошло в обычай ставить очаг в первом из этих помещений, ближайшем к входу, и притом в центре комнаты – для равномерного распределения тепла. Однако такое расположение имело свои неудобства – очаг приходился как раз на проходе между двумя дверями. Тогда его стали сдвигать в сторону, или к боковой или к задней стене, пока, наконец, не пришли к идее изменять распорядок помещений и отдавать под очаг заднюю комнату. Эта стадия развития представлена фессалийским поселением Лианоклади и вторым слоем Трои1.

Поселение Трои II очень поучительно для истории развития мегарона Прежде всего в смысле композиции нескольких помещений, совершенно отличной от той, о которой мы познакомились на Крите. Интересна композиция самого мегарона в Трое II. Тут мы имеем не одно, а целых три и, может быть, даже четыре жилых помещения почти одного и того же узкого, продолговатого плана: рядом с главным мегароном, в том же направлении, отделенное только узким коридором, расположено второе жилое помещение из трех компартиментов (портик, вестибюль и внутренние покои), и дальше на восток – третье здание более элементарного, но аналогичного плана и аналогичного направления. Таким образом, вместо критского слияния и непрерывного нанизывания многих пространств в различных направлениях, здесь – упорное выдерживание одного главного направления и строгая изоляция одного помещения от другого.

Наряду с проблемой очага, другая проблема, стоявшая перед строителями мегарона, касалась расширения главного пространства. Этого расширения можно было достигнуть только подведением опор под балки крыши. Один способ разрешения этой проблемы можно наблюдать на более позднем примере в шестом слое Трои. Вследствие ошибки Шлимана не удалось восстановить главный мегарон шестого поселения Трои. Но за пределами внутренней стены крепости сохранилось здание, которое знакомит с типом жилого дома микенской эпохи. Особенностью его является разделение главной комнаты на два корабля с помощью трех колонн, поставленных в ряд. В эволюции микенского мегарона, где главной задачей оставалось центральное положение очага, эта идея, однако, не привилась и была заменена другим приемом – постановкой четырех колонн вокруг очага. Из других особенностей раннемикенского мегарона следует отметить его двускатную крышу, свидетельство северного происхождения создателей микенской культуры, и полное отсутствие тех приемов освещения, которые так охотно применялись критскими архитекторами: окон и световых шахт. Микенский мегарон получает свет, разумеется, довольно скудный, исключительно со двора, через входные двери1.

 

 

Главные образцы развитой континентальной архитектуры сохранились в Микенах и Тиринфе. Здесь, как и в критских дворцах, имели место постоянные перестройки и расширение помещений1.

Последний вопрос, связанный с микенским мегароном, это вопрос о его назначении. Обычно мегарон характеризуют как «мужскую комнату», и такое назначение он имел с древних времен. Возможно, что в старину в мегароне вообще проходила вся домашняя жизнь семьи, здесь готовили пищу и здесь же, может быть, обитатели спали. Однако большим мегаронам Микенского и Тиринфского дворцов подобное назначение вряд ли могло соответствовать. Обилие жилых комнат рядом с мегароном свидетельствует о том, что для спален служили особые помещения. Вряд ли также очаг главного мегарона использовался для приготовления пищи – этому противоречит тонкий известковый пол с богатой росписью, но еще больше трон властителя дворца, стоявший непосредственно рядом с очагом. Это значит, что очаг мегарона служил религиозным, культовым целям, им пользовались для совершения жертвоприношений. Другими словами, сохранив свою первоначальную форму, микенский мегарон изменил свое назначение: светские элементы в нем перемежались с культовыми задачами, наполовину он оставался парадной резиденцией властителя, наполовину сделался храмом2.

Символами могущества микенских царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные прочными стенами. Конструкция этих укреплений отличается от конструкций критских построек. Чтобы понять это, достаточно постоять в Микенах у знаменитых Львиных ворот, украшенных рельефом с изображением двух львиц в окружении огромных, громоздящихся один на другой каменных блоков. Греки сами считали, что стены эти воздвигли циклопы – одноглазые великаны; на самом же деле то был результат тяжелого труда тысяч людей, свободных и рабов, которых ахейца захватывали в своих далеких военных походах1.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дворцовая жизнь, длившаяся в Минойско-Микенском регионе несколько столетий, начала постепенно затухать к XIII-XII веку до нашей эры. Намечавшийся кризис выражался во многом: в истощении дворцовых богатств; редком появлении дорогих изделий, отсутствии перестроек и переделок, разрушенных или приходящих в запустение зданий; определенной замедленности пульса бытия.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.

2. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

 

РЕФЕРАТ

 

На тему: Основні визначення у галузі документаційного






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных