Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В три раза меньше морщин




Игнорирование теории вероятности позволяет создавать ложные аргументы. Я десять раз подкинул монетку, и дважды выпала решка, потом я произвел какие-то магические действия, подкинул ее еще десять раз, и решка выпала уже шесть раз. И то, и другое могло получиться по случайным причинам — и два раза, и шесть — разницы нет, но теперь я могу эту информацию исказить и сказать по-другому: количество выпавших решек выросло в три раза. Это «в три раза» является для человека своего рода магическим заклинанием, и оно сильно действует, когда говорят, что что-то в три раза более эффективно — препарат или моющее средство.

Эти случайные числовые эффекты можно широко использовать, в частности, для воздействия на поведение потребителя. Например, если вы хотите показать, что какое-то вещество очень вредно, вы можете сказать: мы кормили одну группу крыс этим веществом, и шесть из десяти сдохли, а вот эту группу не кормили, и сдохли только две, значит, вещество такое опасное, что повышает смертность в три раза. В действительности, может, все так и было, но не исключено, что это случайность, и в третьей группе, которая тоже ела (или не ела) это вещество, сдохла бы одна крыса. Или восемь. Или четыре.

Все бабы — дуры

Стереотип — это одна из ошибок нашего повседневного мышления. Стереотипом обычно называются ситуации, когда мы какое-то знание, например, о целой социальной группе проецируем на конкретного ее представителя, полностью игнорируя черты, которые могут его отличать от этой группы. Чрезмерно подробно объясняя что-то блондинке, мы невольно демонстрируем действие стереотипа, и это результат нормального функционирования процесса мышления. Когда мы о чем-то рассуждаем, мозг стремится экономить ресурсы, в том числе ресурсы внимания. Чтобы сделать правильное суждение, зачастую нужно проанализировать много информации, а рассуждая в повседневной жизни, мы стараемся минимизировать количество анализируемой информации, принимая решение быстрее. Часто эти решения оказываются не противоречащими здравому смыслу, но оборотной стороной являются такие вещи, как стереотипное мышление, зашоренность, неразумные решения. Вы хотите купить машину и рассматриваете «Тойоту». На одной чаше весов у вас обширная статистика, которая говорит, что машины марки «Тойота» очень надежные, в том числе отзывы автовладельцев о том, насколько редко приходится ее ремонтировать. На другой — сосед, которому не повезло с машиной; она оказалась бракованной, он не вылезает из сервиса и не рекомендует ее покупать. Что перевесит? Очень часто перевешивает мнение соседа, потому что мы мыслим сокращенно, информация «из первых рук» легче извлекается из памяти, эмоционально производит большее впечатление, поэтому решение может быть неоптимальным.

Невидимая горилла

Не менее опасно для человека недооценивать особенности его внимания.

У человека в мозгу 1010 нейронов, но для того, чтобы мы могли качественно обрабатывать всю попадающую на сетчатку информацию, по некоторым расчетам, нам бы понадобилось 10469 608 807 нейронов — и в этом случае мозг бы был размером больше, чем видимая вселенная. Поскольку это не так, есть риски, которым мы подвергаемся в связи с тем, что наше восприятие несовершенно, внимание ограниченно, а мы при этом убеждены в том, что возможности восприятия и внимания гораздо выше, чем на самом деле. Будучи уверенными, что мы прекрасно видим все, на что в данный момент смотрит глаз, мы абсолютно не готовы к тому, что можем не заметить что-то, что произойдет у нас прямо перед глазами.

Одна из самых известных демонстраций — эффект невидимой гориллы, продемонстрированный в свое время психологами Шабри и Саймонсом. Ученые показывали испытуемым короткий видеоролик, в котором две команды в белых и черных майках бегали по площадке и перекидывали друг другу мяч. Испытуемых просили считать броски, и, пока они честно выполняли это задание, прямо через толпу игроков проходил человек в костюме гориллы, останавливался, стучал кулаками в грудь и спокойно уходил. Примерно 50% людей этого не замечали.

Эта демонстрация забавна, но сам по себе эффект может приводить к серьезным последствиям: точно таким же образом мы можем пропустить неожиданное событие на дороге, если заняты чем-то еще, кроме вождения. Особенно если говорим по телефону: в этом случае вероятность того, что мы что-то не заметим, возрастает до 90%. Если обстановка предсказуемая, наверное, ничего не произойдет, но если вдруг случится что-то неожиданное — например, выскочит ребенок с мячиком, — сработает эффект невидимой гориллы. Водитель может наехать на этого ребенка, не видя его прямо перед собой. И это не зависит от того, разговариваете ли вы по телефону, держа его в руке или через наушники — оба способа одинаково ослабляют ваше внимание, центральный процессор, который вы должны использовать для того чтобы следить за дорогой.

Психологи проводят много исследований с врачами-диагностами, особенно рентгенологами и узистами, которые рассматривают снимки на предмет выявления злокачественных опухолей. Например, врач может увидеть опухоль, но не увидеть — и это реальный случай — хирургические ножницы, случайно забытые в теле пациента. Срабатывает эффект той же невидимой гориллы — они не ожидают это увидеть. В экспериментах, которые моделируют такую ситуацию, профессиональным врачам-рентгенологам показывали снимки легких, куда вмонтировали изображение этой самой гориллы, которая была в три раза больше опухоли. Из 24 рентгенологов 20 ее не заметили. Они смотрели на гориллу по несколько секунд и не замечали ее — специальный детектор регистрировал движения их глаз. Направление взгляда и направление внимания — вещи не всегда совпадающие.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных