Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вступительное слово ведущего




Мы используем слово рефлексия, когда говорим о понимании самого себя и другого человека с помощью разума, слова, логики. Мы можем много раз «в уме» проигрывать ту или иную ситуацию нашей жизни, которая еще не случилась. Взвешивая свои слабые и сильные стороны, а также такие же стороны нашего партнера по общению, мы отрабатываем свою тактику поведения, изменяем свой образ. Принято считать, что сложный процесс рефлексии имеет как минимум шесть позиций. Это:

- сама личность (какая она есть в действительности);

- как эта личность воспринимается партнером по общению;

- как эта личность воспринимает себя.

А также отношение к этим трем позициям другого партнера. Ситуация изменяется по мере увеличения сторон общения.

Важно, если вы действительно хотите быть успешным, учитывать все возможные позиции. К сожалению, мы чаще всего останавливаемся, «зацикливаемся» на одной из позиций. Например, человек думает только о впечатлении, которое он оказал на партнера по общению, или же о том, каким он его видит, или же ему дорого только собственное мнение о себе. Психологи считают, что чем сложнее внутренняя жизнь личности, чем выше его образовательный и культурный уровень, тем полнее рефлексия. Но, обязательно, появится такой уровень образования индивидуума, который будет приносить не пользу, а вред. Высокий интеллект не является гарантом объективной самооценки. Психологи отмечают, что отношение к себе, в большей части зависит от коммуникативных умений, от эмоций. Более правильно говорить, что самооценка зависит от эмоционального интеллекта. Это достаточно новое понятие в психологии. В состав эмоционального интеллекта как раз и входит и самооценка и рефлексия.

Для педагога рефлексия позволит найти правильный подход к каждому своему ученику. Рефлексия позволит соединить в себе две нужных роли для успеха в процессе общения. По отношению к партнеру по общению мы выступаем как менеджеры, управляя и собой и им, и исследователем. Ведь прежде чем выбрать правильный тон и стиль общения, мы должны оценить другую сторону, чтобы, как и врач, не навредить ему. Лучшее подтверждение именно такого отношения к своим партнерам по общению и, особенно, если это зависимые по разным причинам от вас люди, будут слова И.Гете: «Если вы берете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми как с идеальными людьми, вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели бы их видеть».

Процедура 1. Психологический портрет.

Вступительное слово ведущего.

Написать психологический портрет кого-нибудь очень сложно, ведь каждый из нас в другом человеке «видит» не все, может правильно оценить еще меньшее количество информации. Но все же попробуем. Вы сейчас постараетесь описать одного из членов нашей группы, отвечая на вопрос «Какой он сегодня?». Форму описания каждый выбирает сам.

Примечание: выбор участника для данной процедуры проще решить по принципу лотереи – на бумажках пишутся имена участников группы, а затем происходит «вытягивание». Тот, кто вытянет свое имя, должен повторить попытку. При этом все остальные не должны знать, кто чей портрет будет писать.

Упражнение «Психологический портрет»

После того, как были выбраны имена участников для написания психологических портретов, дается 15 минут на сам процесс написания. Ведущий готовится к ведению протокола.

Участники по очереди зачитывают написанные портреты. После каждого прочтения все участники группы пытаются угадать, чье описание они сейчас услышали.

Ведущий ведет протокол.

Вначале обсуждается умение описать так, что оказалось легко определить, чей это был портрет. Также можно найти такого члена группы, который мало ошибался.

Затем, ведущий представляет критерии, по которым судят о способности к рефлексии. Они могут быть написаны на плакате, доске, показаны при помощи мультимедийных средств. Начинается второе обсуждение психологических портретов, уже с точки зрения этого материала.

Критерии:

1) Психологический портрет должен носить скорее описательный, чем оценочный характер, т.к. оценочная обратная связь усиливает защитное поведение.

2) Он не должен носить обобщающий характер.

3) Он должен относиться к таким фактам, которые можно изменить. Может быть и бесполезная информация – та, которая относится к тому, на что нельзя повлиять (имя, возраст, прошлое и т.д.)

Процедура II. Упражнения на получения обратной связи.

1. «Расскажи сказку...»

Каждый из участников тренинговой группы рассказывает историю, притчу, сказку и т.п., в которой был бы представлен образ самого рассказчика. История может быть как оригинальной, так и рассказом какого-либо литературного или фольклорного произведения. После каждой истории участники высказывают свое мнение, а рассказчик поясняет смысл, дополняет.

2. «Угадай, кто сказал...»

Один участник выходит. Ведущий просит каждого сказать об ушедшем что-нибудь приятное (это записывается). Затем участник входит, а ведущий говорит: «О вас было сказано много приятного. Один человек сказал...» Участник должен отгадать, кто что сказал и почему именно он.

Процедура III. Написание психологического автопортрета.

Участникам тренинговой группы предлагается поразмышлять, проанализировать те особенности, которые они проявляют в общении с людьми и которые отличают их от других.

Примерные вопросы для самодиагностики:

1) За что меня ценят на работе? Клиенты? Коллеги? Администрация?

2) За что меня можно критиковать? Клиентам? Коллегам? Администрации?

3) Считаю ли я себя завершенной, полностью сформировавшейся личностью или у меня есть резервы внутреннего роста и развития?

4) В какой степени я способен принимать критику в свой адрес, необходимую для моего личностного и профессионального развития? Могу ли я открыто обсуждать свои личные и профессиональные проблемы?

5) Знаю ли я в действительности, каким видят меня мое т профессиональное и личное окружение? Могу ли я взглянуть на себя их глазами?

Если не хватило время на последнее упражнение на самом тренинге, эту работу можно представить в качестве домашнего задания. Также в случае необходимости, для облегчения написания психологического портрета можно предоставить список психологических характеристик. Примерный список представлен в приложении к данному пособию.

 

Следующее занятие начинается с обсуждения анкет. При обсуждении ведущий анализирует вместе с группой ответы на вопросы.

 


ЗАНЯТИЕ 4






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных