Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теоретическое обоснование. Б.Д. Парыгин относит тренинг к методам группового консультирования, определяя его как средство активного группового обучения навыкам общения в обществе




Б.Д. Парыгин относит тренинг к методам группового консультирования, определяя его как средство активного группового обучения навыкам общения в обществе, как средство воздействия с целью коррекции Я-концепции и самооценки личности, с целью адаптации к новой социальной роли. Л.А. Петровская определяет тренинг как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения, как средство развития компетентности в общении. С.И. Макшанов предлагает определять тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений феноменов человека или группы с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. Основной целью тренинга, как считают специалисты, является повышение социально-психологической и коммуникативной компетентности, развитие личности человека.

Именно эти основные позиции и позволяют назвать тренинг в качестве одного из основных методов работы над проблемой успешного общения.

К сожалению, анализ результатов социологических исследований последних лет, посвящённых проблеме готовности людей изменять себя, работая по этому направлению уже после получения профессионального образования, позволяет сделать основных два вывода:

- готовность появляется в возрасте после 30 лет, т.е., при определенном стаже, как правило, человек профессий социономического типа (человек-человек) столкнётся с определенным неуспехом в трудовой деятельности, причина которому будет – неумение правильно общаться;

- об определенном несоответствии между содержанием обучения и требованиями, предъявляемыми работодателями.

Анализ уже проведенных практических психологических исследований дает возможность предположить, что тренинговые технологии могут выступить в качестве эффективного метода работы с персоналом, целью которых и будет – совершенствования коммуникативной компетентности. Также следует заметить, что практически в любой организации существуют рабочие места, на которые берут людей без специального профессионального образования.

Абсолютно единого представления о содержании и о структуре коммуникативной компетентности не существует. Однако существует ряд исследований, посвященных проблеме значимости коммуникативной компетентности для ряда других профессий (профессий социономического типа), а также для личностного роста.

В коммуникативном плане профессии социономического типа – это специальности, требующие интерперсональных способностей, т.е. таких качеств личности, которые обеспечивают успешное взаимодействие между людьми, их понимание и эффективное воздействие на них. Исходя из этого, коммуникативная компетентность – сложное интегральное качество личности, опосредующее профессиональную деятельность и позволяющее осуществлять межличностное общение на высоком уровне (А.И.Емелин, С.Л.Братченко, Ю.М.Жуков, В.Л.Зливков). Таким образом, коммуникативная компетентность соотносится со способностью человек брать на себя и исполнять различные социальные роли, а также умения человека адаптироваться в различных жизненных ситуациях, свободно владеть вербальными и невербальными средствами социального поведения. Данный вывод еще раз показывает значимость коммуникативной компетентности и не только в профессиональной жизни человека, но и в жизнедеятельности вообще.

Компетентная в общении личность – это самоактуализирующаяся личность, конгруэнтная, изменяющая себя и других, стремящаяся к саморазвитию.

Таким образом, коммуникативная компетентность может строиться лишь на фундаменте общегуманистической направленности, позитивной Я-концепции, открытой для принятия новой информации, готовой к изменению и саморазвитию.

Выделены факторы, обеспечивающие развитие коммуникативной компетентности:

- общительность;

- адаптивность;

- стиль общения;

- коммуникативная совместимость;

- самооценка;

- контактность;

- социальный интеллект.

Согласно В.Л.Захарову и Н.Ю.Хрящевой, коммуникативная компетентность имеет следующую структуру:

- знания в области психологии личности;

- умения и навыки общения;

- развитие и коррекция установок, необходимых для успешного общения;

- способность адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других людей, а также взаимоотношения, складывающиеся между людьми;

- развитие и коррекция системы отношений личности.

Всему этому можно научиться. Как мы уже отмечали - наиболее эффективной технологией, позволяющей развить коммуникативную компетентность, будет социально-психологический тренинг или тренинг-семинар (связано с составом группы). Мы говорим именно о развитии, так как у каждого человека, но на разных уровнях проявления, коммуникативная компетентность обязательно представлена, несмотря на его вид деятельности. Это убедительно доказывает структура и факторы, которые формируют и развивают данный вид компетентности. Все это нельзя исключить из жизни человека. И, следовательно, это дает нам право говорить о том, что предлагаемый тренинг может быть полезен не только для профессий социономического типа, но и для всех, у кого есть желание стать более успешным профессионалом и более совершенной личностью..

Для создания тренинга развития коммуникативной компетентности педагога (или другой специальности) нужно учитывать следующее:

1. Фундаментальным условием развития коммуникативной компетентности является осознание людьми необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самосовершенствования в профессиональном общении и деятельности;

2. Развитие коммуникативной компетентности возможно не как «соразмерное» и «пропорциональное» развитие всех характеристик, а только системообразующих качеств, сочетание которых и представляет собой основу коммуникативной компетентности.

Цели тренинга:

Основные цели (т.е. соответствующие ведущей проблеме)

1. Вооружение участников группы системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, группы и «рабочих» ситуаций.

2. Познание своих сильных и слабых сторон в деловом общении, снятие внутриличностных конфликтов, формирование умений эффективного общения, конструктивного разрешения проблемных ситуаций.

3. Развитие навыков рефлексии, овладение приемами и способами рефлексии.

Цели второго плана

1. Расширить диапазон коммуникативных и экспрессивных возможностей членов группы.

2. Раскрытие внутриличностных и общегрупповых ресурсов, а также ресурсов подгрупп.

3. Укрепление «Я-концепции», развитие механизмов психологической защиты, изменение образа «Я».

4. Анализ общегрупповых процессов.

Если данный тренинг проводиться в группе, члены которой не все связаны общей причиной для подобных занятий, общие цели чуть переформулируются. Цели второго плана в полном объеме выполнимы только в случае, если ведущий тренинга является профессиональным психологом.

Данная работа содержит описание последовательности встреч, процедур, техник и рекомендации для ведущего по их проведению. При этом следует отметить, что ведущим этого тренинга, в силу его подробной разработанности, может стать практически любой. Кроме того, предложенные процедуры могут проводиться как некий «самотренинг», но не в полном объеме.

Исследования этапов профессионализации (или же этапов развития личности в профессии) показало, что определенный стаж любой деятельности «рождает» определённые проблемы, которые «выходят» на содержание коммуникативной компетентности. При этом именно тот же стаж обеспечивает и положительное развитие коммуникативной компетентности. Целенаправленное применение данной программы позволит решить те проблемы, которые не зависят от возраста. Для повышения эффективности данного тренинга в него включены упражнения разных видов психотерапий. Большую роль играют мероприятия из тренинга творческой коммуникации. Именно они, включая в себя интерактивные арт-терапевтические техники, позволяют обеспечивать переход группы из «обыденной» классической реальности в драматическую. Это обеспечивается следующими характеристиками таких упражнений:

- самопрезентационный характер поведения участников с ориентацией либо на реальную, либо на воображаемую аудиторию;

- наличие драматической реальности;

- использование драматически-ролевой экспрессии;

- ролевое развитие и трансформация.

Понятие творческой коммуникации вошло в психологию совсем недавно и в нашем пособие используется именно как рабочее понятие, то есть мы не настаиваем на исключительности такого содержание, с которым будем работать. Как отмечал А.И.Копытин, понятие творческая коммуникация может рассматриваться большим количеством школ, например таких как, современные холестические практики.

В нашей работе под творческой коммуникацией мы подразумеваем особый вид деятельности, благодаря которому, происходит отход (а иногда и разрушение) привычных стереотипов общения. Все это сопровождается приобретением такого нового опыта, который станет мотивом к развитию личности.

Для данного тренинга отобраны такие упражнения социально-психологических и арт-терапевтических тренингов, которые могут быть успешно проведены не только профессиональными психологами.

На организационном этапе происходит ориентация участников группы в специфике занятий, первичная диагностика ожиданий, выявление и коррекция мотивации участников. Обязательно должны выполняться условия создания комплектования группы.

Принципы отбора:

1. Добровольность.

2. Информированность участников (имеют право знать все, что с ними будет происходить в ходе занятий).

3. Численность. Так как данный тренинг является по стилю ведения демократическим, то состав должен быть от 8 до 12 человек, если часть занятий будет проходить по подгруппам, от 9 до 13 человек, если таковых занятий не будет.

4. Статус участников. Недопустимо включать в группу лиц, находящихся в должностной и функциональной зависимости (начальников и подчиненных лучше включать в разные группы).

5. Личностные особенности. Чем разнороднее группа по уровню личностного развития, тем она эффективнее. Чем выше стремление к новому, склонность к анализу, тем выше сплоченность группы. Чем выше зрелость, доминантность, стремление к лидерству, тем выше эффективность группы.

Мы можем предположить, что тренинги развития коммуникативной компетентности (или коммуникативных навыков, как они чаще всего называются в психологической литературе) наиболее эффективны в среде людей, чьи профессии связаны с процессом общения, а также, где есть заинтересованные в карьерном росте участники группы.

Комплектованию группы предшествует индивидуальная беседа с участниками группы. Примерные вопросы для обсуждения:

- Чего вы ждете от занятий?

- Есть ли у вас проблемы в работе, с коллегами, руководителем?

- Имеются ли у вас какие-то особые пожелания относительно направленности работы, вопросов, которые должны обсуждаться?

- Есть ли какие-то проблемы, которые Вы не хотели бы затрагивать во время тренинга.

Для ведущего тренинговых занятий обязательным является контроль за соблюдением следующих правил:

1. Точность начала и финала процедуры.

2. Конфиденциальность.

3. Активность.

4. Право говорить «нет».

5. Не обманывать.

6. Право на поддержку.

7. Обязанность слушать – не перебивать.

8. Участвовать во всем.

9. Право на личное мнение.

10. Соблюдение принятой формы обращения («ты» или «вы»).

11. Работать «от» и «до».

12. Говорить от себя лично о происходящем здесь и сейчас.

Эти правила могут быть написаны на плакате и оставаться в аудитории во время проведения всех тренинговых мероприятий.

Данная программа включает описание групповых встреч, каждая из которых имеет свое назначение, процедурное обеспечение, описание наиболее важных моментов. Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и практической. Подобная структура может быть не во всех тренингах. Теоретическая часть включает небольшой лекционный материал. В конце занятия ведущий может рекомендовать специальную психологическую литературу, которая может помочь в усвоении данного материала. Несмотря на то, что в основе программы лежит принцип поэтапности, каждое занятие может являться в содержательном плане отдельным.

Предполагаемый вариант тренинга разработан на основе модели социально-психологического тренинга, ведущей целью которого является повышение компетентности педагогов в общении.

Периодичность занятий - 1 раз в неделю. Время одной встречи - 2-3 часа.

Предложенная тема очередного занятия может меняться в соответствии с запросом. Единственно, если Вы проводите не одно, а несколько тренинговых дней (или весь полностью), первое занятие обязательно включает в себя процедуру знакомство. Оно занимает центральное положение, какие бы цели этот тренинг ни преследовал. Знакомство непременно проводится даже и в том случае, если тренинг происходит уже в действующем коллективе, где все друг друга знают. Процедура знакомства позволяет снять тревожность, которая может появиться в связи с незнакомым видом деятельности и «непредсказуемыми» перспективами. Как раз во время этой процедуры можно и обсудить вопросы из индивидуальной беседы, предшествующей тренингу.

Иногда группе после этого предлагают задавать вопросы каждому участнику после его выступления. Только количество вопросов, тема выступлений строго регламентируются. Обязательно следует оговорить право каждого не отвечать или отвечать так, как ему хочется. Знакомство во многом определяет дальнейшее течение тренинга, а ошибки, совершенные в начале, трудно исправимы. Цель процедуры «знакомство» считается достигнутой, если участники почувствовали заинтересованность, заинтригованность, любопытство по отношению к дальнейшему процессу. Ведущий в этой процедуре не должен «перетянуть одеяло на себя». Недопустимо, чтобы интерес к нему превысил интерес к занятиям. Тренинг не должен превратиться в цикл «встреч с интересным человеком». Это разные по форме мероприятия.

Принято выделять три формы ведения тренинга (Ю.М.Жуков):

- свободное ведение;

- программированное ведение;

- компромиссная (промежуточная) форма.

Данный тренинг разработан таким образом, что любая из этих форм будет иметь успех в проведении. Но максимально цели будут достигнуты, благодаря компромиссной форме проведения, которая и является показателем профессионального мастерства ведущего тренинга.

Свободное ведение – ведение, которое может быть названо клиентцентрированной формой. Оно предполагает пассивность ведущего, он выступает в качестве слушающего. Для большинства предлагаемых в данном тренинге упражнений эта форма ведения абсолютно подходит. Но заключительное (9 занятие) тогда не проводится.

Программированное ведение означает наличие детального плана проведения группового занятия. Данная программа как раз отвечает такой форме ведения. Как правило, люди, имеющие недостаточный опыт, используют именно эти две формы ведения.

Компромиссная форма ведения предполагает умение отслеживать цели и планомерно двигаться к этим целям, кроме того, умение импровизировать по ходу дела, отзываться на спонтанно возникающие запросы группы. Эта форма ведения связано с серьезной теоретической подготовкой ведущего, а также с его практическим опытом. Именно она и должна быть применена на 9 занятии.

Организация рабочего пространства жизни группы часто является традиционным – стулья расставлены по кругу так, что каждый видит каждого. Если Вы ведущий с небольшим опытом работы (или же с его полным отсутствием), то лучше воспользоваться именно этой моделью. В настоящее время ограничений по этому вопросу проведения тренинговых занятий не существует.

Данный тренинг предполагает ведение записей, следовательно – в помещении необходимы либо кресла с пюпитрами, либо столы.

Предлагаемая разработка имеет исключительно практическое значение и не претендует на исчерпывающий характер психологического анализа и систематизации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема Содержание занятия
1. Знакомство участников тренинговой группы друг с другом. Психологические аспекты процесса общения. Общение в профессиональной деятельности. Выработка правил поведения в тренинговой группе. Структура процесса общения, факторы его формирования и развития. Особенности делового общения. Условия, способствующие эффективному общению в профессиональной деятельности.
2. Эмпатия как условие эффективности процесса общения.   Эмпатия как способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Развитие эмпатии, как эмоциональной рефлексивности. Приемы эмпатического слушания и эмпатическое понимание.
3. Рефлексия как механизм межличностного понимания. Рефлексия как механизм самопознания, самоотражения личности. Психологический автопортрет. Умение самоанализа. Адекватное представление о себе.
4. Индивидуальный стиль общения. Основные законы общения, типы стилей общения. Стереотипы и установки и их использования для успешности общения. Анализ психологических ситуаций.
5. Позиции в профессиональном общении. Личная позиция в профессиональном общении. Навыки оптимизации общения. Методы саморегуляции.
6. Коммуникативные способности. Коммуникативные стратегии, способности. Психологическая поддержка.
7. Психология конфликта. Анализ конфликтных ситуаций. Решения практических ситуаций.
8.Творческая коммуникация. Приемы арт-терапевтических технологий. Доминирующий уровень проблемности. Групповая рефлексия.
9. Заключительное занятие Рефлексия всего тренинга

 

Практическое содержание.

ЗАНЯТИЕ 1

Знакомство участников тренинговой группы. Психологические аспекты процесса общения. Общение в профессиональной деятельности.

Цель: формирование доверительного стиля отношений в группе; создание атмосферы, которая бы способствовала самопознанию и самопроявлению; выработка представления о психологическом содержании понятия процесса общения, определение условий, способствующих эффективному общению в профессиональной деятельности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных