Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные средства измерений: оценочные шкалы и опросники




Для сбора данных в количественном исследовании применяются средства или инструменты измерений. Существует два основных типа средств измерений: оценочные шкалы и опросники. Различия носят технический характер. Оценочные шкалы фиксируют суждения респондента о себе или других людях посредством приписывания измеряемой переменной одного значения. В опросниках комбинируются ответы на пункты, относящиеся к одной измеряемой переменной с целью получить ее общее количественное выражение.

Существуют разные типы оценочных шкал. Их общей чертой является то, что индивидуальные характеристики, объекты или события ранжируются в соответствии с предустановленной категорией. Оценочные шкалы могут заполняться самим респондентом (шкалы самооценки) или ранжирование может осуществляться другими людьми (родителями, руководителем, супругом или супругой). В результате можно получить оценки, отражающие разные точки зрения на ту или иную индивидуальную характеристику или событие. Оценочные шкалы являются полезным измерительным инструментом. Они дают возможность получить объективную информацию о мыслях, переживаниях, мотивах респондента при условии, что он способен к рефлексии и готов к откровенности.

Целесообразно различать четыре типа оценочных шкал: графические, рейтинговые, сравнительные, шкалы самооценки.

В графических оценочных шкалах измеряемое свойство, объект или феномен помещается между двумя точками, например, «самый высокий – самый низкий», «больше всего – меньше всего» и т.п. Линия, соединяющая эти крайние точки, разделена на равные интервалы. Каждому интервалу приписывается собственное числовое значение. Кроме этого дается описание крайних точек и иногда точки, находящейся посредине шкалы. Описание нужно для того, чтобы помочь респонденту определить свое место на шкале. Примером графической оценочной шкалы может служить «термометр эмоций». На нем респонденты могут отметить свое типичное или текущее эмоциональное состояние – от «очень тревожусь» до «совершенно спокоен»:

100 – «очень тревожусь»

50 – «ни тревожусь, ни спокоен»

0 - «совершенно спокоен»

 

 

Главное преимущество графических оценочных шкал – простота в использовании.

В рейтинговых шкалах респондентам предлагается серия утверждений, из которых они должны выбратьте, с которыми они согласны или наиболее полно соответствуют присущим им свойствам или качествам. Примером может служить фрагмент рейтинговой оценочной шкалы для измерения аспектов Я – концепции.

Инструкция.

«Если кто-либо попросит Вас описать себя, указав только одну из предложенных ниже характеристик, какую из них Вы выберите? Отметьте эту характеристику в свободном пространстве слева».

_____ Я – выпускник университета

_____ Я – хороший семьянин

_____ Я – имею много друзей и увлечений

_____ Я – верующий человек

_____ Я – добросовестный работник

_____ Я – законопослушный гражданин

Рейтинговые шкалы различаются по числу и степени конкретности используемых в них утверждений. Их надежность обычно связывают со степенью конкретности и однозначности используемых в них формулировок. Различия в ответах респондентов обусловлены особенностями их точки зрения, статуса, самовосприятия и т.д. Чем менее группа респондентов гомогенна, тем больше будут отличаться ответы респондентов.

Сравнительные шкалы предполагают сопоставление индивидов или объектов друг с другом. Например, вам могут предложить сравнить нескольких незнакомых вам людей по степени привлекательности на основе первого впечатления и назвать двух или трех из десяти, которые понравились больше других.

 

Как вариант фиксации выбора можно предложить респондентам присвоить каждому индивиду или объекту свое «место» или распределить между утверждениями фиксированное количество баллов. Например: «Кто из показанных на фотографиях людей кажется вам наиболее привлекательным? Проранжируйте от «наименее привлекательный» (1) до «наиболее привлекательный»(5)». Или: «Распределите 10 баллов между людьми, показанными на фотографиях, в соответствии с их привлекательностью для вас».

_______ А.А.

_______ Б.Б.

_______ В.В.

_______ Г.Г.

_______ Д.Д.

В основе сравнительных шкал лежит предположение, что респонденты обладают знанием о сравниваемых группах или людях или способны сформировать о них собственное впечатление.

Шкалы самооценки похожи на графические, рейтинговые и сравнительные шкалы, отличаясь от них тем, что респондентам предлагается оценить самих себя, обычно используя семи – или девяти – бальную шкалу. Шкалы самооценки обычно используются для измерения интенсивности эмоций, выраженности индивидуальных свойств, склонности проявлять то или иное поведение. Их особенностью является то, что они не требуют от респондента сравнения себя с какой-либо группой.

Для примера приводится фрагмент методики «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» (Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – С. 83)

Респондент в процессе исследования самостоятельно оценивает свое состояние, определяя степень выраженности отдельных его признаков по семибалльной шкале. Перед началом исследования он получает следующую инструкцию: «Оцените свое психическое состояние в данный момент по каждому из признаков, указанных на бланке. Обведите кружком соответствующую цифру от 0 до 3 в левой или в правой половине каждой строки в зависимости от выраженности признака».

Самочувствие хорошее               Самочувствие плохое
Активный               Пассивный
Рассеянный               Внимательный
Радостный               Грустный
Усталый               Отдохнувший
Беззаботный               Озабоченный
Медлительный               Быстрый
Сосредоточенный               Отвлекающийся
Плохое настроение               Хорошее настроение
Бодрый               Вялый
Спокойный               Раздраженный
Желание отдохнуть               Желание работать
Полный сил               Обессиленный
Соображать трудно               Соображать легко
Безучастный               Увлеченный
Напряженный               Расслабленный
Выносливый               Утомляемый
Равнодушный               Взволнованный
Возбужденный               Сонливый
Довольный               Недовольный

 

Опросники состоят из ряда вопросов, на которые должен ответить респондент. Ответы суммируются, чтобы обозначить позицию респондента относительно измеряемой переменной. Инструкция чаще всего подразумевает выражение степени согласия или не согласия респондента с приведенными утверждениями: «полностью согласен», «согласен», «затрудняюсь ответить», «не согласен», полностью не согласен».

Опросники используются для самых разных целей –измерения степени выраженности индивидуальных качеств, оценки характера взаимоотношений, установления специфики склонностей или интересов, мотивов, поведенческих стилей и т.д. Для иллюстрации приведем фрагмент опросника «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариантТ. А. Крюковой).

Назначение. Адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации нацелен, на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.

Инструкция. Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Обведите, пожалуйста, кружком одну из цифр от 1 до 5, отвечая на каждый из следующих пунктов. Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации.

Бланк ответов

Типы поведения и реакций в стрессовых ситуациях Частотность использования заданных типов поведения
Никогда Редко Иногда Чаще всего Очень часто
  Стараюсь тщательно распределить свое время.          
  Сосредоточиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить.          
3. Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни.          
  Стараюсь быть на людях.          
  8иню себя за нерешительность.          
  Делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации.          
  Погружаюсь в свою боль и страдания.          

 

Выбор методики.

Выбор средства измерения или методики в конкретном количественном исследовании зависит от формулировки исследовательского вопроса и операционализации переменных. Зависимые и независимые переменные получают количественное выражение только в соответствии с их операциональным определением. Только после этого можно определить круг доступных методик, на основе которых проводится измерение.

Правильно выбрать методику, значит добиться максимально возможной степени точности измерения выбранных в исследовании переменных. Для того чтобы решить эту задачу, исследователю целесообразно ответить на несколько вопросов.

1. С какой целью проводится измерение?

(а) исследование

(б) диагностика

(в) оценка

Исследование может проводиться с разными целями. Это может быть прикладное или диагностическое исследование, изучение эффективности деятельности и т.д. Тогда методика должна соответствовать целям исследования.

Например, в прикладном исследовании мотивация респондентов участвовать в процедуре измерения может оказаться низкой. В этом случае лучше применять компактные методики, заполнение которых не требует много времени. Цель исследования диктует и требования к психометрическим свойствам методики. Требования к валидности и надежности измерительного инструмента могут быть ниже в прикладном исследовании или в исследовании, направленном на предварительную формулировку положений разрабатываемой теории. Эти требования должны соблюдаться гораздо строже, если цель исследования состоит в проверке важных с теоретической точки зрения гипотез. Это требование остается в силе, если результаты измерения способны оказать влияние на психологическое самочувствие или качество жизни респондента. Поэтому понятно, что наиболее строгие требования к валидности и надежности предъявляются к методикам, используемым в психологической диагностике.

2. Что именно должно быть измерено?

Методики предназначены для сбора данных о самых разных свойствах – мыслях, переживаниях, поведении, зафиксированных операционализированной переменной. Измеряемые свойства могут быть названы «широкими» и «узкими». Измерение широких свойств подразумевает измерение распространенных черт или характеристик. Например, 16-ти факторный опросник черт личности Р. Кеттелла измеряет черты личности, которые, как подразумевается, в той или иной мере присущи всем, или, по крайней мере, большинству людей. А опросник СМИЛ выявляет тенденции в гораздо более узкой сфере психопатологических тенденций. Общий принцип здесь может быть сформулирован следующим образом: инструменты, направленные на измерение «узких» свойств, более точные, но полученные на их основе результаты редко годятся для значимых обобщений.

3. Кто осуществляет сбор данных?

В количественном исследовании важно и то, кто осуществляет сбор данных или является «непосредственным наблюдателем». Условно можно назвать три группы «непосредственных наблюдателей». Во-первых, это «внешний» наблюдатель. Обычно эту роль выполняет профессионально подготовленный специалист – психолог. Во-вторых, сбор данных может проводить «внутренний» наблюдатель. Например, это может быть член семьи, остальные члены которой становятся респондентами в исследовании. В третьих, для сбора данным можно использовать добровольных помощников, таких, например, как члены рабочей группы в организации, согласившиеся оказать содействие в процедуре сбора исследовательских данных. Нельзя забывать и том, что получение количественных данных может осуществляться и путем самонаблюдения.

Выбранная для сбора данных методика должна учитывать, какой «наблюдатель» в исследовании будет наиболее эффективным. Если целью исследования является оценка того, как уровень сформированности разных аспектов коммуникативной компетентности влияет на характер межличностных или отношений между руководителем и подчиненными, наиболее правильно использовать самооценочные или рейтинговые оценочные шкалы. По разным причинам прямой доступ специалиста – психолога («внешнего наблюдателя») к респондентам может быть затруднен или нежелателен. Тогда целесообразно использовать «внутреннего наблюдателя» (например, специалиста по работе с персоналом). Критерием для выбора «непосредственного наблюдателя» является точность и объективность собранных данных. Во многих случаях полезно комбинировать источники, по которым поступают исследовательские данные. Это повышает их надежность.

4. Какой тип методики выбрать?

Следующий вопрос относится к формату методики, используемой для сбора данных. Выбор в пользу анкеты, опросника, оценочной шкалы зависит от двух факторов. Во-первых, следует принимать во внимание свойства измеряемой переменной. Традиционно опросники довольно объемны. При этом они предназначены для измерения широкого набора свойств. Достаточно вспомнить 16-ти факторный опросник черт личности Р. Кеттелла или MMPI. Более компактные опросники и оценочные шкалы являются краткими и измеряют только одну переменную, представляя ее средние или интервальные значения. Во-вторых, важно, кто пользуется методикой. Если это добровольный помощник, можно воспользоваться оценочными шкалами. С большими опросниками лучше работать специалисту – психологу.

В целом, поскольку существует очень большое количество разнообразных методик, критерием определения наиболее подходящего для исследовательских целей типа измерительного инструмента является их валидность и надежность.

5. Где проводить сбор данных.

Процедура сбора данных может проводиться в самых разных местах. Следует помнить, что поведение и эмоциональные состояния чувствительны по отношению к окружающей обстановке. Более того, некоторые результаты, полученные в одной обстановке, могут не совпадать с теми, которые получены в другой, даже если был использован один и тот же измерительный инструмент.

Многие интересующие исследователя переменные специфически проявляют себя в разных ситуациях. Кроме этого некоторые переменные становятся доступны непосредственному наблюдению только в специфических условиях, обстоятельствах и в присутствии определенных людей. Поэтому если методика предназначена для измерения ситуативно проявляющихся переменных, лучше всего, если она используется именно в такой ситуации. Например, если проводится сбор данных о проблемах поведения детей в домашней обстановке, предпочтительно проводить опрос или шкалирование дома у ребенка, то ест там, где это поведение присутствует. Если переменная не обладает ситуативной спецификой, следует выбрать инструмент, который удобно использовать в любом месте и в любой ситуации.

6. Когда проводить сбор данных.

На этот вопрос можно дать очень простой ответ: измерять независимую переменную нужно только после того, как определены все независимые переменные.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных