Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Перевод с чешского канд. филос. наук И. И. Богута 22 страница




только идейным содержанием, но и самим тоном и агрессивностью раздражали

консервативных ученых и церковную иерархию. Когда ему уже не смог помочь

папский представитель, он был заключен в монастырскую тюрьму, где и

содержался почти до самой смерти; труды его были осуждены.

Мышление Роджера Бэкона уже не было типично средневековым; он не

признавал авторитетов, был скорее индивидуалистом, который критиковал всех и

вся. Трагичность его жизненной судьбы становится понятной, если осознать,

как резко он выступил против тогда еще очень влиятельного направления -

томизма - и какие революционные идеи, которые его современникам еще не были

полностью ясны, он выдвигал. Он не только был склонен к эмпирическому

исследованию, но и был выдающимся естествоиспытателем и математиком,

замечательным физиком, знал много языков. Для своего времени он был весьма

оригинальным мыслителем, и современники Бэкона называли его doctor mirabilis

(удивительный доктор).

Главная его работа "Большой труд" ("Opus majus") в семи разделах

содержит теорию человеческого мышления, воззрения на отношения науки и

теории, грамматики и языкознания, на перспективы экспериментальных наук и

философии морали. Фрагментарный "Меньший труд" ("Opus minus") представляет

его в сокращении. "Третий труд" ("Opus tertium") является переработкой обоих

предыдущих. Бэкон написал также еще ряд небольших трактатов (запланированный

труд "Opus principale", в котором он хотел изложить свое видение мира, он не

завершил).

Роджер Бэкон выдвинул три основных возражения против схоластики

(Альберта и Аквинского как ее крупнейших представителей).

1. Величайшими философами прошлого для Бэкона являлись Аристотель,

Авиценна и Аверроэс (все трое-язычники). Схоластам же не хватает знания

языков (греческого и арабского) для правильного постижения их философии. Об

Аквинском Бэкон с нескрываемой насмешкой говорил, что тот написал толстые

книги об Аристотеле, не понимая греческого языка. Бэкон был убежден, что

существующие переводы (также и Священного писания) являются неточными и

содержат много недоразумений.

2. Он обвинял схоластов в том, что они недостаточно знали математику,

которую он считал основой всех наук.

3. Третье возражение касается метода, используемого в науках.

Схоластический метод решает все проблемы ссылкой на авторитеты (Библия,

Аристотель, "отцы церкви"), из которых путем дедукции выводятся заключения.

Бэкон, напротив, считает необходимым исходить из непосредственного опыта, т.

е. из экспериментов и наблюдений, в которых он усматривает подлинный

источник знаний о мире.

В "Opus tertium" он пишет, что из всех наук одна является

"наисовершеннейшей, которая всем служит и удивительным образом дает

уверенность; называется она экспериментальной наукой; она не опирается на

логические аргументы, какими бы сильными они ни были, потому что они не

доказывают истину, если одновременно с ними не присутствует опыт, касающийся

вывода... А поэтому она побуждает опытом проверять возвышенные заключения

всех наук...".

Физические эксперименты были наиболее излюбленным занятием Бэкона. На

эксперименты он тратил все свое состояние и продолжал их даже тогда, когда

не имел достаточных средств. В работе, имеющей знаменательное название "О

полезности наук", он разрабатывает основы логики, грамматики, математики и

практической физики. В области физики, в частности в оптике, ему удается

открыть некоторый законы, например закон отражения и преломления света.

Бэкон является автором многих научных и технических идей. Он указывал, что

можно построить повозки и корабли, которые будут передвигаться сами,

собственными силами, без коней и парусов, угадал принцип магнетизма,

предсказал и много других открытий, в частности порох.

Экспериментирование Бэкона вызывало подозрение церкви и ордена. Ему

было запрещено производить описание своих изобретений и передавать их другим

лицам. За несоблюдение этого запрета он был наказан десятилетним изгнанием

во Францию.

Бэкон утверждал, что его философия может самым лучшим образом служить

вере и теологии. Сложно сейчас решить, было ли это заявление выражением его

внутренней убежденности, или таким образом он хотел получить большую свободу

и благосклонность своего начальства и папы.

Эмпиризму Бэкона была близка теория познания Августина. Главным

источником познания Бэкон считал опыт, понимая его в самом широком смысле, и

утверждал, что он необходим для познания не только чувственных вещей, но и

сверхчувственных, не только естественных явлений, но и сверхъестественных.

Истину о боге возможно обрести при посредстве не разума, но опыта. Опыт есть

двух видов, внешний и внутренний. Внутренний опыт имеет интуитивный,

мистический характер, предполагает сверхъестественное, божественное

озарение. Значение Бэкона состоит в том что его деятельность способствовала

прокладыванию пути к развитию научных исследований; своей научной

деятельностью он далеко опередил свое время. В философском смысле его,

однако, можно отнести к старой школе августинизма, в некоторых вопросах он

значительно консервативен (мистические элементы, например мистика света, и

т. д.).

ПОЗДНЯЯ СХОЛАСТИКА

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XIV-XV ВВ. И СИТУАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ

Если XIII столетие было столетием образования больших философских и

теологических систем, то XIV и начало XV столетия знаменуются их разложением

и упадком. Иногда это время называют "столетием потрясений". Основной

причиной этих потрясений было углубление классовой дифференциации общества,

расцвет городской цивилизации, возрастание роли мещанства в обществе.

В политической сфере происходит заметное укрепление национальных

государств, отступает на задний план средневековая концепция монархического

универсализма. Между церковью и светскими правителями разворачивается

жестокая борьба за политическую власть. Светская власть папства постепенно

ослабевает. Кризис церкви проявляется в великом расколе (1378). Еретические

движения усиливаются, они появляются не только в Южной Франции и Северной

Италии, но и в Германии, Чехии и Испании. В критике церковных неурядиц и

беспорядка содержится критика феодализма, оппозиция народных движений по

отношению к феодализму выступает как оппозиция церковному феодализму.

В связи с развитием городов, ремесел и торговли возрастает интерес к

научным исследованиям как в области естественных наук (физики, астрономии и

т. д.), так и в области наук гуманитарных (экономических). Духовная и

культурная жизнь постепенно становится все более светской. Выдающуюся роль в

этом движении в области культуры, науки и философии играют в XIV в.

университеты, которые вновь образуются в различных европейских городах

(например, в Праге - 1348 г., в Кракове - 1364 г., в Вене - 1365 г., в

Гейдельберге-1381 г., в Кельне-на-Рейне-1385 г., в Эрфурте-1378 г., в

Лейпциге- 1409 г. и т. д.), причем старые университеты (Парижский и

Оксфордский) теряют свое монопольное общеевропейское положение и значение.

Весь XIV век ознаменован новыми тенденциями в философии. Характерно

возрастание критического духа философии, который проявляется в новых

взглядах, в новом отношении к традиционным средневековым темам. Внутри

схоластики, из ее системы и метода, рождается критика схоластики. Эта

критика направлена против крупнейших схоластических систем церковной

феодальной философии, вершиной и классическим продуктом которой был томизм.

В эпоху углубляющейся классовой и социальной дифференциации и в связи с

недовольством масс значение томизма для католической церкви ослабевает.

Аквинатово религиозно-теологическое освящение феодального неравенства было

подвергнуто критике и нападкам. В рамках критики томизма, которая

преследовала собственно религиозные интересы, начали проявляться, некоторые

новые философские и идейные элементы, предвещающие наступление новой эпохи и

исподволь выражающие антифеодальные идеи. В границах этого философского

движения (период поздней схоластики) в эпоху разложения и упадка схоластики

происходят конфликты и столкновения различных школ, представители которых

отстаивают как модернизацию, так и традиционную схоластику. Так как поздняя

схоластика тоже открывает возможности для дальнейшего прогресса философии и

естествознания, различные авторы характеризуют эту эпоху скорее как новый

"кризис роста", чем упадок или закат философии.

В XIII столетии постоянно происходили столкновения между томизмом и

августинизмом. Новая форма этих споров родилась в английских условиях в

связи с учением Дунса Скота и возникновением скотизма. Иоанн Дунс Скот

(1270-1308)-проницательный мыслитель и философ, и, хотя сам схоластик, он

был основным противником Фомы Аквинского. Его философия является по сути

философией августинианского толка, хотя в некоторых случаях он и "терпит"

томизм.

Короткая жизнь Дунса Скота была полностью посвящена науке. Уже в 23

года он становится профессором теологии в Оксфорде, позже в Париже. Был он

прославленным учителем и плодотворным ученым. Снискал себе славу одного из

величайших философов средневековья. Его интересы относились к тончайшим

вопросам средневековой философии, церковь называла его doctor subtilis.

Главным трудом Скота являются комментарии к "Книгам сентенций" П.

Ломбардского, названные "Opus Oxoniense". В Париже он создает другую, более

краткую версию- "Opus Parisiense". В Оксфорде он написал также "Комментарии

к Аристотелю", в частности к его логике, метафизике и психологии.

Дунс Скот был критическим мыслителем. С критическими замечаниями он

выступал прежде всего против Альберта Великого и Фомы Аквинского. Его

исключительно глубокое знание Аристотеля предполагало скрупулезное и

терпеливое изучение. Однако, чем больше он погружался во внутренний идейный

мир Аристотеля, чем полнее его познавал, тем больше осознавал пропасть между

пониманием мира и природы этого "языческого" философа и принципиальными

положениями христианской веры. Это вело Дунса к выводу, что полная гармония

между теологией и (аристотелевской) философией, которую стремился

восстановить Фома Аквинский, невозможна. О тех, кто слишком тесно связывает

теологию и философию, Дунс отзывался весьма критически. Он не считал эти две

области противоположными в том случае, если теология использовалась в

практических целях. Он не стремился заменить христианскую веру некоей

нехристианской философией, однако своей позицией готовил предпосылки, для

разделения этих двух областей, которое осуществилось позже.

Дунс Скот был представителем метафизического (онтологического)

индивидуализма. Индивидуальность не является чем-то второстепенным,

наоборот, она является существенной чертой, стороной бытия. Эта позиция

выражена у него аристотелевско-схоластическим языком. Родовая форма не может

быть единой, в каждой вещи существует индивидуальная форма, или в каждой

вещи кроме соответствующего "что" (quiddites) существует единичное и частное

"это", "здесь и сейчас" (haecceitas). Дунс воспринимает понятийный реализм

Аквината, но преодолевает его тем, что в отличие от Аквинского более высоко

оценивает значение индивидуального. Он ясно указал, что индивидуальное

является совершенной и истинной целью природы, последней реальностью (ultima

realitas). Этим самым он не только делает шаг к номинализму, но и

одновременно предвосхищает индивидуализм эпохи Ренессанса с его упором на

человеческую исключительность, индивидуальность.

Философия Дунса Скота стояла в оппозиции к средневековому рационализму

и в другом вопросе - вопросе волюнтаризма Августина. Взаимосвязь мышления и

воли, которую Аквинат понимал в смысле[ ]доминирования интеллекта

над волей Скот переворачивает. По Скоту, воля следует за разумом потому что

разум определяет, что нужно ей сделать как наилучшее. Воля подчиняется

разуму. Она свободна и свободно находится в распоряжении разума. Это

понимание значительно для теории познания, в которой Дунс подчеркивает

активность мышления вопреки[ ]пассивному, рецептивному пониманию

его у Аквината.

Аналогична его позиция и в представлении о боге. Подобно тому, что

можно найти у человека как образа божьего, можно предположить, что и

божественная воля является первичной и господствующей. Мир сотворен таким,

как он есть, потому, что так хотела божественная воля. Ничто необходимое или

доброе не существует само по себе (считал Аквинат). Нечто суть доброе

потому, что бог так хотел. Если бы он хотел иначе, было бы "добром" нечто

иное. Это относится и к этической ценности человеческого поведения.

Поведение выражает добро потому, что бог так хочет и предписывает.

Человеческая воля является доброй, если она полностью подчиняется

божественной воле.

Таковы некоторые основные различия между учениями Дунса и томистов.

Однако для дальнейшего исследования более важное значение, чем эти различия,

имеет общая направленность их интересов. Исходным пунктом Аквината было

христианское учение о боге, мире и человеке. В философии он видел средство

поддержания этого учения и его доказательства. Скот не опровергает то, что

хотели доказать другие (ибо он с ними согласен в основных принципах веры),

но он критикует их способ рассуждений и метод доказательств. Можно сказать,

что Дунс в отличие от других схоластов задачу философии видит не в

размышлениях о мире. По его мнению, ее предметом.должно быть исследование

воззрений других, исследование способов рефлексии о мире. Таким образом, он

относится к философам, предметом исследований которых были формы, методы и

возможности мышления сами по себе.

Тем, что Скот перенес внимание от содержания схоластического учения к

философскому методу, он подготовил решающий поворот в оценке отношения

философии к теологии, изменение в видении мира.

Дунс Скот является представителем новой школы августинизма. Он сделал

некоторые уступки томизму, но в сущности стоял на других позициях. Давний

спор августинизма и томизма превратился в спор томизма и скотизма.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛ ТИПА Томизм. В XIII в. в доминиканском ордене преобладал томизм. На переломе

столетия у Аквината в церковных школах было уже много учеников и

последователей, которые защищали его учение от оппозиции и занимались

популяризацией. Центром томизма становятся прежде всего Париж и Неаполь,

позже - Авиньон.

Начиная с XV в. схоластика проявляется прежде всего в форме томизма.

Томизм делится на два направления: на ортодоксальный, отвергающий какую-либо

модернизацию, и "ренессансный", допускающий соединение томизма с новыми

гуманистическими течениями.

Стремлением к актуализации выделяется прежде всего испанский томизм,

который пытается развивать апологетику с точки зрения новых потребностей

церкви. Среди испанских доминиканцев выделяются прежде всего Франсиско де

Виториа (1480-1546), среди иезуитов-Франсиско Суарес (1548-1617), который

некоторые гносеологические взгляды номиналистов объясняет с позиции

реализма. В стремлении сблизить томизм с гуманистической философией Суарес

пытается разделить и в то же время соединить метафизические вопросы и

естественнонаучные исследования. В области социальной и политической он

приближается к признанию республиканского устройства. Народ, который принял

светскую власть от бога, является ее первым субъектом и тогда, когда он

выбирает своего правителя.

Скотизм. Учение Дунса Скота в XIV в. приняли преимущественно

францисканцы. Из английских учеников и поклонников "доктора субтилис" можно

назвать Томаса Брэдуордена (ок. 1290-1349), профессора теологии в Оксфорде,

выдающегося математика воззрения которого оказали влияние на Виклефа и

других реформаторов. Он выступает также против Оккама. Главный труд

Брэдуордена "De causa Dei adversus Pelagium" содержит идеи об абсолютной

власти бога над всем сотворенным. Ни одно из сотворенных существ, включая

человека, не имеет свободной воли, все зависит от бога, определяется им. Его

учение строго детерминистское. Из идеи отождествления мыслимого бытия всех

вещей - идей - с божественной сущностью вытекают пантеистические следствия.

В XV в. выступают также многочисленные комментаторы Дунса Скота.

Скотизм оказывает влияние не только на францисканские школы, он отчасти

переходит и в круги светских магистров. В дальнейшем происходит его

внутренняя дифференциация и постеленный упадок.

Аверроизм. После официального осуждения церковью в 1227 г. латинского

аверроизма это направление возрождается в начале XIV в. Распространителем

его был Жан Жанден (ум. в 1340), магистр факультета искусств в Париже около

1310 г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. в 1340). Они

вместе участвовали в оппозиционном движении против папы Иоанна XXII, вместе

явились творцами антицерковного трактата "Defensor pacis" ("Защитники

мира"). Жан Жанден написал много работ в духе аверроистского аристотелизма.

После его смерти аверроизм из Парижа распространяется в Италию (Болонья,

Венеция, Падуя), но уже не приносит ничего нового.

В XV и XVI вв. аверроизм вновь оживает, но уже в умеренной форме, и его

сторонники стремятся сблизить философию и науку.

Неоплатоноеский альбертизм и мистика. Неоплатонизм играл в средние века

значительную роль в процессе принятия аристотелизма. Он выступал в различных

формах, проявлялся и у Фомы Аквинского, и у Альберта Великого.

К сторонникам неоплатонизма относится Дитрих Фрейбергский (ок.

1250-1311), которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

которых он был сосредоточен, следующие: эманация существ из бога,

возникновение разумности путем созерцания, роль света при возникновении

вселенной, возврат всех существ к их принципу.

За ним идет кельнский профессор Бертольд Мосбургский (ум. ок. 1330) и,

главное, Экхарт из Хоххайма.

Иоганн Экхарт (ок. 1260-1327), чаще всего называемый Мастер Экхарт,

происходил из немецкого рыцарского рода. Учился в Кельне и Париже, получил

превосходное теологическое и философское образование. Особенно хорошо знал

схоластику и учение Аристотеля. Занимал высокие церковные должности - в

1307-1327 гг. был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

Париже, Страсбурге и Кельне-на-Рейне. За год до смерти был обвинен в

заблуждениях; 28 его тезисов были осуждены. Экхарт был принужден раскаяться

в ошибках. После его смерти решением папы труды Экхарта были осуждены как

еретические (1329).

Произведения Экхарта преимущественно имеют характер проповеди. Он не

создал какого-либо крупного философского учения. Его философия является

скорее выражением интенсивного религиозного переживания. Экхарт не

обращается к миру и природе, но неустанно обращается к богу и душе.

Его представления о боге основаны на идеях неоплатонизма, с ними мы уже

встречались у Плотина и в трактатах Псевдо-Дионисия. Божество является

Добром, Единым, Абсолютом, тем Светом, о котором ничего позитивного нельзя

сказать; Экхартово учение о боге является негативной геологией.

Интерпретированного таким образом полностью трансцендентного бога Экхарт

называет божеством; божье существо является нерожденным, тогда как персоны

Троицы рождены природой божества. Божество следует отличать от "бога" и от

"нарожденной природы". Божество само никоим образом не действует; чтобы

действие могло произойти, божество должно проявиться, причем в лицах. Бог в

отличие от божества действует. Таким образом из божества происходит

становление триединого христианского бога. Божество вступает в отношение

"субъект - объект". Бог-отец является субъектом. Объектом, словом, в котором

он выражается, является сын божий. Дух святой является союзов любви, который

соединяет отца и сына. Триединый бог христианства проявляется у Экхарта как

первая эманация, как излучение стоящего над ним исходного божества.

Другой основной идеей является старое мистическое понимание единства

бога и человеческой души. Душа сотворена по образу божьему, и все вещи

сотворены ради нее. Все было сотворено для человека, без него сотворение не

имело бы смысла. По Экхарту, и душа тоже триедина. Она располагает тремя

низшими душевными силами (эмпирическим познанием, возбудимостью и желанием),

а также тремя высшими (памятью, разумом и волей), которым соответствуют

также три главных христианских принципа - вера, любовь, надежда. Над всеми

душевными силами (как божество над лицами) стоит божественная "искорка"

("высший разум", "свет духа").

Неизбежным следствием мистики Экхарта является третий элемент его

учения - идея самоотвержения и предания себя богу. Условием этого соединения

бога и души является избавление от всех грехов, которые отделяют человека от

бога. Душевное спокойствие, внутреннее равнодушие (душевное равновесие)

предшествуют отвращению от всех земных вещей и дел и, наконец, от самого

себя, отказ от своей воли и предание себя воле божьей.

Если душа достигнет этого состояния, исключит все, что отделяет ее от

бога, то наступит нарождение бога в человеческой душе. В этом состоянии душа

возносится над временем и пространством. Все временное является преходящим,

но вечность-это вневременное присутствие. Экхарт видит спасение и блаженство

человека в познании, в созерцании бога. Мистическое познание, по Экхарту,

достижимо уже в этой жизни.

Мистико-пантеистическое учение выражает протест против бездуховности

католической иерархии. Мистицизм этого толка был выражением возрастающих

требований чувственной жизни, которые не удовлетворялись интеллектуальным

объяснением этих вопросов, протестом против общеобязательных религиозных

форм поиском личного отношения к богу.

Неоплатоновская метафизика Экхарта повлияла на рейнских мистиков

Иоганна Таулера (ок. 1300-1361) и Генриха Сузо (ок. 1295-1366). Близок к ним

и Николай Кузанский (1401-1464).

Своей вершины мистика достигла в революционном учении Томаса Мюнцера

(1489-1525). Его теолого-философское учение выступало против всех главных

пунктов не только католицизма, но и христианства вообще. Мюнцер в

христианских формах провозглашал пантеизм, который удивительно похож на

нынешние спекулятивные воззрения, в некоторых местах он граничит с атеизмом.

Мюнцер, однако, уже был наследником радикальных сектантских и

оппозиционных течений позднего средневековья; у него находили отклик и идеи

гуситской революции.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛ ТИПА "VIA MODERNA" в XIV и XV вв.

В XIV и XV вв. вновь проявляется номинализм в философии, но он уже

имеет несколько иное значение, чем раньше. Он связан прежде всего с борьбой

против метафизики Аквината и Скота. Исходя из того, что реально лишь

единичное, конкретное, что сближает философию с эмпирическими дисциплинами,

католицизм становится таким образом проводником нового, ренессансного

подъема наук.

Уильям Оккам и оккамизм. Наиболее последовательным представителем

номинализма этого периода был Уильям Оккам. Его называют последним

представителем схоластики. Его атака на основы схоластики является следующим

и более решительным в сравнении с Роджером Бэконом и Дунсом Скотом шагом к

Новому времени.

Родился он в Оккаме, вблизи Лондона, примерно в 1290 г. Учился и

преподавал, как и его предшественники, в Оксфорде, где его резкий способ

аргументации и гибкость в полемике принесли ему прозвание doctor invicibilis

(непобедимый). В 1324 г. он был обвинен в ереси, вызван в Авиньон и там

арестован. Через четыре года бежал и поступил на службу к немецкому королю

Людовику Баварскому, который выступал против папы. Оккам сказал королю: "Ты

защищай меня мечом, а я тебя пером". Папа отлучил Оккама от церкви, его

воззрения были запрещены к преподаванию и цитированию. С 1330 г. он

пребывает с королем в Мюнхене, где пишет большинство своих произведении; там

же он заболевает чумой в 1349 или 1350 г. и умирает.

Жизнь Оккама, исключительная для средневековых мыслителей, перемежалась

его воинственными выступлениями, мотивированными не только научными, но и

политическими взглядами. Он резко критиковал папство, считая его временной

конструкцией. Папы не безгрешны, они не являются наместниками Христа на

земле. Духовная и светская власть должны существовать раздельно, а духовная

власть - ограничиваться лишь церковными делами, религиозными проблемами.

Его трактаты посвящены преимущественно логике, в комментарии к книгам

"Сентенций" Петра Ломбардского он поднимает теологические вопросы, в

комментарии к "Физике" Аристотеля - естественнонаучные.

Оккам выражал новый философский дух, противоположный классической

схоластике,- его подход был антисистематическим, антидогматическим,

антирационалистическим и антиреалистическим.

Он был последовательным сторонником номинализма, его выступления против

реализма серьезны и обстоятельны. С его именем практически связана победа

номинализма. До него это направление было представлено лишь отдельными

мыслителями; за Оккамом шли уже многочисленные сторонники. Его последователи

в основном францисканцы, в то время как большинство доминиканцев отстаивало

томизм. Спор между номиналистами и реалистами имел в то время не только

философское, но и политическое значение.

Непосредственным поводом к отвержению церковью номинализма были

аргументы, направленные на догмат о Святой Троице Росцеллина. Подлинная же

причина содержится, однако, уже в самой сущности последовательного

номинализма, в его способности потрясти основы схоластического метода.

Основой предпосылки схоластики, гласящей, что в общих принципах веры и ее

тезисах уже содержится все единичное, что оно уже изречено и должно быть

выводимо отсюда, является понятийный реализм. Согласно ему, общее является

более подлинным и "реальным", чем все единичное. В конечной инстанции

научные ценности выводятся из утверждений признанных авторитетов, но не из

непосредственного наблюдения природы.

Для Оккама это отношение выглядело наоборот. Если "реалистичные"

схоластики начинают со всеобщего и пытаются вывести из него индивидуальное,

то для Оккама единичное как таковое, и только оно, является реальным; общее

- это то, что должно быть объяснено и что является содержанием исследований

Оккама.

Логику он определяет как науку о знаках. Общие понятия, или

универсалии, которые так высоко оценены "реалистами", являются всего лишь

знаками (signa, termini), копиями единичных реальных вещей. В боге идеи не

являются существенными, т. е. не образуют части существа бога, они

представляют лишь знание бога о единичных вещах. Не существует никакой

субстанции самой по себе, любая субстанция, существовавшая когда-либо и

где-либо, есть лишь единичное где и когда, не существуют количество и

качество сами по себе как самостоятельная реальность. В действительности не






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных