Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вступительное слово ведущего.




Чтобы добиться успеха в любом деле, нужно обладать определенными профессиональными компетентностями. На нашем тренинге мы будем говорить о проблемах, связанных с процессом общения в широком смысле, и о специфических, касающихся общения в профессиональной деятельности. Целью общения является установление взаимосвязи и сотрудничества между членами любого общества. Ведь без этого невозможны процессы учения и труда, отношения с окружающим нас миром и личностный рост. Общение и труд – основные виды человеческой деятельности. Потребность в общении, по мнению В.А.Сухомлинского, – самая «человечная» потребность. Без нее наша жизнь станет «убогой». Мы с вами будем уделять много внимания, в первую очередь, нам самим, мы будем решать с вами такие проблемы, которые, как кажется, не имеют отношения ни к процессу общения, ни к трудовой деятельности. Но это только на первый взгляд, и именно на тренинге, знакомясь и с психологической теорией процесса общения, мы поймем, сколь огромен и значим этот процесс, сколь он многолик и никогда в исследовании общения нельзя будет поставить точку. Познавая общение, решая одни проблемы этого процесса, мы будем находить новые тайны. Главное, на этом тренинге, мы увидим алгоритм разрешения любой психологической проблемы, так как они практически все будут иметь корни в «неправильном» общении либо с самим собой, либо с теми, кто нас окружает на работе или в личной жизни. Но законы общения одинаково «работают» и там и там. Кроме этих законов, чтобы уметь ими грамотно воспользоваться, мы узнаем свои сильные и слабые стороны, разберемся со своими мотивами поведения и постараемся стать лучше и успешнее. Мы увидим, что наша жизнь зависит от нас, от того, как мы ее воспринимаем. Но чтобы разобраться во всех этих сложных проблемах, редко достаточно потенциала одного человека. Поэтому мы вместе и будем искать ответы на все поставленные как самой жизнью, так и на нашем тренинге вопросы. В группе мы будем помогать друг другу решать профессиональные проблемы, осваивать эффективные средства общения, овладевать приемами и способами рефлексии, так необходимыми для успешного общения.

Процедура I. Выработка правил групповой работы.

1. Искренность в общении. В группе вы можете рассказать о том, что вас действительно волнует и интересует, обсудить такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-то причинам не обсуждали. Если существуют некоторые моменты, которые Вам не хотелось бы озвучивать, лучше смолчать, чем дать заведомо ложную информацию.

2. Невынесение обсуждаемых проблем за пределы группы. Все, что говориться здесь, должно остаться между нами. Не стоит обсуждать чьи-то проблемы с людьми, не участвующими в тренинге, будь то коллеги из других учреждений или члены Вашей семьи.

3. Право сказать «нет» - прекратить обсуждение проблемы. Это вы делаете без объяснения, почему вы так решили. Только по собственному желанию вы можете рассказать, что явилось причиной вашего отказа.

4. Каждый участник говорит за себя, т.е. от своего имени или же, если у него было такое желание, используя придуманный им псевдоним. Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: «Я думаю...», «мне кажется...», «я считаю, что…».

5. Не критиковать! Каждый имеет право высказать свое мнение. Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться быть терпимыми и терпеливыми, понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание. Критика бывает не только конструктивной, в некоторых случаях, она показатель наличия нерешенных ваших проблем, от которых вы прячетесь и через критику другого пытаетесь снять свое нервное напряжение.

Примечание: предложить участникам тренинговой группы вести дневник, в котором они будут описывать свои мысли, чувства, переживания по поводу занятий, выполнять домашние задания. В конце данного пособия есть образец для такого дневника.

Процедура II. Презентация.

Теоретическая часть занятия: Условия, способствующие личностному развитию человека и эффективному общению.

Психолог Карл Роджерс обратил внимание на то, что существуют определенные качества человека, которые, по его мнению, облегчают установление отношений, способствующих личностному развитию других людей, их более зрелому и полноценному поведению. Эти качества присущи многим, они играют важнейшую роль в отношениях между родителями и детьми, мужем и женой, руководителем и подчиненным, между коллегами, менеджером и его клиентом и т.д. Наибольший интерес из этих качеств вызывают следующие:

1) конгруэнтность – умение быть самим собой;

2) эмпатия – понимание внутреннего мира другого человека;

3) бескорыстная доброжелательность и теплота;

4) безусловное принятие внутренних переживаний человека, которому хочешь помочь.

Эти качества не являются чертами характера в традиционном понимании. Большинство из нас может развить в себе способность к подлинному общению, к глубокому пониманию, безусловному принятию.

Сами по себе эти способности не смогут проявиться, если мы не будем их осознавать, не будем пытаться развить их настолько, чтобы они стали нашими умениями. Карл Роджерс дает для этого общие рекомендации.

Для создания условий, облегчающих оказание помощи, особенное значению имеют:

1. Такое поведение, из которого наш собеседник поймет, что мы искренни, правдивы и достойны доверия с его стороны. Оно связано с переживанием, что, помогая другому, остаешься в ладу с самим собой, понимаешь свои чувства и намерения. Это не всегда легко, особенно трудно не бояться демонстрировать такие свои чувства, как беспокойство, раздражение, усталость. Выражая даже сильные чувства, но, не адресуя их человеку, которому мы помогаем, можно порой добиться гораздо большего, чем изображая подозрительное спокойствие и самообладание.

2. Способность испытывать теплые чувства по отношению к человеку, которому помогаешь, проявлять симпатию, уважение. Это также не всегда удается легко, не каждый испытывает подобные чувства к тому, кому помогает. Когда помогают из чувства долга, нередко проявляют пренебрежение, неодобрение по отношению к человеку. «Я помогаю тебе, хотя ты этого не заслуживаешь, сам виноват в том, что с тобой произошло, но все же я должен помочь, к этому меня обязывает чувство долга...»

Иногда мы боимся испытывать такие чувства, как нежность, чуткость, забота, т.к. думаем, что из-за них слишком уж близко будем принимать проблемы другого человека. Поэтому мы пытаемся контролировать свои чувства, увеличиваем дистанцию с этим человеком. Нашему партнеру не всегда удается понять, что же произошло, он начинает думать, что это - реакция против него.

3. Способность чувствовать себя независимым от того, кому помогаешь. Важно не попасть под влияние депрессии, отчаяния, стресса, не пойти на поводу того человека. Способность к сопереживанию облегчает понимание другого человека, но она должна сочетаться с умением не идентифицироваться.

4. Умение абсолютно не претендовать на свободу и независимость человека, которому помогаешь. Мы неосознанно ждем, что человек, для которого столько сделали, измениться под нашим влиянием, постарается быть таким, каким мы хотим его видеть. Нам нелегко согласиться с тем, что он остается самим собой, сохраняя свои ценности и потребности.

5. Способность полного проникновения во внутренний мир чувств, мыслей, желаний другого, умение видеть его таким, какой он есть. Трудность проникновения может быть связана с тем, что в «грязных башмаках залезаешь в душу». Из-за этого люди воздерживаются от расспросов об интимных проблемах, неодобрительно относятся к тем, кто это делает. Это бывает связано с болезненными переживаниями в прошлом, когда доводилось открыть кому-то свою душу. Но можно быть деликатным и щепетильным, т.е. «снимать грязные башмаки», и не из любопытства, а из стремления лучше понять другого «влезать в его душу».

Нередко серьезные проблемы связаны с тем, что тот, кто нуждается в помощи, сам не умеет «снимать башмаки», когда пытается залезть в собственную душу. Он наносит себе болезненные раны, оценивая и осуждая то, что чувствует в себе. Часто такая непримиримость к себе и негативное отношение к своим чувствам становится причиной нежелания человека заглянуть в свою душу и страха допустить кого-то к себе.

6. Способность принимать человека, которому помогаешь, во всех его проявлениях, умение показать ему, что принимаешь его таким, каков он есть.

Когда я чувствую, что не принимаю чего-то в другом человеке, я понимаю, что надо найти причину этого, поискать в себе то, что протестует против каких-то чувств и представлений того, кому я хочу помочь. Нередко именно так можно обнаружить в себе негативную оценку и нетерпимость к каким-то собственным мыслям и переживаниям.

Поэтому способность к полному принятию другого человека может помочь в принятии самого себя. Принятие – не восхищение или положительная оценка, а это признание того, что существует.

7. Способность поддерживать с человеком, нуждающимся в помощи, отношения, в которых не будет содержаться элемент угрозы. Это не имеются в виду прямые угрозы, насмешки или нотации. Важно не демонстрировать свое интеллектуальное или моральное превосходство. Эта способность предполагает готовность предоставить человеку, которому оказываются те или иные услуги, достаточно жизненного пространства, чтобы он мог свободно найти в нем себя и свое место.

8. Способность воспринимать другого человека как постоянно изменяющегося и развивающегося. Оказывая помощь, важно уметь показать возможные перспективы, пусть даже он сам утратил веру в них. Это нелегко, т.к. помогающий должен уметь абстрагироваться от своего образа данного человека: каким он был, есть и должен быть. Но мы должны выйти за пределы актуальных образов и воспоминаний. Убеждая другого в его независимости, мы должны верить в его потенциальные возможности.

Эти рекомендации не стоит рассматривать как единственно правильные - это лишь направление эффективного оказания помощи.

Помогая другим, можно немало сделать для себя. Вступая в отношения с другими людьми, каждый из нас устанавливает определенные отношения и с самим собой. Человек не может жить в изоляции от других, общение с людьми формирует личность человека, каждый человек, живя в мире людей, формирует и изменяет этот мир.

Упражнение «Презентация»

Участники разбиваются на микрогруппы в 2 человека и в течение 10 минут проводят взаимное интервью. По окончании каждый «презентует» интервьюируемого. Анализируется, на что обратил внимание партнер, удалось ли ему достоверно представить психологический портрет своего партнера. Участники также задают любые вопросы.

Ведущий (если он профессиональный психолог и имеет опыт в проведении подобных тренингов-семинаров) ведет протокол данного упражнения (образец протокола представлен в приложении данного пособия). Анализ результатов будет необходим для проведения заключительного 9 занятия.

 

Процедура III. Дискуссия «Эффективность педагогического общения».

1 этап: обсуждение проблемы в подгруппах (5-7 человек).

2 этап: защита своей точки зрения в групповой дискуссии.

Примечание. Микрогруппы расходятся по разным помещениям (или же одно помещение делят на несколько зон) и в течение 30 минут обсуждают проблему: в чем мы видим эффективность делового общения, каковы критерии эффективности и условия реализации. Желательно, чтобы в каждой группе был лидер, чтобы группа оформила наработанный материал в схемы, рисунки, модели на листах ватмана. Ведущий определяет цели и правила дискуссии: не уклоняться от темы, активно участвовать всем членам группы в обсуждении и т.п.

Предложенный материал обсуждается уже в групповой дискуссии, от каждой группы выступает один человек в течение 5-7 минут с защитой своей работы. После выступления другая группа задает вопросы на понимание, выражает свое согласие или несогласие с высказанными точками зрения. По окончании ведущий подводит итоги, давая качественный анализ сообщений, выделяя наиболее конструктивные моменты в докладах.

Перед началом дискуссии ведущий может обратиться со вступительным словом. Предлагаемый текст особо важен для тех, кто не имеет большого опыта в проведении тренинговых занятий.

Вступительное слово перед дискуссией.

Наши занятия могут вызвать вполне справедливые сомнения. Мы с вами собрались, чтобы совершенствовать свои навыки общения, сделать дополнительный прирост в умении, способности общаться, развивать коммуникативную компетентность. В то же время, каждый из вас имеет свой уникальный, личный опыт общения с разными категориями людей – от коллег, собственных подчиненных, клиентов до административных органов. Само слово «уникальный» не говорит о качестве вашего умения общаться, это пока признание того, что вами был выработан ваш стиль общения. При этом бесспорным является тот факт, что, несомненно, у вас есть такие приемы, которые позволяют добиться успеха. Так почему же вам этим не поделиться. Поверьте, то, что вы выработали, благодаря своему опыту, как правило, соответствует основным психологическим законам общения. И мы обязательно с ними познакомимся на наших занятиях (это станет возможным, если ведущий тренинга будет профессиональным психологом).

Процедура IV. Рефлексия первого занятия.

Письменно ответить на вопросы:

- Что было для меня главным сегодня?

- Когда я был удивлен?

- Чему я был больше всего удивлен?

- Насколько я был искренним в выражении своих мыслей и чувств?

- Удалось ли мене лучше узнать себя?

- Удалось ли мне узнать кого-то больше?

Отдельно следует остановиться на рефлексии именно дискуссии. Ведущий должен поинтересоваться впечатлениями участников группы. Весьма желательно, чтобы каждый участник хоть немного сказал о том, что происходило с ним и вокруг него во время дискуссии, как он это воспринимал. Также можно выделить основные фазы и «шаги» любой дискуссии. Это будут:

1. Определение целей и темы дискуссии (ориентировка).

2. Сбор информации (знаний, суждений, мнений, новых идей, предложений всех участников дискуссии) по осуждаемой проблеме.

3. Сбор альтернатив (вариантов решения проблемы).

4. Упорядочение, обоснование и совместная оценка полученной в ходе обсуждения информации – уяснение, анализ и выбор решения из набора имеющихся, появившихся в ходе обсуждения альтернатив.

5. Подведение итогов дискуссии: сопоставление целей дискуссии с полученными результатами (завершающая фаза, фаза собственно решения проблемы).

Домашнее задание: использовать дневниковые записи как способ самоанализа, самопознания, как материал для аналитической работы.

Примечание. При необходимости возможно расширение теоретической части занятия.

ЗАНЯТИЕ 2






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных