Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Каким следует быть правителю. Права и обязанности монарха




Искусство управлять государством постигает не каждый. Необходимо быть широко образованным человеком, дальновидным, тонко чувствующим сложную систему (симбиоз всех институтов, образующих то или иное государство) той страны, честью управления которой удостоен тот или иной правитель. Необходимо осознавать всю грандиозность того положения, в котором оказывается удостоившийся этой поистине непростой должности. Необходимо учитывать мировой исторический процесс, в контексте которого локализуется государство, этот уникальный организм. Часто то, что осознает правитель страны, недоступно для понимания простого народа. В этом его трагедия, и часто, реализация задуманного кажется невозможной в силу того, что тебя всегда окружает толпа с вечно вопрошающими глазами, часто безумными, отказывающимися вступать в диалог с правящей стороной. Этот отказ часто меняет процесс реформирования.

Крижанич говорит, что государство находится в постоянной опасности воздействия «вируса» извне, а также изнутри самого государства. За недопущение активизации этого вируса и отвечает правитель[46]. И сущность всякого правления заключается не только в том, чтобы сохранить то, что уже приобретено, но также и в стремлении улучшить это. Свои доводы Крижанич подкрепляет словами римского императора Адриана[47].

Далее правителю следует помнить, что всякая власть дана ему свыше для созидания: «…бог никому не дает власти для разорения, а лишь для созидания и для пользы»[48]. Король может наказать, если того требует справедливость, но «притеснять все королевство вечным тиранством» он не имеет права. «Безграничная тиранская власть противна и природному закону, ибо природа учит нас, что не королевства созданы для королей, а короли для королевств»[49]. И правителю не следует забывать об этом.

Итак, король есть пастырь, которому поручена великая забота о народе: «…человеком правит пастырь…король», и далее: «… короли называются и являются людскими пастырями…»[50]. В обязанность короля вменяется сохранение веры, справедливости, мира, дешевизны и народной чести. Каждый монарх обязан «…соблюдать и поддерживать благочестие, вершить правый суд, охранять мир, добиваться дешевизны, заботиться о чести народной и обо всем, что полезно для общего блага. Иными словами: душевным благочестием охранять от бесов, а жизнь и имущество всего народа [охранять] судом — от местных воров и разбойников, а ратной силой — от внешних врагов; обеспечивать в стране изобилие и дешевизну всего, что надо для житья»[51]. Реализовать все это правитель сможет в том случае, если в стране будут действовать благие законы, то есть инструменты, с помощью которых монарх может действовать. Благополучие же в стране способствует ликвидации желания перемен среди народа. Крижанич неоднократно акцентирует внимание читателя на данном тезисе. Довольно часто мыслитель обращается к правителю с призывом: «О, государь, управляй людьми так, чтоб они не хотели перемен»[52]. Поэтому на троне Крижанич видит монарха-философа, который способствует развитию наук, является примером мудрости. Царя Алексея Михайловича мыслитель характеризует как мудрого и ученого человека и выражает надежду, что под «благородным правлением этого благочестивого царя и великого государя» Россия сможет отбросить «плесень древней дикости, научиться наукам, завести похвальные отношения и достичь счастливого состояния»[53].

Итак, все управление государством должно быть сосредоточено в руках верховного правителя. Идеальная форма правления не сочетается у Крижанича с представительными органами. Никакие соборы или сеймы, созванные без указа короля, недопустимы. Однако это не означает, что у короля отсутствуют советники, которых хорват-эрудит называет «думниками». Последние должны отличаться дальновидностью и образованностью. Особенно предостерегает короля Крижанич об опасности окружения трона людьми льстивыми и корыстными, советы которых неизбежно ведут к развращению и гибели. Во избежание этого Крижанич рекомендует царю обращаться к книгам, ибо эти «советники» отличаются беспристрастностью: «…ведь книгами не движет ни алчность, ни ненависть,

ни любовь, [они] не льстят [и] не боятся поведать истину»[54]. Возле короля же Крижанич видит людей, способных познать «природные качества своего народа… [его] природный нрав, таланты и недостатки, достоинства и пороки и все, к чему наши люди от рождения способны или неспособны. Он

должен оценить, и сравнить, и сопоставить обличие, склад, одежду, нравы и богатство иных народов и нашего народа»[55]. Советник должен быть сведущ в том, какими природными условиями отличается страна, он должен хорошо знать быт народа, быть способным осуществлять сравнительный анализ жизни своего народа с жизнью чужого. «Королевский советник» обязан знать сильные и слабые стороны своей страны, ее жителей; «отечественное правление или отечественные законы и обычаи и древнее и нынешнее состояние народа»[56]. Далее человек, занимающий эту должность, обязан иметь познания в геополитике; знать, как следует пользоваться тем, что «от природы дано богом народу» и на основании этого задействовать народ в участие в жизни своей страны. Советник обязан не разглашать тайны своей страны, «соблюдать славу народную». И, наконец, уметь различать пользу и вред содержащиеся в советах. Ибо то, что полезно одной стране может стать губительным для другой. Но не следует забывать о том, что и правитель должен обладать всеми этими и другими познаниями в равной, мере. Мудрый король окружен мудрыми советниками, а глупец – неразумными. Отсюда государство или процветает или увядает.

Итак, монарх есть глава государству, различные же сословия суть члены страны. Все вместе они образуют единый организм. Каждый орган в зависимости от своего положения в отношении к этому организму обладает теми или иными правами и обязанностями.

Монарх, прежде всего, есть законодатель и судья, над ним не существует мирских судей, кроме одного бога. Далее, когда правитель посчитает нужным, он имеет право изъять собственность движимую или недвижимую в пользу государства с целью преодоления тех или иных трудностей как внутри страны, так и за ее пределами. «Самодержец» имеет право на сбор податей по всей стране, более того, «царь-государь волен свободно распоряжаться всеми торговыми делами»[57]. Самым важным является также то, что «…власть, которую бог дает королям, такова, что короли должны править народом не ради своей личной пользы, а на пользу, на общее благо и на счастье всего народа»[58], - в этом заключается его основная обязанность перед народом. Далее Крижанич, подкрепляя свои доводы примерами из Священного писания, отмечает, что королю не следует превозноситься над остальными, ибо и он – человек, а положения своего достиг благодаря милости Божией. Следующей обязанностью короля является то, что он должен избегать чрезмерной роскоши в своем убранстве; королю непозволительно страдать жаждой обогащения, ради которой он будет неправедно и нещадно обирать свой народ, увеличивая казну. Правитель должен надеяться на Бога, а не на богатство. Ибо праведный правитель способствует укреплению страны, а алчный – разорению. Крижанич призывает правителей «любить мудрость», так как она обеспечивает «вечное царствование»[59].

Крижанич предрекает алчному королю (а корнем всех зол мыслитель справедливо полагает жадность) страшную участь: прекращение рода. Господь подвергнет нечестивых правителей суду, на котором их дела будут обличены и воздаст каждому в зависимости от степени тяжести вины. Крижанич обращается к правителю с предупреждением: «Смотри же и накрепко запомни [это]. Бог приказывает королю защищать обиженных. По-божески ли правит король, который сам обижает весь [свой] народ нещадными поборами?»[60] Таким образом, любой король ответственен в своих действиях перед Всевышним. Правитель не может творить неправду, причинять зло, то есть устанавливать «тиранские» законы, так как это противно Богу, «природной чести», «справедливости». Рассуждая подобным образом, Крижанич создает перед нами образ человека высоко нравственного, благочестивого, способного обуздывать те свои желания, которые могут оскорбить честь народа. Человека, уважающего себя, свою страну, свой народ.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных