Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Художественная культура поздней Античности. Римская Античность




В IV – III вв. до н.э. Рим подчиняет себе весь Апеннинский по­луостров; в III – II вв. до н.э. ему покоряются Карфаген, Греция и все Восточное Средиземноморье. Создается мощное военно-админи­стративное государство с хорошо отлаженным строем жизни, ино­гда напоминающим казарменный быт; работают новые «механиз­мы» управления обществом. Государство учится жить по законам и прививает своим гражданам правовое сознание. Постепенно в общественном сознании укрепляется убеждение, что закон может и должен гарантировать права и свободы граждан. На этом этапе культура открыла и продемонстрировала на практике особую фор­му сосуществования разных народов и культур, а также возможно­сти централизованной власти.

К концу VI в. до н.э. Рим, история которого началась с неболь­шой родовой общины на Тибре, стал аристократической республи­кой. Республиканский период явился временем становления рим­ской культуры.

Художественная культура Рима отличалась большим разнооб­разием и пестротой форм. В ней отразились черты, свойственные искусству покоренных римлянами народов, которые нередко стояли на более высоком культурном уровне. Римское искусство сложи­лось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искус­ства италийских племен и народов, среди которых особое место зани­мали этруски, обладатели высокоразвитой самобытной художествен­ной культуры. Именно этруски познакомили римлян с искусством градостроения, настенной монументальной живописью, скульптур­ным и живописным портретом. Большой вклад в формирование римской культуры внесли греческие колонисты.

Не меньшее значение позже приобрело для римской культуры и эллинистическое искусство, склонное к грандиозности и масштабно­сти. Особенности исторического развития определили важнейшие отличия искусства римского от греческого.

В художественном на­следии Рима едва ли не первое место завоевал скульптурный порт­рет, в котором проявился особый интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере рядово­го человека – гражданина Римского государства, сознающего свое значение как самоценной личности.

Художественная культура Рима носит более прозаический и прагматический характер. Римлян больше заботит проблема удобств и комфорта в быту, чем тонкости внутреннего мира человека. Они строят хорошие дороги, прокладывают акве­дуки, возводят общественные здания, где бурлит деловая, торговая и политическая жизнь. Римляне живут реальными, практически­ми интересами, а не идеалами. Но и им не чужды некоторые древнегреческие ценности. Патриции предпочитают давать своим детям греческие имена, их жизнь украшают предметы быта греческо­го происхождения, они заимствуют некоторые привычки и обы­чаи Древней Греции. Но дух греческой культурной жизни их не увлекает; римлянам чужда состязательность древнегреческой культуры. Римляне практичны, и им кажется бесполезным тратить время на дискуссии и философские споры, а вот занятие литерату­рой для них не лишено смысла.

Литература – оружие, которое способно служить государству в воспитании граждан, в укрепле­нии государства и прославлении его правителей.

В эпоху римских завоеваний искусство убеждать – красноре­чие – было составной частью художественной и политической культуры. Римские полководцы были, как правило, хорошими ораторами, – это помогало поддерживать дисциплину и вооду­шевлять воинов.

Школой красноречия был Сенат, где прославили свои имена Марк Порций Катон (234 – 149), противостоящий рим­ской аристократии, Марк Туллий Цицерон (106 – 43) с его девизом: «Знай дело, слова найдутся» и многие другие.

В Риме появляется первая крупная частная библиотека. Она становится центром культурного общения и объединения не по культовым или профессиональным, а по культурным интере­сам – это кружок Сципиона – римского полководца, куда входи­ли Полибий – историк, Теренций – комедиограф, Гай Лелий – юрист и другие видные граждане республики.

В I в. до н.э. эта тра­диция распространяется на другие города. Даже в маленьких горо­дах Римской империи возникают подобные объединения. Широ­кую популярность получила «Вилла Папирусов» – настоящий греческий гимнасий. Вдохновителем этого кружка был фило­соф-эпикуреец Филодем, именно его хорошо подобранная библи­отека дала название вилле. К вилле примыкал сад, где были рас­ставлены статуи греческих мудрецов, греческих и римских поэтов, правителей эпохи эллинизма. На вилле бывал Тит Лукреций Кар. В своей поэме «О природе вещей» он в поэтической фор­ме раскрывает свое понимание природы, культуры, человечества. Лукреций настаивает, что подлинный герой страстно желает «со­рвать с ворот природы запоры», смело шагнуть за ограду мира и мыслью и духом обнять всю безграничную Вселенную.

Складывается римская система обучения и воспитания, в осно­ве которой лежала система образования эллинизма. Школа была частью городской жизни, и, хотя существовало домашнее воспита­ние, римляне предпочитали отдавать детей в эти школы. Они были убеждены, что делать все сообща – врожденное свойство людей, именно в школьном коллективе рождается полезный дух состяза­тельности. В школе давали знания по литературе, грамматике, ри­торике.

В республиканском Риме открывают ценность поэзии. В жанре лирики не было равного по таланту поэту Гаю Валерию Катуллу. Темы его стихов — любовь, дружба, переживания чело­века. «Ненавижу и люблю!» – так начинается его стихотворение, обращенное к неверной возлюбленной.

Развивается и жанр комедии. Римский комедиограф Тит Макций Плавт (ок. 250 – ок. 184) занимается переложением греческих комедий на римский лад. Он мастерски объединяет несколько пьес в одну, заимствует удачные сюжеты и помещает их в римские условия. Из пьес Плавта до нас дошли поговорки и идиомы: «Че­ловек человеку – волк», «Пустить козла в огород» и другие.

Дру­гой римский комедиограф, Афр Теренций (190 – 159), африканец по происхождению, несмотря на то, что был рабом, после своего освобождения и благодаря таланту был принят в кружок Сципио­на. В своих комедиях «Свекровь», «Братья», «Евнух» он проводит идеи гуманистического воспитания, ибо ему близки греческие идеалы меры и гармонии.

В области монументальной скульптуры римляне не создали па­мятников столь значительных, как греческие. Однако они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него документально точ­ным повествовательным началом. Рельеф составлял неотъемле­мую часть архитектурного декора.

Поздний памятник этрусской скульптуры на римскую тему, ис­полненный в первые десятилетия жизни Римской республики, – бронзовая «Капитолийская волчица» – символ Рима – отличается именно остротой реализма и превосходной техникой литья.

Лучшим в художественном наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельное художественное явление он просле­живается с начала I в. до н. э. В Риме возникло новое понимание этого жанра. В отличие от греческих мастеров, подчинявших в пор­трете индивидуальный образ идеальному типу, римские художники старались более точно воспроизвести индивидуальные, конкретные черты лица, следуя в этом этрусской традиции. Римский скульптор ставит своей задачей не только точно передать физическое своеобразие черт изображаемого лица, портретное сходство, но и выразить своеоб­разие характера. Образы деловых людей, ораторов, граждан рес­публики лишены идеализации, они естественны и реалистичны.

С конца II в. до н.э. происходят серьезные изменения в архи­тектуре. В этот период складываются основные типы римской архитекту­ры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных войн нашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений. В них раньше всего проявилось своеобра­зие римского искусства. В первую очередь следует упомянуть о древ­них оборонительных стенах Рима, которые отличаются особой гран­диозностью, будучи выложены из камней больших размеров. Их по­стройка относится к VI в. до н. э.

Особое место занимали римские дороги, которые были вымоще­ны камнем и сохранились до нашего времени. Первой из сети дорог, позднее покрывших всю Италию, была так называемая Аппиева до­рога, построенная в IV – III вв. до н.э.

В республиканскую эпоху начинается постройка мощных мос­тов и акведуков, своеобразных водопроводов, подающих воду в Рим и другие города Италии.

Столкновение с греческим искусством привело к некоторым из­менениям в римской архитектуре. Проявилось это в первую очередь в обращении к ордерной системе. Однако в то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он использо­вался главным образом в декоративных целях.

Строительная практика обогащается новым материа­лом – бетоном. Это нововведение позволило увеличить размеры зданий, разнообразить их внешний вид и внутреннее устройство. Теперь можно возводить своды и купола больших размеров. Появ­ляются сводчатые сооружения мостов, акведуков, складских по­мещений. Возник новый тип общественных зданий – базилика. В ее залах заседают суды, совершаются торговые и биржевые сделки. Появилась триумфальная арка, которая ставилась в честь геро­ев-победителей. Изменилось отношение к архитектуре жилого до­ма. Он приобрел парадность. Стены жилого дома расписываются фресками. Дом окружает сад, а на внешние стены домов наносят пейзажи; утверждается культ облагороженной природы.

Оформляется центральная площадь Рима – Форум. На пло­щади размещались основные общественные здания – сенат, су­ды, архивы, тюрьма, главные храмы, трибуна, с которой выступа­ли ораторы. На центральной площади ставились прижизненные и посмертные памятники героям.

В конце I в. до н.э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. В это время с необычайной интенсивностью происходит эллинизация римской культуры. Гре­ки – учителя, секретари, советники – появляются в каждом знат­ном семействе, молодые аристократы Рима едут довершать свое об­разование в Афины, греческие послы говорят в римском сенате на родном языке без переводчика и т. п. Однако эта эллинизация рим­ской культуры не означала отречения от традиционного римского идеала.

Ведущие представители римской культуры считали, что гре­ческая культура должна была лишь подкрепить и осмыслить древ­ний римский идеал добродетели на благо отечества, дополнить пред­ставление о «доблести» представлением о «гуманности» в широком смысле.

В первые два века нашей эры, несмотря на обострение социальных противоречий, искусство древнего Рима достигает своей вершины. Сам город Рим приобретает совершенно новый облик, соответствую­щий престижу мировой столицы.

Воплощением мощи и исторической значимости императорско­го Рима были триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Рима. Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в провинциях. Таковы триумфальная арка Тита (80-85 гг. н. э.), подавившего восстание в Иудее, триумфальная колонна Траяна (110-113 гг. н. э.) в честь победы над даками.

Потребности римской городской жизни вызвали уже в I в. н.э. появление нового типа зданий – гигантских терм, или обществен­ных бань, рассчитанных на 2-3 тыс. человек. По сути дела, рим­ские термы представляли собой целый комплекс разнохарактер­ных по назначению сооружений. К залам холодных и теплых бань, образующих ядро композиции, примыкали многочисленные поме­щения для гимнастических упражнений и даже умственных за­нятий. Наиболее известными были так называемые термы Каракаллы (начало III в. н. э.) и термы Диоклетиана (первая половина IV в. н. э.).

В эпоху империи дальнейшее развитие получили рельеф и круг­лая пластика. Двухсотметровая лента рельефов триумфальной ко­лонны Траяна подробно повествует в камне о походе римских войск против даков. Здесь изображены войска на марше, битвы, осады кре­постей и даже военные советы.

Ведущее место в римском искусстве по-прежнему занимал пор­трет. Его новое направление возникло под воздействием греческого искусства и получило название «августовский классицизм». В это время появляются парадные придворные портреты в рост. Такова, например, знаменитая мраморная статуя императора Августа (нач. 1 в. н. э.).

Позднее в скульптурном портрете углубляется индивидуализм. Таковы портреты императоров Нерона и Каракаллы, где авторы ста­рались выразить характер и образ мышления живых императоров.

В конце I в. до н.э. Римское государство приходит к диктатуре и превращается из республики в империю. Первым императором Рима стал Октавиан, который принял титул Август, то есть «боже­ственный». Наступил последний период античной культуры, ко­торый завершился закатом античности в V в. н. э.

Особое место в Римской империи занимали города. Они росли с огромной скоростью. За одно столетие они выросли и протяну­лись на юге до границ с пустыней, на севере до берегов европей­ских рек. Именно в этот период были заложены многие евро­пейские города – будущие столицы Европы. Все они обретали облик Рима: регулярная планировка улиц, которые вели к центру политической и культурной жизни. Города в Римской импе­рии – это центры культуры. Сеть городов – своеобразная систе­ма распространения римской государственности, права, образа жизни, искусства. В города стремились риторы, поэты, интеллек­туалы, художники. Каждый город считал за честь иметь свою шко­лу, свой форум, театр, то есть быть похожим на просвещенный Рим. Культура приобретает довольно единообразный характер.

Город становится миром, а мир – городом. Город в представ­лении римлян – властелин мира. Рим же, воплощение всемогу­щей космической силы – власти. Город, и прежде всего Рим, на­правляет человечество от хаоса к порядку, от дикости к цивилиза­ции. Все императоры Рима считали делом чести укреплять, разви­вать и украшать Рим. Они соперничали между собой в грандиоз­ных градостроительных проектах, заказывая общественные зда­ния, поощряя строительство частных особняков с садами и парка­ми. Каждый император, желая укрепить личную славу, сооружал новые площади, устраивал торжественные церемонии, перестраи­вал Рим. Октавиану приписывают слова: «Я взял Рим глиняным, я оставляю его мраморным».

Из всех благородных искусств Античности, которые в Древней Греции «ходили хороводом», в Риме выделяется архитектура. Она – самое наглядное и убедительное средство прославления величия Рима.

В эпоху Римской империи возникает Капитолий, поражаю­щий своей пышностью. Еще в период поздней Республики в Риме сложился своеобраз­ный тип амфитеатра, который был всецело римским изобретением. Амфитеатры предназначались для столичного населения, перед ко­торым здесь в дни общественных празднеств разыгрывались бои гладиаторов, диких животных и т.п.

Самое грандиозное зрелищное сооружение древнего Рима – амфитеатр Флавиев – Колизей (от лат. – колоссаль­ный) (75-90), находившийся близ республиканского форума. Здесь могли раз­меститься более 50 тыс. зрителей. Все ярусы его были украшены колоннами дорического, ионического и коринфского ордера. Инженерный расчет обеспечивал прекрас­ный обзор арены с любого яруса и места. С помощью особых меха­низмов из подземных помещений поднимались декорации, люди, животные. В Колизее устраивались гладиаторские бои, общест­венные игры. Римляне любили зрелища, на них рождались общие переживания, чувство единения – фундаментальные ценности римской культуры.

При императоре Траяне (109 – 113) архитектором Аполлодором сооружается грандиозный Форум. К площади Форума примы­кали две библиотеки с латинскими и греческими рукописями. На площади стояла колонна Траяна и храм в его честь. При императо­ре Адриане (117 – 138) был возведен Пантеон – «храм всех богов» (ок. 118-125 гг.). Панте­он представляет собой классический образец центрально-купольно­го здания, самого большого и совершенного в Античности. Высота Пантеона 42,7 м, а диаметр купола – 43,5 м, т. е. высота стен при­близительно равна его диаметру. Особое внимание было уделено интерьеру, он был огромен, но пропорционален и гармоничен. Стена разделена на два яруса, в нижнем, в глубоких нишах, стояли статуи богов.

Римский зодчий и теоретик Марк Витрувий (вторая полови­на I в. до н.э.) обобщает многовековой опыт греческой и италий­ской архитектуры и техники в «Десяти книгах об архитектуре». В них он дает определение архитектуры: «прочность, польза, красо­та» и посвящает свой труд Августу.

В империи проводилась государственная политика покрови­тельства искусству. В художественной культуре рождается новое явление – меценатство, названное по имени приближенного импе­ратора Августа Гая Цильния Мецената (между 74 и 64 – 8 гг. до н.э.), обладавшего безупречным эстетическим вкусом и покровительст­вовавшего людям искусства. Его имя стало нарицательным и положило начало моде в великосветских домах Рима – заниматься филантропической деятельностью. Некоторые римские импера­торы (Адриан, Марк Аврелий) даже предпочитали славу покрови­теля муз славе повелителя или завоевателя.

В искусстве императорского Рима возрождается интерес к ге­роической теме. Римские императоры были заинтересованы, что­бы их жизнь и деятельность прославлялась художественными средствами. Август считал литературу мощным средством про­славления своей персоны, формирования благоприятного обще­ственного мнения относительно своей деятельности. Рим нужда­ется в литературе, которая бы отражала величие римской державы, нужен был свой Гомер. И он появился, им стал Публий Вергилий Марон (70 – 19), участник кружка Мецената. Он создает римский эпос «Энеида».

Автор подражает Гомеру в выборе героя, в описании отдельных коллизий. Но это эпос уже иного времени. Повествование, смена его картин подчиняется изменениям внутреннего состояния героя – Энея. Этого у Гомера не было. Нет у Гомера и интереса к настоя­щему и будущему, а главный герой Вергилия не только знает про­шлое, но и живо интересуется настоящим, его волнует будущее, в котором скрыта его судьба и судьбы его потомков.

Время Августа – это время «золотой латыни». В западной час­ти Римской империи побеждает латинский язык, язык – энергич­ный, активный, его отличает логическая стройность. Мысль на нем может быть выражена ясно и кратко. Глагол в латыни «коман­дует», подчиняет себе все остальное, он дисциплинирует мысль. А мыслить дисциплинированно», отмечает на закате римской куль­туры философ Боэций (ок. 480 – 524/5), – это значит противосто­ять хаосу, укреплять порядок.

«Золотая латынь» – это язык Вергилия, Цицерона и Горация. Марк Туллий Цицерон (106 – 43) – римский государственный дея­тель, знаменитый оратор. До нас дошли его речи и трактаты: «Ора­тор», «Брут», где впервые на латинском языке была разработана те­ория ораторского искусства. Квинт Гораций Фланк (65 – 8) – автор сборника «Сатиры» придал латыни звучание греческой лирики. Гораций не только лирический поэт, он не забывает и прославлять своих благодетелей – Августа и Мецената.

Время правления Августа знает еще одного прославленного поэта, Публия Овидия Назона (43 – 17), который был выслан из Ри­ма и умер в изгнании. Это тонкий мастер лирических поэм и любовных посланий. Овидий решил еще одну творческую задачу – изложил в стихах греческие мифы и римские предания.

В век Флавиев эпическая муза римской поэзии умолкает. Те­перь торжествует сатирическая поэзия, в которой римское обще­ство представлено не с лучшей стороны. Появляется едкая сатира Гая Петрония Арбитра (I в.) –автора любовно-бытового романа «Сатирикон», где разворачивается сатирическая панорама нравов римского общества. Автор безжалостен в бичевании аристокра­тов-бездельников, выскочек из вольноотпущенных. Эти герои ро­ждали у римской публики живые ассоциации с реальной жизнью. Децим Юрий Ювенал (ок. 60 – 127) – классик «суровой сатиры», где в форме философской диатрибы – бесед, рассуждений на мо­ральные темы – разоблачается все римское общество.

Во II – III вв. особую популярность завоевывают романы, где герои отправляются в путешествия, с ними происходят интригую­щие приключения, чудеса, фантастические истории, а попутно они совершают благородные поступки, вступая в борьбу со злодея­ми и защищая обездоленных и униженных. Один из блестящих ро­манистов этого времени – Луций Апулей – пишет бытовой роман «Метаморфозы» (известный также под названием – «Золотой осел»). В романе описываются невероятные приключения юноши, колдовскими чарами превращенного в осла.

История скульптурного портрета прошла в своем развитии не­сколько стадий. Вторая половина I в. отмечена появлением инте­реса к тонкой характеристике человеческих чувств – портреты императоров Веспасиана и Вителлия. Затем наступает время идеалов – во II в. создаются скульптурные портреты императора Адриана и конная статуя Марка Аврелия – «философа на троне». Император изображен в состоянии глубокой задумчивости: «Вре­мя человеческой жизни – миг, ее сущность – вечное течение, ощущение – смутно, строение всего тела – бренно, душа – не­устойчива, судьба – загадочна, слава – недостоверна». Это стро­ки из его дневника.

Портреты III в. глубоко правдивы, жизненны и беспощадны. Они передают тревожное состояние человека и об­щества, которое все более погружается во мрак. Человека терзают мучительные раздумья, страх, неуверенность, отчаяние.

В III в. начинается кризис античной культуры, ибо III в. – самая непродуктивная полоса в ее истории. Римская империя еще продол­жала существовать, но вместе с принятием государственного хрис­тианства античная культура существует лишь отдельными остров­ками, быстро изживая себя. Уже в IV в. начинается явный переход к культуре средневековой.

В 395 г. произошел раздел Римской империи на Западную и Во­сточную (Византийская культура). В 476 г. Западная Римская им­перия пала. Культура Античности, погибая, передала эстафету другим культурам, прежде всего новоевропейской и мировой.

Европейская и во многом мировая культура построены на фун­даменте античных ценностей. Античность «выстрадала» их и пере­дала в наследство последующим эпохам, раскрыв высокую цен­ность человеческой личности в ее свободном развитии, оставив высочайшие образцы художественной культуры в самых разных ее проявлениях.

 

Лекция 6. Специфика античной литературы

- Особенности античной литературы

- Периодизация античной литературы и античной мифологии

Античная литература является древнейшей европейской литературой, поэтому она оказывает влияние на всю остальную литературу.

Античная литература – первая ступень в культурном развитии мира, отсюда ее воздействие на всю мировую культуру. Это заметно даже в быту. Античные слова становятся для нас обыденными, например слова «аудитория», «лектор». Сам тип лекции является классическим – так читались лекции еще в Древней Греции. Многие предметы также называются античными словами, например, бачок с краном для нагревания воды называется «Титан». Большая часть архитектуры так или иначе несет в себе элементы античности.

Названия античных героев часто используются для названий кораблей. Иногда это выглядит очень символически. Так, например, Наполеона везли в ссылку на крейсере «Беллерофонт». Беллерофонту было получено убить химеру. (Химера – чудовище, состоящее из дракона, козы и льва). Кстати, здесь отражены отличия между восприятием древних греков и нас – нам она бы показалась страшным чудовищем, а Беллерофонт сначала ей залюбовался. Все же он ее убил, а после так возгордился своей победой, что захотел вознестись на Олимп к богам. Его низвергнули на землю, он потерял рассудок и скитался по земле, пока над ним не сжалился Танатос.

Образы античной литературы входят в современную литературу, в ним скрывается глубокий смысл. Иногда они входят в крылатые выражения. Античные мифологические сюжеты часто перерабатываются и опять используются.

Впервые термин «античность» употребляют гуманисты Эпохи Возрождения. Они начинают создавать подобие системы мифов и истории, начинают вести первые непрофессиональные пока раскопки. Слово «античный» произошло от латинского слова «antikqus» – древний, и используется до сиз пор.

Что же касается терминов «античность», «античный», – «древний», то их исключительное применение к греко-римскому обществу и его культуре условно и может быть признано справедливым лишь с ограниченно-«европейской» точки зрения. Действительно, греко-римская цивилизация является древнейшей цивилизацией Европы, но развилась она значительно позже, чем цивилизация Востока. Это же соотношение имеет место и в области литературы: литература Египта, Вавилонии или Китая гораздо «древнее», чем «античная», греко-римская литература. Ограничительное употребление терминов «античность», «античный» установилось у народов Европы в силу того, что греко-римское общество было единственным древним обществом, с которым они были связаны непосредственной культурной преемственностью; мы продолжаем пользоваться этими установившимися терминами как краткими обозначениями социального и культурного единства греко-римского рабовладельческого общества.

 

Античная литература, литература древних греков и римлян, также представляет собою специфическое единство, образуя особую ступень в развитии мировой литературы. При этом римская литература начала развиваться значительно позже греческой. Она не только чрезвычайно близка к греческой литературе по своему типу (это вполне естественно, поскольку однотипными были и те два общества, которые породили эти литературы), но и связана с нею преемственно, создавалась на ее основе, используя ее опыт и ее достижения. Греческая литература – древнейшая из литератур Европы и единственная развивавшаяся вполне самостоятельно, не опираясь непосредственно на опыт других литератур. С более древними литературами Востока греки стали ближе знакомы лишь тогда, когда расцвет их собственной литературы лежал уже далеко позади. Это не значит, что восточные элементы не проникали и в более раннюю греческую литературу, но они проникали устным, «фольклорным» путем; греческий фольклор, как фольклор всякого народа, обогащался от соприкосновения с фольклором соседей, но греческая литература, вырастая на почве этого обогащенного фольклора, создавалась уже без непосредственного воздействия литератур Востока. А по своему богатству и разнообразию, по своей художественной значительности она далеко опередила восточные литературы.

Античность часто называют детством человечества. Часто это утверждение неверно приписывают Карлу Марксу. Причина такого названия в том, что античная литература зачастую наивна и описательна. Она обращается к истокам человеческого сознания, изображает человека вне классов. Нельзя забывать того, что Древней Греции существовал рабовладельческий строй. Из пятисот тысяч жителей Афин, свободными были только сто тысяч, и только половина из них имела право голоса, так как остальные были выходцами из других полисов. Но в античных произведениях ни одна личность не связана классовой регламентацией, поэтому искусство Древней Греции дает чувство свободы.

В античной культуре впервые появляется одухотворенный человеческий образ, поставленный в центре, так как до этого центром всего искусства был не человек.

Существовало четыре древнегреческих наречия. Различные литературные жанры развались в различных диалектах. Древнейшее наречие – ахейское (во времена Гомера у этого наречия уже не оставалось носителей). Эолийское наречие существовало на островной Греции, там впервые появилась лирика. Ионийское наречие было распространено на континентальной Греции и в колониях на побережье Малой Азии, оно дало начало эпической поэзии. Из ионического диалекта появляется аттическое наречие – используется в Афинском полисе и в деловой речи.

Дорическое наречие в Южной Греции, оно составляет основу хоровых песнопений и основу театра.

В греческой и родственной ей римской литературе уже имелись налицо почти все европейские жанры; большая часть их и поныне сохранила свои античные, главным образом греческие названия: эпическая поэма и идиллия, трагедия и комедия, ода, элегия, сатира (латинское слово) и эпиграмма, различные виды исторического повествования и ораторской речи, диалог и литературное письмо, — все это жанры, которые успели достигнуть значительного развития в античной литературе; в ней представлены и такие жанры, как новелла и роман, хотя и в менее развитых, более зачаточных формах. Античность положила также начало теории стиля и художественной литературы («риторика» и «поэтика»).

Историческое значение античной литературы, ее роль в мировом литературном процессе заключаются, однако, не только в том, что в ней «возникли» и от нее ведут свое начало многие жанры, подвергавшиеся впоследствии значительным трансформациям в связи с потребностями позднейшего искусства; гораздо существеннее неоднократные возвращения европейской литературы к античности, как к творческому источнику, из которого черпались темы и принципы их художественной обработки.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных