ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Мифология и религия. Первобытные верования и их влияние на искусство 4 страницаПолучили развитие в демотической литературе и традиционные поучения. Содержащееся в папирусе Британского музея поучение некоего Анхшешонка ничем не отличается от древних. То же относится и к поучениям Луврского папируса. Несколько более оригинально поучение в Лейденском папирусе Инсингер. Демотическая художественная литература вообще была в основном обращена в прошлое. Это вполне понятно и не случайно. Под властью персов, греков и римлян египтяне стремились воскресить в памяти те времена, когда их страна была независимой и могучей, когда ею правили египетские фараоны, а не чужеземные пришельцы. Происхождение египетского театра теснейшим образом связано с религией, с культом. Представления, действующими лицами которых были боги (роли их исполняли жрецы), разыгрывались уже в эпоху Древнего царства. Прямое указание на это есть в замечательном богословском тексте, известном в науке под названием «Памятник мемфисской теологии» и сохранившемся от начала VII в. до н.э. Текст этот представляет собой копию с оригинала времен Древнего царства и излагает космогонию, согласно которой мир был сотворен силой божественного слова (древнейшее в мире учение о логосе, развитие которого мы находим позже у Филона Александрийского, а затем – в Евангелии от Иоанна, 1, 1-4). В тексте содержатся диалоги между богами, которые можно считать отрывками своего рода мистерийных сценариев. Уже в эпоху Среднего царства, со времени XII династии, в Абидосском храме публично исполнялись мистерии Осириса, в которых героями были боги, а исполнителями – жрецы. Для фанатиков мистерия, несомненно, представляла священное зрелище. Но для скептиков она была чем-то комическим, смешным. В ряде текстов этого времени сохранились и свидетельства о популярности таких представлений. Любопытно, что Геродот (II, 48-49) сравнивает греческие мистерии Диониса с египетскими религиозными празднествами, находит в них много общего и приходит к заключению, что греки переняли у египтян их праздники и обычаи. Литература Древнего Египта достигла очень высокого уровня, была богата жанрами, носила вполне самобытный характер. Во многих произведениях египетской литературы ярко и глубоко выражены гуманистические тенденции: интерес к человеку, к его поведению, к его психологии, тонкую наблюдательность, любовь к природе и художественное ее восприятие, стремление к справедливости и доброте, высокое уважение к мужеству, любовь к жизни и умение ценить ее радости. Египетская литература была одной из первых литератур в мире, достигшей высокого эстетического уровня и давшей немало художественных шедевров. Египет в целом и его литература оказали явное влияние на Библию, на арабскую и античную литературу (древнегреческую особенно).
Лекция 4-5. Античное искусство - Художественная культура античного мира. Искусство Древней Греции и его роль в истории мировой художественной культуры. Основные периоды развития греческого искусства. - Римская античность. Краткая характеристика культуры Древнего Рима. Литература: Алпатов, М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции / М.В. Алпатов. – М., 1987. Борзова, Е.П. История мировой культуры / Е.П. Борзова. – СПб.: Изд-во «Лань», М.: ООО Изд-во «Омега – Л», 2005. – С. 84 – 112, 244 – 299. Винничук, Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. – М., 1988. – 496 с. Грант, М. Римляне: цивилизация Древнего Рима / М. Грант. – М.: Центр полиграф, 2005. – 397 с. Губарева, М.В. 100 великих шедевров изобразительного искусства / М.В. Губарева, А.Ю. Низовский. – М.: Вече, 2006. – 480 с. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусства / Н.А. Дмитриева. – М., 1986. – С. 5 – 118. Египетская мифология: энциклопедия. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 592 с. Ильина, Т.В. История искусств: западноевропейское искусство / Т.В. Ильина. – М.: Высш. шк., 2005. – С. 5 – 46. Искусство Древнего Египта: живопись. Скульптура. Архитектура. Прикладное искусство: альбом. – М.: Изобраз. искусство, 1972. – 105 с. Искусство стран и народов мира: архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство: краткая художественная энциклопедия / ред. кол.: Б.В. Иогансон и др. – М.: Сов. энцикл., 1962. – Т. 1. Австралия – Египет. Коростовцев, М.А. Литература Древнего Египта // История всемирной литературы. – Т.1. – М.: Наука, 1983. – 583 с. Культурология: история мировой культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: «Академия», 2003. – С. 33 – 79. Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима. – М.: Высш. шк., 1990. – 350 с. Лапинская, Я. Мифология Древнего Египта / Я. Лапинская, М. Марциняк. – М., 1989. – 224 с. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней / В.А. Луков. – М.: «Академия», 2005. – 512 с. Матье, М.Э. Искусство Древнего Египта / М.Э. Матье. – СПб.: «Летний Сад», 2001. – 800 с. Мифы народов мира / Под ред. Н.И. Девятайкина. – Ростов н/Д.: Феникс; М.: Цитадель-Трейд, 2006. – 415 с. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / Под ред. С.А. Токарева. – М.: Большая рос. энциклопедия, 2003. Мировая художественная культура: в 2 т./ Под ред. Б.А. Эренгросс. – М.: Высш. шк., 2005. – Т. 1. – С. 85 – 153. Павлов, В.В. Египетский портрет 1 – 4 веков / В.В. Павлов. – М.: Искусство, 1967. – 181 с. Соколов, Г.И. Искусство Древнего Рима: архитектура. Скульптура. Живопись. Прикладное искусство / Г.И. Соколов. – М.: Просвещение, 1996. – 224 с.
Античная цивилизация, в том числе художественная культура, оценивается в истории человечества как уникальное явление, как образец для подражания, как эталон творческого совершенства. «Античность – золотая пора человечества» – именно так характеризовалась эта эпоха. Древневосточная система ценностей, базировавшаяся на безусловном приоритете государства, к моменту зарождения античной культуры исчерпывала свой позитивный потенциал и давала «сбои». Именно государство обеспечивало мир, порядок, стабильность и спокойствие в обществе, семье, во внутреннем мире каждого своего подданного. Оно же заботилось о сохранении иерархии в обществе, где каждый занимает свою нишу; оно обеспечивало строгое следование традициям и ритуалам. В этой системе ценностей человек жил в соответствии с нравственными нормами, которые предполагают служение человека, с исполнением им своего долга перед родиной, государем. В древневосточной культурной парадигме были важны накопленные в прошлом знания. Они заслуживают доверия, ибо это дар богов, и подкреплены опытом многих поколений. Практические знания позволяли человеку хорошо чувствовать природу, мир, в котором он жил. Человек в этой системе ценностей чувствовал себя органичной частицей мира, а мир хотя и суровый и жестокий, но не чужой, а родной, и даже – родственный. Новая система ценностей, которая именно в античности начинает постепенно завоевывать свое место в культуре, базируется на приоритете личности. Личность умеет ценить свободу и стремиться к ней. Личность суверенна и независима экономически и политически, у нее развито чувство равенства и братства. В новой системе ценностей важна идея прогресса, и потому знания будущего, познание нового и неизведанного приобретают особую значимость. Человека в новой системе ценностей интересуют вопросы сущности: «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу». Теперь ценятся знания теоретические и профессиональные. Именно такой характер знаний позволяет с наибольшей полнотой реализоваться личности. В новой системе устанавливаются новые отношения между личностью и обществом – отношения эквивалентного обмена, а их можно реализовывать на основе правовых отношений. Правовые отношения, закон – способ регулирования всех человеческих отношений в обществе. Перед законом все равны. Эта система ценностей, которая утверждается в античности, и называется – Европейской системой ценностей. Сама античная культура – переходное явление, она долго живет в древневосточной системе ценностей, но уже осваивает европейскую, постепенно делая ее основой своей жизни и развития. В таких изменяющихся условиях развивается античная художественная культура, неся на себе на разных этапах те или иные особенности проявления ценностных ориентации. Целостность восприятия мира античного человека, античная символичность, понятия о космосе и роке берут свое начало в мифологическом мировосприятии. Ощущение красоты и гармонии – тоже результат развития некоторых мифологических представлений человека. Неоднократный возврат к античности на протяжении двух тысячелетий, попытка человечества вновь и вновь взять в руки непревзойденный шедевр, со скрытой тайной красоты и величия и осветить его светом новой эпохи, предпринималась во времена Ренессанса, классицизма и модерна. Часто это сводилось к поискам идеала, что давало начало множеству направлений в искусстве и порождало множество идеологий, преображая облик государств и всей эпохи. Античность – это понятие, объединяющее совершенно различные эпохи, нации и страны (Ш тыс. до н.э. – IV в. н.э.), которые мы воспринимаем, как некое единое время, когда люди пытались найти в окружающем мире гармонию и красоту и наградить этими свойствами космоса человека. При всех несходствах и изменениях, происшедших за три тысячелетия эпохи Античности, было нечто такое, что в своем реальном воплощении оставалось неизменным, неподвижным и совершенно общим. В Возрождении Античность воспринималась как возврат к стройному изяществу красивых и выразительных форм. В эпоху Просвещения – как рационалистическое любование на изящество мелких художественных форм. Античность всегда воспринималась как идеал и «золотая пора человечества» не только потому, что в искусстве и культуре были созданы множество шедевров, но также и потому, что взгляд человека на мир, моральные и нравственные нормы, которыми человек руководствовался все последующее тысячелетие, обрели свое начало именно в это время. Античная художественная культура (от III тыс. до н.э. до V в. н.э.) прошла несколько этапов в своем развитии: I. Эгейская: – крито-микенская культура – III тыс. до н.э. – П тыс. до н.э.; – «темные века», от Троянской войны до гомеровской Греции – XII – XI вв. до н. э.; – гомеровская Греция – XI в. – VIII в. до н.э.; – греческая архаика – VIII – VI вв. до н.э. На этом этапе античной культуры господствуют древневосточные ценности, они придают своеобразие художественной культуре этого периода. II. Греческая классика – VI – IV вв. до н. э.; Культура эллинизма – вт. пол. IV в. до н.э. – I в. до н.э. На этом этапе формируется подвижная равновесная система между древневосточными и европейскими ценностями. В этих yсловиях художественная культура переживает бурный духовный расцвет. III. Культура Римской республики – IV в. до н.э. – II в. до н.э.; Культура Римской империи – I в. до н.э. – V в. н.э. На протяжении всей античной культуры осваиваются и утверждаются европейские ценности. Они задают направленность, тональность, характер, приоритеты художественной культуре. Европейская художественная культура в контексте европейских ценностей на каждом новом этапе своего развития и совершенствования средствами искусств дает свое толкование, свое понимание этих ценностей. Это отражается в художественной культуре в процессе смены художественных стилей. Каждый художественный стиль – это своеобразие, особенность европейской культурной традиции. Сама Античность к V веку н. э. завершает свое развитие, уступая место новому витку развития культуры, новым интерпретациям основных ценностей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|