Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос:Конституционные основы Статуса Правительства РФ:Порядок формирования,полномочия,акты




Правительство РФ – высший исполнительный орган РФ.

Правительство – коллегиальный орган. В его структуру входят: 1) должностные лица (Председатель Правительства РФ (он назначается на должность Президентом РФ с одобрения Государственной Думы РФ, при этом Президент РФ вправе предлагать кандидатуру Председателя Правительства на одобрение Государственной Думы не более 3 раз, если же нижняя палата Федерального Собрания трижды отклонит эту кандидатуру, то после третьего отклонения Думой представленной Президентом кандидатуры Президент обязан назначить самостоятельно Председателя Правительства и распустить Думу с назначением новых ее выборов), заместители Председателя Правительства РФ (они назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ), федеральных министров (назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ)); 2) структурные подразделения (в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти») (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства).

Срок полномочий Правительства РФ равен 4 годам и начинает течь (истекает) с принятием своих полномочий вновь избранным Президентом РФ. Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

Полномочия Правительства РФ (ст. 114 Конституции РФ): 1) разработка и представление Государственной Думе РФ проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения; 2) обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; 3) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; 4) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 5) управление федеральной собственностью; 6) осуществление мер по обеспечению законности и борьбе с преступностью; 7) иные полномочия, возложенные на Правительство РФ Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти – как федеральных, так и субъектов РФ – по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов. Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы в Государственную Думу РФ, т. е. Правительство РФ вправе вносить законопроекты в Государственную Думу РФ, подготовленные по поручению Президента РФ, и направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах.

Правительство в пределах своих полномочий выносит: 1) постановления (носят нормативный характер и принимаются по вопросам, затрагивающим основные вопросы деятельности Правительства РФ); 2) распоряжения (принимаются по оперативным и текущим вопросам, не имеющим нормативного характера).

Постановления и распоряжения Правительства РФ носят правовой и обязательный характер для исполнения на всей территории РФ.

 

19 вопрос: Конституционные основы судебной власти в РФ(в тетрадке)

20 вопрос: Конституционный Суд РФ

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Сегодня, в соответствии с новой Конституцией и Законом о Конституционном суде РФ, Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства.

Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений.

Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств.

В реформирующейся России проблемы конституционного контроля оказались в сфере повышенного научного внимания. В течение нескольких последних лет по этой теме переведены книги, отражающие зарубежный опыт, проведены сравнительно-правовые исследования, вышли работы с анализом отечественного опыта конституционного контроля и надзора.

Такая активность вполне объяснима: этот институт является важнейшим элементом построения правового государства, и в современной России он стал наиболее зримым его воплощением.

Особое место Конституционного Суда Российской Федерации определяется его ролью в обеспечении конституционного контроля. В мировой государственно-правовой практике проблема конституционного контроля возникла с появлением конституций и необходимости правовой защиты основного закона как акта высшей юридической силы. На пути своего исторического развития институт конституционного контроля осуществлялся в различных организационных формах: от обязанности самой законодательной власти обеспечивать конституционность принимаемых ими актов до создания специальных органов, выполняющих судебные функции в этой сфере общественных отношений.
Создание конституционных судов или органов, имеющих другое название (конституционный совет, арбитражный трибунал и т.д.), но выполняющих судебную функцию, в конечном итоге было обусловлено недостатками парламентского самоконтроля. Множественность принимаемых законов, охватывающих самые различные сферы деятельности государства, не всегда обеспечивалось квалифицированным рассмотрением. Кроме того, нередко принятие законопроектов было связано с политическими целями различных групп, ставивших свои конъюнктурные интересы выше общегосударственных.

Структура Конституционного Суда

Конституционный Суд России состоит из 19 судей и вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Суд действует как в пленарных заседаниях, так и в заседаниях двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, а в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Ст. 21 и 22 Закона «О Конституционном Суде РФ» устанавливают перечни вопросов, которые должны рассматриваться Конституционным Судом в пленарных заседаниях и в заседаниях палат. Причем Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию.

Исключительно u1086 ов пленарных заседаниях рассматриваются следующие вопросы:

1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ;

2) дача толкования Конституции РФ;

3) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) принятие посланий Конституционного Суда РФ;

5) решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой;

6) избрание Председателя, заместителя Председателя, судьи-секретаря Конституционного Суда;

7) формирование персональных составов палат Конституционного Суда;

8) принятие Регламента Конституционного Суда и внесение в него изменений и дополнений;

9) установление очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях Конституционного Суда, а также распределение дела между палатами;

10) принятие решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря.

Выделим основные правила проведения заседаний Конституционного Суда РФ. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных Законом «О Конституционном Суде РФ» - когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан или защиты общественной нравственности. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

Разбирательство дел в заседаниях Конституционного Суда происходит на русском языке, устно и на основе непосредственного исследования доказательств.

В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.

Заседание Конституционного Суда по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

На заседаниях присутствуют участники процесса - стороны, их представители, свидетели, эксперты и переводчики. Сторонами именуются заявители (органы, лица, направившие в Суд обращение, послужившее поводом для рассмотрения данного дела), органы и должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке, а также государственные органы, компетенция которых оспаривается. Им в силу принципа состязательности предоставляются права, необходимые для активного отстаивания их позиций (например, право знакомиться с материалами, которые выносятся на обсуждение, излагать свое мнение по возникающим вопросам, заявлять ходатайства). При этом в конституционном судопроизводстве в полной мере действует принцип равноправия сторон - какие бы то ни было привилегии, в том числе зависящие от должностного положения сторон или их представителей, недопустимы.

Активная роль в судебных заседаниях отведена судье, председательствующему в заседании. В этой роли на пленарных заседаниях должны выступать: Председатель Конституционного Суда РФ, а в случае его отсутствия — заместитель Председателя; на заседаниях в составе палат — один из судей данной палаты в порядке очередности. В соответствии со ст. 58 Закона «О Конституционном Суде РФ» председательствующий наделен рядом полномочий, которые необходимы для обеспечения нормального хода заседания. Он, в частности, во время заседания принимает меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, фиксации его хода и результатов; предоставляет слово судьям и участникам процесса, может прерывать их выступления, если они отходят от существа рассматриваемого дела, либо при определенных условиях лишить слова. Лица, нарушающие порядок в заседании и не подчиняющиеся распоряжениям председательствующего, могут быть решением Суда подвергнуты штрафу в размере до десяти минимальных месячных размеров оплаты труда.

Основные принципы деятельности Конституционного Суда РФ перечислены в ст. 5 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Эти принципы не противоречат принципам правосудия, а дополняют их и отражают определенную специфику деятельности данного судебного органа.

Принцип независимости применительно к деятельности Конституционного Суда РФ означает, что данный судебный орган и входящие в его состав судьи не зависят от любых иных государственных органов, общественных объединений, должностных и физических лиц.

В соответствии со ст. 29 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" судьи данного судебного органа независимы и при осуществлении своих полномочий руководствуются только Конституцией РФ и указанным законом.

В своей деятельности судьи Конституционного Суда РФ выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных органов, общественных объединений, политических партий и движений, государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

Решения Конституционного Суда РФ выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей РФ, свободную от политических пристрастий.

Судьи Конституционного Суда РФ принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания.

В соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона Конституционный Суд РФ не зависит в организационном, финансовом и материальном отношении от любых других органов. Финансирование данного судебного органа производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме.

Конституционный Суд РФ самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Никакого ограничения правовых, организационных, финансовых информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда РФ не допускается.

Независимость судьи Конституционного Суда РФ согласно ст. 13 вышеуказанного Федерального конституционного закона обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом любого вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Любое вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Принцип коллегиальности в деятельности Конституционного Суда РФ обеспечивает широкое обсуждение вопросов и недопущение ошибок при принятии соответствующих решений.

В соответствии со ст. 30 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" рассмотрение дел и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом РФ коллегиально, т.е. после их обсуждения. Все вопросы выносятся па голосование, причем все судьи обладают равными правами как при обсуждении вопросов, так и при формулировании итогового решения.

Если судья Конституционного Суда РФ при голосовании остался в меньшинстве, то он вправе изложить свое особое мнение в письменном виде. Особое мнение судьи подлежит опубликованию вместе с итоговым решением, принятым всем составом суда.

Конституционный Суд РФ правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее 2/3 от общего числа судей. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

Принцип гласности обеспечивает открытое рассмотрение дел, назначенных к слушанию в заседании Конституционного Суда РФ (ст. 31 названного Федерального конституционного закона). Присутствующие могут фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радиотрансляция и телетрансляция заседания допускается лишь с разрешения суда.

Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных ст. 55 Федерального конституционного закона. Суд назначает закрытое заседание, когда это необходимо для соблюдения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.

На закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда РФ, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями.

Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства. В любом случае решения Конституционного Суда РФ провозглашаются публично и должны быть официально опубликованы. Поэтому в тексте решений нельзя приводить сведения, которые ставят под угрозу охраняемую законом тайну.

Принцип состязательности и равноправия сторон в деятельности Конституционного Суда РФ закреплен в ст. 35 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Основное содержание данного принципа заключается в том, что стороны в заседании Конституционного Суда РФ пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции.

Состязательность подразумевает активное поведение сторон, представление ими документов, иных доказательств, участие в исследовании доказательств противоположной стороны, выдвижение доводов, аргументирующих свою позицию по делу, опровержение доводов противоположной стороны, предложение суду принять определенное решение и использование иных прямо не запрещенных законом возможностей.

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

- заявители - органы или лица, направившие в Конституционный Суд РФ обращение;

- органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;

- государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Представителями сторон по должности могут выступать:

- руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд РФ;

- руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции;

- должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт;

- любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом.

Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. При этом каждая из сторон может иметь не более трех представителей, хотя равного числа представителей от каждой из сторон по закону не требуется.

В Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" помимо основных также закреплены иные принципы конституционного судопроизводства.

Принцип устности разбирательства (ст. 32) содержит требование, согласно которому все производство в Конституционном Суде РФ осуществляется в устном порядке, путем судоговорения. В ходе рассмотрения дела заслушиваются показания сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашаются документы. Выступающие в процессе лица при изложении своих позиций вправе использовать письменные записи и иные документы.

Вместе с тем в заседании суда могут не оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.

Решение, принятое по результатам судебного разбирательства, также подлежит обязательному оглашению.

Принцип языка конституционного судопроизводства (ст. 33) в качестве основного правила содержит положение о том, что производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке. Это в полной мере отвечает назначению русского языка как государственного и обеспечивает возможность большинства лиц пользоваться им в различных сферах жизни. В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" русский язык является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве.

В то же время данное правило не свидетельствует о дискриминации лиц, которые используют другие языки. Участникам процесса, которые не владеют русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика. Лицо может использовать как свой родной язык, так и любой другой язык, которым оно свободно владеет, причем право на выбор языка общения в конституционном судопроизводстве принадлежит самому участнику процесса.

Принцип непрерывности судебного заседания (ст. 34) устанавливает, что заседание Конституционного Суда РФ по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

Перерывы в судебных заседаниях должны быть вызваны реальной необходимостью. Во время перерыва по одному делу запрещено рассматривать и принимать решения по другим делам. Этот запрет вызван чем, что внутреннее убеждение судей должно формироваться путем исследования материалов дела и представленных сторонами доказательств, и на этот процесс могут оказать негативное влияние сведения по другим делам, которые будут восприниматься судьями и приведут к ошибкам.

Статус Судей Конституционного Суда

Судьей КС РФ может быть назначен гражданин РФ (возраст не менее 40 лет) с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Предложения о кандидатах на должности судей КС РФ могут вноситься Президенту РФ членами СФ и депутатами ГД, законодательными органами субъектов РФ, высшими судебными органами, федеральными юридическими ведомствами. СФ рассматривает вопрос о назначении на должность в срок 14 дней с момента получения представления Президента РФ. В случае выбытия судьи представление о назначении другого лица вносится Президентом РФ в СФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Судья КС РФ назначается на должность сроком на 15 лет (назначение на второй срок не допускается). Он считается вступившим в должность с момента принесения присяги. Судья КС РФ не может занимать государственные или общественные должности, заниматься предпринимательской деятельностью, не вправе осуществлять защиту в суде или иных органах, не может принадлежать к политическим партиям и движениям, вести политическую пропаганду и агитацию, не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, до принятия решения по этому вопросу.

Гарантии независимости судьи КС РФ обеспечиваются его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, обязательностью процедуры судопроизводства, запретом вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантией безопасности.

Полномочия судьи КС РФ могут быть приостановлены: если в отношении него возбуждено уголовное дело; если он по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности. КС РФ приостанавливает полномочия судьи до отпадения оснований к их приостановлению.

Полномочия судьи КС РФ прекращаются ввиду: нарушения порядка его назначения на должность; истечения срока полномочий; личного заявления об отставке; утраты гражданства РФ; вынесения в отношении него обвинительного приговора, совершении проступка, порочащего честь и достоинство судьи; неучастия его в заседаниях; неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности в течение длительного времени (не менее 10 месяцев).

21 вопрос: 1. Верховный Суд Российской Федерации состоит из ста семидесяти судей Верховного Суда Российской Федерации.

2. Верховный Суд Российской Федерации действует в следующем составе:

1) Пленум Верховного Суда Российской Федерации;

2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации;

3) Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации - в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

4) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

5) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

6) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

7) Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;

8) Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации;

9) Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации - в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных