ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Художественная культура поздней Античности. Римская АнтичностьВ IV – III вв. до н.э. Рим подчиняет себе весь Апеннинский полуостров; в III – II вв. до н.э. ему покоряются Карфаген, Греция и все Восточное Средиземноморье. Создается мощное военно-административное государство с хорошо отлаженным строем жизни, иногда напоминающим казарменный быт; работают новые «механизмы» управления обществом. Государство учится жить по законам и прививает своим гражданам правовое сознание. Постепенно в общественном сознании укрепляется убеждение, что закон может и должен гарантировать права и свободы граждан. На этом этапе культура открыла и продемонстрировала на практике особую форму сосуществования разных народов и культур, а также возможности централизованной власти. К концу VI в. до н.э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тибре, стал аристократической республикой. Республиканский период явился временем становления римской культуры. Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм. В ней отразились черты, свойственные искусству покоренных римлянами народов, которые нередко стояли на более высоком культурном уровне. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства италийских племен и народов, среди которых особое место занимали этруски, обладатели высокоразвитой самобытной художественной культуры. Именно этруски познакомили римлян с искусством градостроения, настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом. Большой вклад в формирование римской культуры внесли греческие колонисты. Не меньшее значение позже приобрело для римской культуры и эллинистическое искусство, склонное к грандиозности и масштабности. Особенности исторического развития определили важнейшие отличия искусства римского от греческого. В художественном наследии Рима едва ли не первое место завоевал скульптурный портрет, в котором проявился особый интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере рядового человека – гражданина Римского государства, сознающего свое значение как самоценной личности. Художественная культура Рима носит более прозаический и прагматический характер. Римлян больше заботит проблема удобств и комфорта в быту, чем тонкости внутреннего мира человека. Они строят хорошие дороги, прокладывают акведуки, возводят общественные здания, где бурлит деловая, торговая и политическая жизнь. Римляне живут реальными, практическими интересами, а не идеалами. Но и им не чужды некоторые древнегреческие ценности. Патриции предпочитают давать своим детям греческие имена, их жизнь украшают предметы быта греческого происхождения, они заимствуют некоторые привычки и обычаи Древней Греции. Но дух греческой культурной жизни их не увлекает; римлянам чужда состязательность древнегреческой культуры. Римляне практичны, и им кажется бесполезным тратить время на дискуссии и философские споры, а вот занятие литературой для них не лишено смысла. Литература – оружие, которое способно служить государству в воспитании граждан, в укреплении государства и прославлении его правителей. В эпоху римских завоеваний искусство убеждать – красноречие – было составной частью художественной и политической культуры. Римские полководцы были, как правило, хорошими ораторами, – это помогало поддерживать дисциплину и воодушевлять воинов. Школой красноречия был Сенат, где прославили свои имена Марк Порций Катон (234 – 149), противостоящий римской аристократии, Марк Туллий Цицерон (106 – 43) с его девизом: «Знай дело, слова найдутся» и многие другие. В Риме появляется первая крупная частная библиотека. Она становится центром культурного общения и объединения не по культовым или профессиональным, а по культурным интересам – это кружок Сципиона – римского полководца, куда входили Полибий – историк, Теренций – комедиограф, Гай Лелий – юрист и другие видные граждане республики. В I в. до н.э. эта традиция распространяется на другие города. Даже в маленьких городах Римской империи возникают подобные объединения. Широкую популярность получила «Вилла Папирусов» – настоящий греческий гимнасий. Вдохновителем этого кружка был философ-эпикуреец Филодем, именно его хорошо подобранная библиотека дала название вилле. К вилле примыкал сад, где были расставлены статуи греческих мудрецов, греческих и римских поэтов, правителей эпохи эллинизма. На вилле бывал Тит Лукреций Кар. В своей поэме «О природе вещей» он в поэтической форме раскрывает свое понимание природы, культуры, человечества. Лукреций настаивает, что подлинный герой страстно желает «сорвать с ворот природы запоры», смело шагнуть за ограду мира и мыслью и духом обнять всю безграничную Вселенную. Складывается римская система обучения и воспитания, в основе которой лежала система образования эллинизма. Школа была частью городской жизни, и, хотя существовало домашнее воспитание, римляне предпочитали отдавать детей в эти школы. Они были убеждены, что делать все сообща – врожденное свойство людей, именно в школьном коллективе рождается полезный дух состязательности. В школе давали знания по литературе, грамматике, риторике. В республиканском Риме открывают ценность поэзии. В жанре лирики не было равного по таланту поэту Гаю Валерию Катуллу. Темы его стихов — любовь, дружба, переживания человека. «Ненавижу и люблю!» – так начинается его стихотворение, обращенное к неверной возлюбленной. Развивается и жанр комедии. Римский комедиограф Тит Макций Плавт (ок. 250 – ок. 184) занимается переложением греческих комедий на римский лад. Он мастерски объединяет несколько пьес в одну, заимствует удачные сюжеты и помещает их в римские условия. Из пьес Плавта до нас дошли поговорки и идиомы: «Человек человеку – волк», «Пустить козла в огород» и другие. Другой римский комедиограф, Афр Теренций (190 – 159), африканец по происхождению, несмотря на то, что был рабом, после своего освобождения и благодаря таланту был принят в кружок Сципиона. В своих комедиях «Свекровь», «Братья», «Евнух» он проводит идеи гуманистического воспитания, ибо ему близки греческие идеалы меры и гармонии. В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие. Однако они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него документально точным повествовательным началом. Рельеф составлял неотъемлемую часть архитектурного декора. Поздний памятник этрусской скульптуры на римскую тему, исполненный в первые десятилетия жизни Римской республики, – бронзовая «Капитолийская волчица» – символ Рима – отличается именно остротой реализма и превосходной техникой литья. Лучшим в художественном наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельное художественное явление он прослеживается с начала I в. до н. э. В Риме возникло новое понимание этого жанра. В отличие от греческих мастеров, подчинявших в портрете индивидуальный образ идеальному типу, римские художники старались более точно воспроизвести индивидуальные, конкретные черты лица, следуя в этом этрусской традиции. Римский скульптор ставит своей задачей не только точно передать физическое своеобразие черт изображаемого лица, портретное сходство, но и выразить своеобразие характера. Образы деловых людей, ораторов, граждан республики лишены идеализации, они естественны и реалистичны. С конца II в. до н.э. происходят серьезные изменения в архитектуре. В этот период складываются основные типы римской архитектуры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных войн нашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений. В них раньше всего проявилось своеобразие римского искусства. В первую очередь следует упомянуть о древних оборонительных стенах Рима, которые отличаются особой грандиозностью, будучи выложены из камней больших размеров. Их постройка относится к VI в. до н. э. Особое место занимали римские дороги, которые были вымощены камнем и сохранились до нашего времени. Первой из сети дорог, позднее покрывших всю Италию, была так называемая Аппиева дорога, построенная в IV – III вв. до н.э. В республиканскую эпоху начинается постройка мощных мостов и акведуков, своеобразных водопроводов, подающих воду в Рим и другие города Италии. Столкновение с греческим искусством привело к некоторым изменениям в римской архитектуре. Проявилось это в первую очередь в обращении к ордерной системе. Однако в то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он использовался главным образом в декоративных целях. Строительная практика обогащается новым материалом – бетоном. Это нововведение позволило увеличить размеры зданий, разнообразить их внешний вид и внутреннее устройство. Теперь можно возводить своды и купола больших размеров. Появляются сводчатые сооружения мостов, акведуков, складских помещений. Возник новый тип общественных зданий – базилика. В ее залах заседают суды, совершаются торговые и биржевые сделки. Появилась триумфальная арка, которая ставилась в честь героев-победителей. Изменилось отношение к архитектуре жилого дома. Он приобрел парадность. Стены жилого дома расписываются фресками. Дом окружает сад, а на внешние стены домов наносят пейзажи; утверждается культ облагороженной природы. Оформляется центральная площадь Рима – Форум. На площади размещались основные общественные здания – сенат, суды, архивы, тюрьма, главные храмы, трибуна, с которой выступали ораторы. На центральной площади ставились прижизненные и посмертные памятники героям. В конце I в. до н.э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. В это время с необычайной интенсивностью происходит эллинизация римской культуры. Греки – учителя, секретари, советники – появляются в каждом знатном семействе, молодые аристократы Рима едут довершать свое образование в Афины, греческие послы говорят в римском сенате на родном языке без переводчика и т. п. Однако эта эллинизация римской культуры не означала отречения от традиционного римского идеала. Ведущие представители римской культуры считали, что греческая культура должна была лишь подкрепить и осмыслить древний римский идеал добродетели на благо отечества, дополнить представление о «доблести» представлением о «гуманности» в широком смысле. В первые два века нашей эры, несмотря на обострение социальных противоречий, искусство древнего Рима достигает своей вершины. Сам город Рим приобретает совершенно новый облик, соответствующий престижу мировой столицы. Воплощением мощи и исторической значимости императорского Рима были триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Рима. Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в провинциях. Таковы триумфальная арка Тита (80-85 гг. н. э.), подавившего восстание в Иудее, триумфальная колонна Траяна (110-113 гг. н. э.) в честь победы над даками. Потребности римской городской жизни вызвали уже в I в. н.э. появление нового типа зданий – гигантских терм, или общественных бань, рассчитанных на 2-3 тыс. человек. По сути дела, римские термы представляли собой целый комплекс разнохарактерных по назначению сооружений. К залам холодных и теплых бань, образующих ядро композиции, примыкали многочисленные помещения для гимнастических упражнений и даже умственных занятий. Наиболее известными были так называемые термы Каракаллы (начало III в. н. э.) и термы Диоклетиана (первая половина IV в. н. э.). В эпоху империи дальнейшее развитие получили рельеф и круглая пластика. Двухсотметровая лента рельефов триумфальной колонны Траяна подробно повествует в камне о походе римских войск против даков. Здесь изображены войска на марше, битвы, осады крепостей и даже военные советы. Ведущее место в римском искусстве по-прежнему занимал портрет. Его новое направление возникло под воздействием греческого искусства и получило название «августовский классицизм». В это время появляются парадные придворные портреты в рост. Такова, например, знаменитая мраморная статуя императора Августа (нач. 1 в. н. э.). Позднее в скульптурном портрете углубляется индивидуализм. Таковы портреты императоров Нерона и Каракаллы, где авторы старались выразить характер и образ мышления живых императоров. В конце I в. до н.э. Римское государство приходит к диктатуре и превращается из республики в империю. Первым императором Рима стал Октавиан, который принял титул Август, то есть «божественный». Наступил последний период античной культуры, который завершился закатом античности в V в. н. э. Особое место в Римской империи занимали города. Они росли с огромной скоростью. За одно столетие они выросли и протянулись на юге до границ с пустыней, на севере до берегов европейских рек. Именно в этот период были заложены многие европейские города – будущие столицы Европы. Все они обретали облик Рима: регулярная планировка улиц, которые вели к центру политической и культурной жизни. Города в Римской империи – это центры культуры. Сеть городов – своеобразная система распространения римской государственности, права, образа жизни, искусства. В города стремились риторы, поэты, интеллектуалы, художники. Каждый город считал за честь иметь свою школу, свой форум, театр, то есть быть похожим на просвещенный Рим. Культура приобретает довольно единообразный характер. Город становится миром, а мир – городом. Город в представлении римлян – властелин мира. Рим же, воплощение всемогущей космической силы – власти. Город, и прежде всего Рим, направляет человечество от хаоса к порядку, от дикости к цивилизации. Все императоры Рима считали делом чести укреплять, развивать и украшать Рим. Они соперничали между собой в грандиозных градостроительных проектах, заказывая общественные здания, поощряя строительство частных особняков с садами и парками. Каждый император, желая укрепить личную славу, сооружал новые площади, устраивал торжественные церемонии, перестраивал Рим. Октавиану приписывают слова: «Я взял Рим глиняным, я оставляю его мраморным». Из всех благородных искусств Античности, которые в Древней Греции «ходили хороводом», в Риме выделяется архитектура. Она – самое наглядное и убедительное средство прославления величия Рима. В эпоху Римской империи возникает Капитолий, поражающий своей пышностью. Еще в период поздней Республики в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра, который был всецело римским изобретением. Амфитеатры предназначались для столичного населения, перед которым здесь в дни общественных празднеств разыгрывались бои гладиаторов, диких животных и т.п. Самое грандиозное зрелищное сооружение древнего Рима – амфитеатр Флавиев – Колизей (от лат. – колоссальный) (75-90), находившийся близ республиканского форума. Здесь могли разместиться более 50 тыс. зрителей. Все ярусы его были украшены колоннами дорического, ионического и коринфского ордера. Инженерный расчет обеспечивал прекрасный обзор арены с любого яруса и места. С помощью особых механизмов из подземных помещений поднимались декорации, люди, животные. В Колизее устраивались гладиаторские бои, общественные игры. Римляне любили зрелища, на них рождались общие переживания, чувство единения – фундаментальные ценности римской культуры. При императоре Траяне (109 – 113) архитектором Аполлодором сооружается грандиозный Форум. К площади Форума примыкали две библиотеки с латинскими и греческими рукописями. На площади стояла колонна Траяна и храм в его честь. При императоре Адриане (117 – 138) был возведен Пантеон – «храм всех богов» (ок. 118-125 гг.). Пантеон представляет собой классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в Античности. Высота Пантеона 42,7 м, а диаметр купола – 43,5 м, т. е. высота стен приблизительно равна его диаметру. Особое внимание было уделено интерьеру, он был огромен, но пропорционален и гармоничен. Стена разделена на два яруса, в нижнем, в глубоких нишах, стояли статуи богов. Римский зодчий и теоретик Марк Витрувий (вторая половина I в. до н.э.) обобщает многовековой опыт греческой и италийской архитектуры и техники в «Десяти книгах об архитектуре». В них он дает определение архитектуры: «прочность, польза, красота» и посвящает свой труд Августу. В империи проводилась государственная политика покровительства искусству. В художественной культуре рождается новое явление – меценатство, названное по имени приближенного императора Августа Гая Цильния Мецената (между 74 и 64 – 8 гг. до н.э.), обладавшего безупречным эстетическим вкусом и покровительствовавшего людям искусства. Его имя стало нарицательным и положило начало моде в великосветских домах Рима – заниматься филантропической деятельностью. Некоторые римские императоры (Адриан, Марк Аврелий) даже предпочитали славу покровителя муз славе повелителя или завоевателя. В искусстве императорского Рима возрождается интерес к героической теме. Римские императоры были заинтересованы, чтобы их жизнь и деятельность прославлялась художественными средствами. Август считал литературу мощным средством прославления своей персоны, формирования благоприятного общественного мнения относительно своей деятельности. Рим нуждается в литературе, которая бы отражала величие римской державы, нужен был свой Гомер. И он появился, им стал Публий Вергилий Марон (70 – 19), участник кружка Мецената. Он создает римский эпос «Энеида». Автор подражает Гомеру в выборе героя, в описании отдельных коллизий. Но это эпос уже иного времени. Повествование, смена его картин подчиняется изменениям внутреннего состояния героя – Энея. Этого у Гомера не было. Нет у Гомера и интереса к настоящему и будущему, а главный герой Вергилия не только знает прошлое, но и живо интересуется настоящим, его волнует будущее, в котором скрыта его судьба и судьбы его потомков. Время Августа – это время «золотой латыни». В западной части Римской империи побеждает латинский язык, язык – энергичный, активный, его отличает логическая стройность. Мысль на нем может быть выражена ясно и кратко. Глагол в латыни «командует», подчиняет себе все остальное, он дисциплинирует мысль. А мыслить дисциплинированно», отмечает на закате римской культуры философ Боэций (ок. 480 – 524/5), – это значит противостоять хаосу, укреплять порядок. «Золотая латынь» – это язык Вергилия, Цицерона и Горация. Марк Туллий Цицерон (106 – 43) – римский государственный деятель, знаменитый оратор. До нас дошли его речи и трактаты: «Оратор», «Брут», где впервые на латинском языке была разработана теория ораторского искусства. Квинт Гораций Фланк (65 – 8) – автор сборника «Сатиры» придал латыни звучание греческой лирики. Гораций не только лирический поэт, он не забывает и прославлять своих благодетелей – Августа и Мецената. Время правления Августа знает еще одного прославленного поэта, Публия Овидия Назона (43 – 17), который был выслан из Рима и умер в изгнании. Это тонкий мастер лирических поэм и любовных посланий. Овидий решил еще одну творческую задачу – изложил в стихах греческие мифы и римские предания. В век Флавиев эпическая муза римской поэзии умолкает. Теперь торжествует сатирическая поэзия, в которой римское общество представлено не с лучшей стороны. Появляется едкая сатира Гая Петрония Арбитра (I в.) –автора любовно-бытового романа «Сатирикон», где разворачивается сатирическая панорама нравов римского общества. Автор безжалостен в бичевании аристократов-бездельников, выскочек из вольноотпущенных. Эти герои рождали у римской публики живые ассоциации с реальной жизнью. Децим Юрий Ювенал (ок. 60 – 127) – классик «суровой сатиры», где в форме философской диатрибы – бесед, рассуждений на моральные темы – разоблачается все римское общество. Во II – III вв. особую популярность завоевывают романы, где герои отправляются в путешествия, с ними происходят интригующие приключения, чудеса, фантастические истории, а попутно они совершают благородные поступки, вступая в борьбу со злодеями и защищая обездоленных и униженных. Один из блестящих романистов этого времени – Луций Апулей – пишет бытовой роман «Метаморфозы» (известный также под названием – «Золотой осел»). В романе описываются невероятные приключения юноши, колдовскими чарами превращенного в осла. История скульптурного портрета прошла в своем развитии несколько стадий. Вторая половина I в. отмечена появлением интереса к тонкой характеристике человеческих чувств – портреты императоров Веспасиана и Вителлия. Затем наступает время идеалов – во II в. создаются скульптурные портреты императора Адриана и конная статуя Марка Аврелия – «философа на троне». Император изображен в состоянии глубокой задумчивости: «Время человеческой жизни – миг, ее сущность – вечное течение, ощущение – смутно, строение всего тела – бренно, душа – неустойчива, судьба – загадочна, слава – недостоверна». Это строки из его дневника. Портреты III в. глубоко правдивы, жизненны и беспощадны. Они передают тревожное состояние человека и общества, которое все более погружается во мрак. Человека терзают мучительные раздумья, страх, неуверенность, отчаяние. В III в. начинается кризис античной культуры, ибо III в. – самая непродуктивная полоса в ее истории. Римская империя еще продолжала существовать, но вместе с принятием государственного христианства античная культура существует лишь отдельными островками, быстро изживая себя. Уже в IV в. начинается явный переход к культуре средневековой. В 395 г. произошел раздел Римской империи на Западную и Восточную (Византийская культура). В 476 г. Западная Римская империя пала. Культура Античности, погибая, передала эстафету другим культурам, прежде всего новоевропейской и мировой. Европейская и во многом мировая культура построены на фундаменте античных ценностей. Античность «выстрадала» их и передала в наследство последующим эпохам, раскрыв высокую ценность человеческой личности в ее свободном развитии, оставив высочайшие образцы художественной культуры в самых разных ее проявлениях.
Лекция 6. Специфика античной литературы - Особенности античной литературы - Периодизация античной литературы и античной мифологии Античная литература является древнейшей европейской литературой, поэтому она оказывает влияние на всю остальную литературу. Античная литература – первая ступень в культурном развитии мира, отсюда ее воздействие на всю мировую культуру. Это заметно даже в быту. Античные слова становятся для нас обыденными, например слова «аудитория», «лектор». Сам тип лекции является классическим – так читались лекции еще в Древней Греции. Многие предметы также называются античными словами, например, бачок с краном для нагревания воды называется «Титан». Большая часть архитектуры так или иначе несет в себе элементы античности. Названия античных героев часто используются для названий кораблей. Иногда это выглядит очень символически. Так, например, Наполеона везли в ссылку на крейсере «Беллерофонт». Беллерофонту было получено убить химеру. (Химера – чудовище, состоящее из дракона, козы и льва). Кстати, здесь отражены отличия между восприятием древних греков и нас – нам она бы показалась страшным чудовищем, а Беллерофонт сначала ей залюбовался. Все же он ее убил, а после так возгордился своей победой, что захотел вознестись на Олимп к богам. Его низвергнули на землю, он потерял рассудок и скитался по земле, пока над ним не сжалился Танатос. Образы античной литературы входят в современную литературу, в ним скрывается глубокий смысл. Иногда они входят в крылатые выражения. Античные мифологические сюжеты часто перерабатываются и опять используются. Впервые термин «античность» употребляют гуманисты Эпохи Возрождения. Они начинают создавать подобие системы мифов и истории, начинают вести первые непрофессиональные пока раскопки. Слово «античный» произошло от латинского слова «antikqus» – древний, и используется до сиз пор. Что же касается терминов «античность», «античный», – «древний», то их исключительное применение к греко-римскому обществу и его культуре условно и может быть признано справедливым лишь с ограниченно-«европейской» точки зрения. Действительно, греко-римская цивилизация является древнейшей цивилизацией Европы, но развилась она значительно позже, чем цивилизация Востока. Это же соотношение имеет место и в области литературы: литература Египта, Вавилонии или Китая гораздо «древнее», чем «античная», греко-римская литература. Ограничительное употребление терминов «античность», «античный» установилось у народов Европы в силу того, что греко-римское общество было единственным древним обществом, с которым они были связаны непосредственной культурной преемственностью; мы продолжаем пользоваться этими установившимися терминами как краткими обозначениями социального и культурного единства греко-римского рабовладельческого общества.
Античная литература, литература древних греков и римлян, также представляет собою специфическое единство, образуя особую ступень в развитии мировой литературы. При этом римская литература начала развиваться значительно позже греческой. Она не только чрезвычайно близка к греческой литературе по своему типу (это вполне естественно, поскольку однотипными были и те два общества, которые породили эти литературы), но и связана с нею преемственно, создавалась на ее основе, используя ее опыт и ее достижения. Греческая литература – древнейшая из литератур Европы и единственная развивавшаяся вполне самостоятельно, не опираясь непосредственно на опыт других литератур. С более древними литературами Востока греки стали ближе знакомы лишь тогда, когда расцвет их собственной литературы лежал уже далеко позади. Это не значит, что восточные элементы не проникали и в более раннюю греческую литературу, но они проникали устным, «фольклорным» путем; греческий фольклор, как фольклор всякого народа, обогащался от соприкосновения с фольклором соседей, но греческая литература, вырастая на почве этого обогащенного фольклора, создавалась уже без непосредственного воздействия литератур Востока. А по своему богатству и разнообразию, по своей художественной значительности она далеко опередила восточные литературы. Античность часто называют детством человечества. Часто это утверждение неверно приписывают Карлу Марксу. Причина такого названия в том, что античная литература зачастую наивна и описательна. Она обращается к истокам человеческого сознания, изображает человека вне классов. Нельзя забывать того, что Древней Греции существовал рабовладельческий строй. Из пятисот тысяч жителей Афин, свободными были только сто тысяч, и только половина из них имела право голоса, так как остальные были выходцами из других полисов. Но в античных произведениях ни одна личность не связана классовой регламентацией, поэтому искусство Древней Греции дает чувство свободы. В античной культуре впервые появляется одухотворенный человеческий образ, поставленный в центре, так как до этого центром всего искусства был не человек. Существовало четыре древнегреческих наречия. Различные литературные жанры развались в различных диалектах. Древнейшее наречие – ахейское (во времена Гомера у этого наречия уже не оставалось носителей). Эолийское наречие существовало на островной Греции, там впервые появилась лирика. Ионийское наречие было распространено на континентальной Греции и в колониях на побережье Малой Азии, оно дало начало эпической поэзии. Из ионического диалекта появляется аттическое наречие – используется в Афинском полисе и в деловой речи. Дорическое наречие в Южной Греции, оно составляет основу хоровых песнопений и основу театра. В греческой и родственной ей римской литературе уже имелись налицо почти все европейские жанры; большая часть их и поныне сохранила свои античные, главным образом греческие названия: эпическая поэма и идиллия, трагедия и комедия, ода, элегия, сатира (латинское слово) и эпиграмма, различные виды исторического повествования и ораторской речи, диалог и литературное письмо, — все это жанры, которые успели достигнуть значительного развития в античной литературе; в ней представлены и такие жанры, как новелла и роман, хотя и в менее развитых, более зачаточных формах. Античность положила также начало теории стиля и художественной литературы («риторика» и «поэтика»). Историческое значение античной литературы, ее роль в мировом литературном процессе заключаются, однако, не только в том, что в ней «возникли» и от нее ведут свое начало многие жанры, подвергавшиеся впоследствии значительным трансформациям в связи с потребностями позднейшего искусства; гораздо существеннее неоднократные возвращения европейской литературы к античности, как к творческому источнику, из которого черпались темы и принципы их художественной обработки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|