ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Мифология и религия. Первобытные верования и их влияние на искусство 2 страницаСохранилось много различных памятников, относящихся к тому периоду. Погребальный культ стал сложнее и богаче. Вожди, князья и цари брали с собой в могилу ценности и украшения, их сопровождали убитые лошади (иногда люди), чтобы служить в мире мертвых. Над местом погребения насыпались высокие курганы, ставились памятники. Рядовых членов племени хоронили гораздо скромнее. В то время умерших часто сжигали, а не предавали земле. Видимо считалось, что вместе с огнем покойник быстрее возносится на небо. В бронзовый век люди почитали Солнце.
Лекция 3. Древний Египет
Литература: Борзова, Е.П. История мировой культуры / Е.П. Борзова. – СПб.: Изд-во «Лань», М.: ООО Изд-во «Омега – Л», 2005. – С. 84 – 112, 244 – 299. Губарева, М.В. 100 великих шедевров изобразительного искусства / М.В. Губарева, А.Ю. Низовский. – М.: Вече, 2006. – 480 с. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусства / Н.А. Дмитриева. – М., 1986. – С. 5 – 118. Египетская мифология: энциклопедия. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 592 с. Ильина, Т.В. История искусств: западноевропейское искусство / Т.В. Ильина. – М.: Высш. шк., 2005. – С. 5 – 46. Искусство Древнего Египта: живопись. Скульптура. Архитектура. Прикладное искусство: альбом. – М.: Изобраз. искусство, 1972. – 105 с. Коростовцев, М.А. Литература Древнего Египта // История всемирной литературы. – Т.1. – М.: Наука, 1983. – 583 с. Культурология: история мировой культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: «Академия», 2003. – С. 33 – 79. Лапинская, Я. Мифология Древнего Египта / Я. Лапинская, М. Марциняк. – М., 1989. – 224 с. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней / В.А. Луков. – М.: «Академия», 2005. – 512 с. Матье, М.Э. Искусство Древнего Египта / М.Э. Матье. – СПб.: «Летний Сад», 2001. – 800 с. Мифы народов мира / Под ред. Н.И. Девятайкина. – Ростов н/Д.: Феникс; М.: Цитадель-Трейд, 2006. – 415 с. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / Под ред. С.А. Токарева. – М.: Большая рос. энциклопедия, 2003. Мировая художественная культура: в 2 т./ Под ред. Б.А. Эренгросс. – М.: Высш. шк., 2005. – Т. 1. – С. 85 – 153. Павлов, В.В. Египетский портрет 1 – 4 веков / В.В. Павлов. – М.: Искусство, 1967. – 181 с.
1. Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире (конец IV тыс. до н.э. – начало III тыс. до н.э.). Она подарила человечеству великие памятники архитектуры, изобразительного искусства, письменности. Когда обитавшие в Средней Европе варварские племена еще носили звериные шкуры и жили в пещерах, Египет уже был страной с высокоразвитым общественным и политическим устройством. Культура Древнего Египта прошла ряд последовательных стадий развития, которые принято делить на следующие периоды: 1) Додинастический (IV тыс., 33 – 30 вв. до н.э.); 2) Древнее царство (ХХХ – ХХIII вв. до н.э.); 3) Среднее царство (ХХI – ХVIII вв. до н.э.); 4) Новое царство (ХVI – ХI вв. до н.э.); 5) Позднее время (ХI – 332 г. до н.э.). Особого расцвета она достигла в эпохи Древнего, Среднего и Нового царства. Долгое время культура Египта развивалась изолированно от внешнего влияния. Сложившиеся в глубокой древности правила и каноны художественного творчества оставались почти неизменными. Все интересы сосредоточивались внутри страны, где все определяла власть фараонов и мощное влияние религиозных культов. Главная особенность Египта – жаркий климат. Жара, доходящая до сорока градусов, редкие дожди сделали бы его пустыней, если бы не ирригационная система регулирования воды, созданная и поддерживающаяся египтянами. Чтобы сохранять воду круглый год, они построили целую сеть каналов, воздвигли мощные плотины, сделали водохранилища, вдоль реки соорудили гидравлические приспособления для орошения полей, ежегодно очищали заплывшие илом каналы, чинили плотины. Такие грандиозные работы требовали знаний основ астрономии, межевания и строительства. Огромная рабочая армия действовала строго по плану и под единым руководством жрецов, приобретших значительную власть над народом и впоследствии всегда занимавших прочное положение в обществе. Жрецы Египта считали, что общество живет подобно оркестру, каждый участник которого способствует либо согласованию, либо рассогласованию звучания. Целая система здесь подчинена отдельности, единичности. Жрецы понимали, что необходима работа в едином созвучии, чтобы целостность системы состоялась. В связи с этим египетский народ жил и трудился в государстве как единый организм, в котором фараон был волей, жрецы – мыслью, народ – телом. Связывало все эти элементы повиновение и преклонение перед мудрой высшей божественной властью, перед устроенным ею космическим порядком – божественным законом. Особенностью Египта было обожествленное поклонение и повиновение власти, что отражено в искусстве и архитектуре как основная черта. Так, незыблемость и величие власти царя подчеркивались раз и навсегда установленными приемами: расположениями сцен и фигур, их размерами, каноническими позами и жестами. Более того, поскольку фараон считался живым богом и существовало поклонение громадному пантеону богов, искусство, как правило, имело религиозно-культовое значение. Понятие «власть» было наполнено духовным содержанием, а искусство пронизано идеей возвеличивания людей, причастных к власти. Поскольку в Египте фараон не только царь, но и бог, то все хорошее и плохое, что происходило в стране, мистическим образом связывалось с его именем. Он лично ответственен за обрушившиеся несчастья. От фараона зависит идеология. Основная форма идеологии египтян – религиозные представления, проникшие во все стороны жизни. Огромное число египетских божеств, их иерархия включаются в необычайно сложные философско-богословские, космогонические и мифологические концепции, без которых невозможно понять духовную культуру Древнего Египта. Идея бессмертия накладывает отпечаток на смысл жизни и людей, приверженных к власти, и простого народа, и в целом на смысл истории и на смысл творчества. Первоначально идея бессмертия имела отношение лишь к царю, а затем перешла на всех. Вместе с заупокойным культом и магией верования египтян превратились в необычайно мощную силу, через которую и осуществляли управление жрецы и фараоны. Все духовные ценности формировались в храмах, а последние в свою очередь были не просто молельнями с идолами богов, а центрами духовной и политической жизни. Кроме того, храмы были развитыми хозяйственными единицами с большим количеством приписанной к ним земли, рабов, стад, верфей, кораблей и даже городов в Египте и вне его. Множество божеств подчинено определенной иерархии. Верховный бог – Ра (солнце), с ним в различные времена отождествлялись разные божества (поклонение Атум-Ра в додинастический период (столица Гелиополь), почитании Амона в эпоху Среднего царства (столица Фивы), Атону во времена правления Аменхотепа IV (Эхнатона) (столица Ахетатон). Положение храма определялось значением бога, которому храм был посвящен, а это зависело от политической обстановки в стране. Так, в XXI в. до н.э. в процессе борьбы за объединение Египта выдвинулся в центр политической арены ранее провинциальный маленький город Фивы. В связи с этим увеличивается роль фиванского бога – Амона (Амон значит «сокровенный»). И если в Раннем царстве столицей был Гелиополь с поклонением богу Атум-Ра, то в эпоху Среднего царства столицей становятся Фивы, а с богом Солнца отождествляется Амон. Он превращается в общегосударственного бога и считается «царем богов», фараоны – родными и любимыми его сыновьями. До конца истории Древнего Египта Амон становится главенствующим в иерархии богов. Только Аменхотепу IV удалось на небольшой период изменить этот культ и сделать верховным божеством Атона. Но это произошло в конце Нового царства. До этого времени фараоны построили Амону храмы невиданной величины и роскоши, передавали в их владение десятки тысяч рабов и огромные ценности. Культ Атона продолжался недолго. Фараон Тутанхамон уже полностью вернул величие Амону и сделал его имя частью своего. Вся мифология связана с культами Египта. В Древнем царстве почитали Хотя центральным было солнцепоклонство, в то же время каждое поселение чтило свое божество (покровителя и защитника), которое представлялось в образе животных, растений, предметов, небесных светил (бог неба Гор – сокол, священный бык Апис (воплощение Птаха – бога творческой силы земли, единого творца), бог мудрости Тот – ибис, бог смерти Анубис – шакал, богиня войны и разрушения Сохмет – львица (или женщина с головой львицы), богиня правды и справедливости Маат (в виде женщины с пером в голове) и т.д.). Вторым по значению был культ Осириса, Исиды и Гора. Культ Осириса – умирающего и воскресающего бога – стал основой заупокойного культа Египта. Осирис – властитель вечной жизни, бог воскресающей весенней природы. Исида – богиня плодородия, жизни, главная богиня египетского пантеона, сестра и жена Осириса. Славилась магическим искусством, обычно изображалась в человеческом облике. Позднее частью ее культа стало материнство. Древние египтяне верили, что, кроме физического тела и души Ба, человек имеет еще жизненную силу Ка (астральное тело) – призрачного двойника, вторую душу, второе «Я». После смерти человека Ка вселяется в физическую оболочку мертвого тела, и тогда душа успокаивается. Тело сохранялось путем бальзамирования, или создавался скульптурный двойник. Для тела возводилось жилище – гробница, и тело снабжалось всем необходимым. На стенах гробницы изображались сцены из земной жизни умершего. В Египте было хорошо развито искусство мумифицирования. Мумии людей из разных социальных слоев делались различными способами. В Египте каждому городу живых сопутствовал город мертвых. Они строились по разным берегам Нила. В «Текстах саркофагов» и «Книге мертвых» Ба и Ка считались воплощениями жизненной силы всех людей при жизни и продолжающими существовать после смерти. Жрецы-иерофанты знали об этих двух ипостасях человеческой сущности несколько больше. Они считали, что Ба и Ка – два энергетических потока, два начала – противоположных и единых, различных и однородных одновременно. Ба и Ка являются двумя источниками жизненной энергии. Пока они взаимодействуют между собой, поддерживается процесс жизнедеятельности и человек существует. Слияние Ба и Ка, их взаимодействие и эволюция рождает Ах. В ней есть триединство, являющееся основой жизни человека. Ах считалась духовной силой и посредником между богом и людьми, или низшим божеством, способным трактовать послания богов. Ах — это уже больше чем человек. Это человек со способностями в определенные моменты прозревать будущее и предсказывать его («Ах» в переводе с древнеегипетского значит «блаженный, просветленный»). В период Древнего царства обладание Ба и Ка приписывалось лишь фараонам и богам. Это отражено в «Текстах пирамид». Бог Ра, к примеру, имел 14 Ка, фараон – 12 Ка. Искусству в заупокойном культе отводилась первостепенная роль: оно обеспечивало продолжение жизни после смерти, а значит, и бессмертие. Поэтому и труд художников считался священнодействием. Ведущие архитекторы, скульпторы, живописцы были высокопоставленными лицами, они же были жрецами и всегда окружены почетом. Проявление индивидуальной свободы творчества не допускалось, и искусство Древнего Египта оставалось каноническим на протяжении тысячелетий. Каноны сохраняли следование режиму «золотого сечения», т. е. гармоническому пропорционированию. Искусство в любом его проявлении должно было учитывать божественное соотношение гармонического единства космического и земного. Архитектура в первую очередь должна была подчиняться этому требованию. Основными типами культовых сооружений были гробницы и заупокойные храмы при них. Мастаба («каменная скамья») была самой ранней формой усыпальницы вождей Египта; прямоугольная, она представляла собой саркофаг, внутри которого располагалась погребальная камера. Мастаба послужила конструктивной основой для возведения монументальных гробниц – ступенчатых пирамид. Такова пирамида фараона Джосера – она достигает в высоту 60 метров. Завершающим этапом в создании пирамид были усыпальницы фараонов. Таковы усыпальницы Хеопса, Хефрена, Микерина в Гизе. Самая высокая из них – пирамида Хеопса (147 м) – считалась в древности одним из семи чудес света (возводилась в течение 20 лет). Пирамида точно ориентирована по сторонам света север – юг. Вход располагался на северной стороне. Внутри пирамиды находились погребальная камера и разгрузочные камеры, предназначенные для равномерного распределения давления. Заупокойные храмы при гробницах строились по одному плану. Это были вытянутые по одной линии помещения, следующие друг за другом. Вход в храм фланкировался двумя башнями — пилонами. Сначала верующие попадали во двор – перистиль (обнесенный по периметру колоннами), затем во второй двор – гипостиль (сплошь заставленный колоннами). За двором-гипостилем следовало святилище, в котором находилась статуя божества. За святилищем помещалось хранилище, в котором находилась казна храма и скрипторий, т. е. собрание свитков папируса со священными текстами. Перед храмом устанавливался каменный обелиск («окаменевший луч Ра»), к храму вела аллея сфинксов. Все храмы Древнего Египта отличались декоративностью, пышностью, украшались скульптурой, барельефами и росписью. Фараоны Среднего Царства отказались от сооружения пирамид, и возник новый ансамбль, в котором скальная гробница сочеталась с заупокойным храмом. Ансамбль представлял собой несколько террас, поддерживаемых колоннами, на верхней террасе устанавливалась небольшая пирамида. Такие заупокойные храмы возводились в Дейр-аль-Бахри. Самые знаменитые из них – храмы Ментухотепа и царицы Хатшепсут. Скальный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле был целиком вырублен в скалах, вход в храм фланкировали 20-метровые скульптурный изображения Рамсеса II. Служители храмов – жрецы-иерофанты, посвященные в знание принципов, лежащих в основе построения храма, миропорядка и мировой гармонии, основывались прежде всего на знании, а не на вере. Принято считать, что научные представления о гармонических основах мироздания впервые в истории человечества начали формироваться в школе Пифагора. Но сегодня мы можем утверждать, что уже древнеегипетские жрецы владели теорией гармонического единства мира. Один из папирусов Древнего Египта сообщает, что имеются «Скрижали», в которых зашифрованы эти знания. Предполагается, что жрецы владели знанием системы норм пропорционирования в режиме «золотого сечения». Но системное изложение основ теории гармонии, отражающей принципы мироустройства, не изложены иероглифическим текстом. Целостная система гармонии зашифрована, и, как считает петербургский архитектор И.П. Шмелев, методом шифра для египтян является язык геометрии, а скрижалями являются доски, найденные в склепе писца-архитектора Хеси-Ра, строившего пирамиды во времена фараона Джосера. «Доски, о которых мы говорим, – отмечает другой исследователь пирамид, – оказались уникальными. На них прослеживается несколько пластов информации, дающих ключ к осознанию того, что древние египтяне в совершенстве знали золотое сечение задолго до Пифагора». Сегодня известно из проведенных обмеров, что все великие пирамиды построены с использованием принципа «золотого сечения». Знание законов гармонии давало жрецам возможность создавать такое микропространство Вселенной, которое способно находиться в едином ритме с целостным организмом космоса. Биоритмично структурированное пространство, или среда, параметры которой подчинены гармоническим закономерностям, способно влиять на психику людей таким образом, что она делается более открытой к связи единичного человека с всеобщим единством мироздания. Ей становятся доступными чувства единения, покоя, целостности. Причиной строгого соблюдения тайны законов гармонии жрецами могло быть опасение, что люди, не способные к восприятию положительного, но знающие эти законы, могли бы найти методы искажения нормы пропорционирования в разрушительных целях. «Сегодня точно установлено, что золотое сечение пронизывает собой все системные организации естественного происхождения». Скульптура Египта строго канонична. В Древнем царстве сложились определенные типы статуй: стоящей – фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу; сидящей – руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте. Эти типы статуй неизменно повторялись и в Среднем, и в Новом царстве, и в Поздний период. Таким образом, скульптуры выражают покой, власть, связь с космосом. Но поскольку скульптура была тесно связана с заупокойным культом, для нее характерна еще одна особенность – она портретна. Портреты отличают максимальное сходство и предельная обобщенность. Они передают вневременные образы людей, достигших зрелости, пребывающих в расцвете жизненных сил, воплощающих в себе властность, отрешенность от мирской суеты, высокий дух. Рельефные композиции занимали большое место в оформлении гробниц и храмов. Еще в Древнем царстве сложилась система их размещения. При входе в гробницу помещалась по бокам фигура покойного во весь рост, затем вдоль стен коридоров развертывалось шествие носителей даров. В погребальной камере изображались сцены из жизни умершего. Все фигуры выполнялись по определенным канонам. Фигура фараона всегда была выше ростом, чем остальные, чуть пониже фигуры сановников и вельмож. Лица, торс и ноги передавались в профиль, глаза и плечи в фас. Рельефы всегда раскрашивались без градаций оттенков, фигуры обводились контурами. Изменения коснулись искусства, которое пыталось разрушить тысячелетние каноны и правила во времена Эхнатона (Аменхотепа IV). Оно обратилось прежде всего к изображению душевного состояния человека, его переживаний и чувств. В портретных статуях самого Эхнатона создается образ не идеального фараона, а прежде всего человека с характерными индивидуальными особенностями: удлиненным овалом лица, своеобразной посадкой головы на тонкой шее, округлыми бедрами, выступающим животом, тонкими руками и ногами. Скульптурные портреты его жены Нефертити поражают очертанием царственности и женственности. Религиозно-политические реформы Эхнатона были слишком смелыми и разрушительными для сложившихся традиций, чтобы быть долговечными. Имя его было со временем проклято. В искусстве снова стал культивироваться торжественно-монументальный стиль. Египтяне, как и в других видах искусства, в музыке применяли теорию мировой гармонии. Их музыкальная гармония подчиняется числовым отношениям, отражающим пропорционирование в режиме золотого сечения, свойственного явлениям природы. В музыке египтяне также достигли высокого уровня мастерства. Об этом свидетельствуют сохранившиеся музыкальные инструменты, художественные произведения Египта распространилась далеко за пределы страны. Отдаленность времени позволяет лишь косвенно характеризовать музыку Древнего Египта, поэтому о мелодике и звуковом строе музыки судить сложно. Возможно, звуки инструментов отождествлялись египтянами со звучанием тех или иных предметов и явлений. Звуку приписывалась священная магическая сила. Особенно ярко это проявлялось в жанре массового народного действа с музыкой и танцами, египтяне были страстными танцорами. Ни один праздник не обходился без зажигательных групповых танцев и плясок, сопровождавшихся игрой на музыкальных инструментах. Музыка играла большую роль в «страстях»: песни с хором, шествия и пляски чередовались с драматическими сценами, нередко воссоздававшими реальные картины жизни и быта. Любимыми были песни-плачи над мертвым Осирисом. Музыка считалась также и развлечением, что подтверждает ее древнеегипетское название: хи – удовольствие. Профессия музыканта нередко предавалась из поколения в поколение. Наиболее известной династией музыкантов была семья Снефрунофер. Начиная с 2400 г. до н.э., из нее происходили придворные хейрономы, руководители вокальных и инструментальных ансамблей. В эпоху Среднего царства появляются песни разнообразного характера – философские размышления, песни-танцы, песни-гимны, исполняемые в сопровождении арфы. О развитии музыкального искусства в Древнем Египте мы можем судить по многочисленным изображениям на фресковых росписях пиров и развлечений. Так, в сцене пира из гробницы Нахта, жреца храма Амона в Фивах (конец XV в. до н.э.), мы видим изгибающихся в изысканных позах танцовщиц. На фресках гробницы Джесеркарасенеба представлен целый ансамбль музыкантов, играющих на разнообразных инструментах. Здесь изображены арфа, своеобразная лира с резонатором, двойная флейта, струнный инструмент с длинной декой. Известно, что торжественные гимны царям и богам исполнялись в храмах с музыкальным сопровождением. Все это свидетельствует о том, что музыкальная культура Древнего Египта была богата и разнообразна. Таким образом, в Древнем Египте духовные ценности формировались на основе представлений о красоте, добре и истине. Представления о красоте складывались в рамках канонического искусства. Каноны зависели от понимания пропорционирования в режиме золотого сечения и устанавливались знающими его жрецами. В свою очередь искусство духотворно, и оно через каноны настраивало человека на единство и резонирование с гармоническим ритмом Вселенной. Все виды искусств в своих произведениях выражали преклонение, восхищение перед высшей космической властью мировой гармонии. Поэтому оно монументально, величественно, канонично. В нем мы видим опредмечивание покоя, стабильности, тишины и святости. Отличаясь высоким мастерством, изобразительное искусство Позднего периода отмечено холодной официальностью, из него ушла жизненность, творческая энергия. В Древнем Египте была развита законодательная система. Большинство дошедшей до нас информации о ней относится ко времени от начала эпохи Нового царства. Египетские законы отражали едва ли не каждый аспект жизни. Велись записи каждого судебного решения, принятого в прежних случаях согласно этому закону. Древнеегипетские законы пользовались высоким авторитетом в Древнем мире. Персидский царь Дарий попросил сделать для него перевод египетского законодательства. Повседневный контроль за порядком и исполнением законов входил в обязанности судов. Правосудие было обязано защищать интересы всех жителей, а отнюдь не только рогатых, и египтяне часто вызывали друг друга на суд. Каждый человек должен был защищать себя сам, быть для себя адвокатом. У женщин Древнего Египта во многих отношениях было более привилегированное в правовом отношении положение, чем в других странах Древнего Востока. Хотя женщины не занимали официальных государственных постов, они пользовались полной личной свободой и имели те же права и обязанности перед законом, что и мужчины. Они могли заниматься торговлей, заключать контракты, выступать в суде в качестве свидетелей и самостоятельно представлять свои интересы. Женщины также были обязаны давать клятву и подвергались наказаниям наравне с мужчинами. В истории Древнего Египта случилось так, что женщина в начале II тыс. до н. э. смогла появиться на престоле, это «первая и единственная в истории страны женщина-фараон Хатшепсут». Она была женой Тутмоса I, сына Аменхотепа I. Будучи регентшей семилетнего пасынка, Хатшепсут получила реальную власть над всей страной. «Фараон-царица приняла полный титул властителей Египта, откинула от своего имени окончание женского рода, стала носить мужское одеяние и накладную бороду». Хатшепсут вернулась к грандиозности и величию древних захоронений фараонов в новой форме, не жалея средств на монументальные сооружения. Она приблизила к своей особе талантливых живописцев и архитекторов. Хатшепсут не стала продолжать завоевательную политику предшествующих ей фараонов, а внешнеполитические конфликты стремилась решать путем переговорами и иными дипломатическими средствами. При ней процветали искусство, образование и наука. После ее смерти политические противники спешно вычеркнули ее имя из истории страны, но содеянное во время правления Хатшепсут невозможно было искоренить, поскольку, предвидя это, она постаралась оставить после себя многочисленные памятники в свою честь, монументальность которых не позволила исчезнуть ее имени бесследно. В Древнем Египте существенную роль играло образование. Следует отметить, что в эпоху Древнего царства сыновья знатных египтян получали домашнее образование. Когда они становились юношами, их интеллектуальные и духовные способности, а также общественные воззрения развивали опытные наставники, пользовавшиеся репутацией мудрецов. Как правило, школы существовали при храмах. Возможно, они были связаны с «Домом жизни» (комплексом сооружений, где хранились и переписывались священные тексты). Египетские школы предназначалась только для мальчиков. Их обучение начиналось с семи лет и в основном состояло в переписывании священных текстов. В возрасте девяти или десяти лет мальчик мог перейти в школу второй ступени. На этом этапе его учили, как правильно составлять письма и другие официальные документы. Он изучал целый ряд предметов, в том числе историю, литературу, географию, религию, языки, земельное дело, строительное искусство, делопроизводство и астрономию, математику и медицину. Есть сведения о том, что в школах ученики сдавали экзамены, но неизвестно, на какой ступени обучения они проводились. Мальчики из бедных семей могли попытаться найти себе богатого патрона, который вносил вместо них плату за учение. Большинство образованных юношей становились писцами. Это была одна из наиболее уважаемых профессий в Египте. Некоторые писцы поступали на государственную службу и становились крупными чиновниками. Духовные знания в Египте постигали двумя способами. Сакральные знания были наложены в египетской «Книге мертвых», а духовные знания для всех – в мифах. Духовные знания в мифологической форме выполняли двойную функцию. Миф служил элитарному восприятию глубоких идей, заключающихся в нем, и, с другой стороны, отвечал вкусу простых людей, которые видели в нем чудо, вымысел. В мифе жрецы использовали двойное кодирование, обращенное к массам и к профессионалам. Например, миф об Осирисе и Исиде несет в себе идею важности единства, это миф о едином Египте, о единстве человека. А сам рассказ повествует о том, как Сет (символ разрушения и мести) убил своего брата Осириса. Но его жена Исида, несмотря на все трудности, собрала разбросанное по кусочкам тело мужа во всех сорока номах Египта и похоронила как целое. С тех пор Осирис стал богом загробного мира. Миф о суде Осириса истолковывался жрецами следующим образом: в суде без вмешательства третьей стороны нельзя достичь согласия, так как спорящие стороны изначально на него не настроены. Но судье для объективного решения требуется апелляция к объективному источнику, который исключал субъективность, предвзятость суждений и отражал справедливость отношения к обеим сторонам. Таким беспристрастным «объектом» оказался закон, выражающий естественный закон гармонии-равновесия природы, присущий всему, в том числе и человеческим отношениям. Для определения объективности решения в мифе использовались весы. Суд Осириса вершится на основе взвешивания сердца умершего человека. Причем именно равновесие должно установиться между двумя чашами весов: сердцем человека и статуэткой богини справедливости Маат. Оно было объективным критерием решения Осириса, жить душе вечно или быть съеденной чудовищем. Тяжесть греха нарушает гармонию-равновесие в природе в целом. И каждому человеку из этого мифа понятно, что его будущее зависит от выполнения нравственных принципов в «городе живых», сердце человека не должно перейти грань – меру равновесия. Этот миф говорит еще и о том, что в Древнем Египте главный герой является страдающим, оплакиваемым и воскрешенным. Кроме того, в нем через аллегорию проводилась мысль о том, что необходима единая, нужно, чтобы в это единство верили многие и ради этого само единое сначала должно быть разъединено, чтобы соединиться в памяти многих. Здесь же прослеживается и такая мысль: время разбрасывать камни, и время собирать их. В истории всегда наступает время, когда мифы обретают реальность: время «собирать камни», подобно тому как Исида отправилась в путь собирать разбросанные останки Осириса, потому что его тело было символом знания и мудрости. Иерофанты путь достижения истины разделили на ступени познания и подчинили этому процесс образования. Высшая ступень открывала знание законов психической энергии, законов всеобщей гармонии. Высшей духовной ценностью в дознании было достижение этой истины, выражающейся в символах. Хранители знаний передавали законы, скрытые в специальных символах, только способах воспринять. Амон-Ра. Уже со времен глубочайшей древности высшая мудрость заключалась в сути триединства, была отмечена и закреплена контуром геометрического треугольника как неизменяемой пространственной конфигурации, наделенной глубинным функциональным значением. Определенный треугольник был ключом к любому архитектурному сооружению в режиме золотого сечения. Он стал символом Древнего Египта и в нем заключен глаз бога Гора, как знак мудрости и света божественного знания. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|