Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА




В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны при­обрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

—чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и националь­ной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

—целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

—умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

—уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

—развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

— ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

— формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляю­щего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

—овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

—освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

—формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

—продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

—освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

—овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

—приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

—формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

—овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

— умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

— формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

—формирование общего представления о музыкальной картине мира;

—знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

—формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

—формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

—умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

—умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

—умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

• соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

• оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоцио­нальных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио-и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: «Музыка. 1 класс», «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс»

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
I класс Музыка вокруг нас (16 ч)
И муза вечная со мной! Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки — мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. Раскрываются следующиесодержательные линии. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор — исполнитель — слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Образы осенней природы в музыке. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Обобщающий урок I четверти. «Садко» (из русского былинного сказа). Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Разыграй песню. Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы. Раскрываются следующие содержательные линии. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Обобщающий урок II четверти. Примерный музыкальный материал Щелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский. Детский альбом. П. Чайковский. Октябрь (Осенняя песня). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. Колыбельная Волховы, песня Садко «Заиграйте, мои гусельки». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Гусляр Садко. В. Кикта. Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (1-я часть «Орнамент»). В. Кикта. Звезда покатилась. В. Кикта, слова В. Татаринова. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк. Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести A. Пушкина «Метель». Г.Свиридов. Пастушеская песенка. На тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой; Капельки.В. Павленко, слова Э. Бог­дановой; Скворушка прощается. Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; Осень,русская народная песня, и др. Азбука.А. Островский, слова 3. Петровой; Алфавит. Р. Паулс, слова И. Резника; Домисолька. О. Юдахина, слова В. Ключникова; Семь подружек.B. Дроцевич, слова В. Сергеева; Песня о школе.Д. Кабалевский, слова В. Викторова, и др. Дудочка,русская народная песня; Дудочка,белорусская народ- ная песня; Пастушья,французская народная песня; Дударики-дудари,белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; Веселый пастушок,финская народная песня, русский текст В. Гурьяна. Почему медведь зимой спит.Л. Книппер, слова А. Коваленкова. Зимняя сказка.Музыка и слова C. Крылова. Рождественские колядкии рождест- венские песнинародов мира. Наблюдатьза музыкой в жизни человека. Различатьнастроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлятьэмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Сравниватьмузыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Осуществлятьпервые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценироватьдля школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок. Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Моделировать в графике особенности песни, танца, марша.    
     

 

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Музыка и ты (17 ч)
Край, в котором ты живёшь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. Разыграй сказку (Баба-Яга.Русская сказка). У каждого свой музыкальный инструмент. Музы не молчали. Музыкальные инструменты. Ма­мин праздник. Музыкальные инструменты. Чудесная лютня (по алжирской сказке). Звучащие картины. Раскрываются следующие содержательные линии: Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова — краски — звуки). Образы защитников Отечества в музыке. Музыкальные поздравления. Музыкальные инструменты: лютня, клаве­син, фортепиано, гитара. Былины и сказки о воздействующей силе музыки. Обобщающий урок III четверти. Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера-сказка. Ничего на свете лучше нету... Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик. Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера.Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля Обобщающий урок IV четверти Примерный музыкальный материал Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский. Утро.Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. Добрый день.Я. Дубравин, слова В. Суслова; Утро.А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина; Солнце,грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили. Пастораль.Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Наигрыш.А. Шнитке; Утро в лесу.В. Салманов; Доброе утро.Из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря. Вечерняя.Из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина). В. Гаврилин; Вечер.Из «Детской музыки». С. Прокофьев; Вечер.В. Салманов; Вечерняя сказка.А. Хачатурян. Менуэт.Л.-А. Моцарт. Болтунья.С. Прокофьев, слова А. Барто. Баба Яга.Детская народная игра. У каждого свой музыкальный инструмент, эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен. Симфония №2(«Богатырская»). 1-я часть (фрагмент)А Бородин. Солдатушки, бравы ребятушки, рнп; Песня о маленьком трубаче. С. Никитин, слова С. Крылова; Учил Суворов.А. Новиков, слова М. Левашова. Волынка.И.-С. Бах. Колыбельная.М. Кажлаев;Колыбельная.Ген. Гладков. Золотые рыбки.Из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин. Кукушка.К. Дакен. Спасибо.И. Арсеев, слова 3. Петровой; Праздник бабушек и мам.М. Славкин, слова Е. Каргановой. Выходной марш; Колыбельная(слова В. Лебедева-Кумача). Из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский; Клоуны.Д. Кабалевский. Семеро козлят.Заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой. Заключительный хор.Из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского. Добрые слоны.А. Журбин, слова В. Шленского; Мы катаемся на пони. Г. Крылов, слова М. Садовского; Слон и скрипочка.В. Кикта, слова В. Татаринова; Бубенчики,американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова; Ты откуда, музыка?Я. Дубравин, слова В. Суслова. Бременские музыканты.Из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Ген. Гладков, слова Ю. Энтина Сравниватьмузыкальные произведения разных жанров. Исполнятьразличные по характеру музыкальные сочинения. Сравниватьречевые и музыкальные интонации, выявлятьих принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Импровизировать(вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. Разучивать и исполнятьобразцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Подбиратьизображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощатьв рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. Инсценироватьпесни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п. Составлятьафишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника. Участвоватьв подготовке и проведении заключительного урока-концерта.  

 

 

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся  
II класс (34 ч) Россия — Родина моя (3 ч)  
Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России. Раскрываются следующие содержательные линии. Музыкальный пейзаж. Образы родной природы в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн — главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр). Примерный музыкальный материал Рассвет на Москве-реке.Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский. Гимн России.А. Александров, слова С. Михалкова. Патриотическая песня.М. Глинка, слова А. Машистова; Здравствуй, Родина моя!Ю. Чичков, сл. К. Ибряева; Моя Россия Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Подбиратьслова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций). Воплощатьхарактер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках. Воплощатьхудожественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др. ИсполнятьГимн России. Участвоватьв хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы. Закреплятьосновные термины и понятия музыкального искусства. Исполнятьмелодии с ориентацией на нотную запись. Расширятьзапас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности. Интонационно осмысленноисполнятьсочинения разных жанров и стилей. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради  
Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся  
День, полный событий (6 ч)  
Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы... Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Раскрываются следующие содержательные линии.Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано - его выразительные возможности. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоцио­нального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие. Обобщающий урок I четверти. Примерный музыкальный материал Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский; Детская музыка. С. Прокофьев Прогулка. М. Мусоргский.Из сюиты «Картинки с выставки». Начинаем перепляс. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского; Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса; Спят усталые игрушки. А. Островский, слова 3. Петровой; Ай-я, жу-жу, латышская народная песня; Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева   Распознавать и эмоционально откликатьсяна выразительные и изобразительные особенности музыки. Выявлятьразличные по смыслу музыкальные интонации. Определятьжизненную основу музыкальных произведений. Воплощатьэмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре; сочинение. Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью композитора. Анализироватьвыразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Пониматьосновные термины и понятия музыкального искусства. Применятьзнания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы (в паре, в группе). Определятьвыразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов. Выполнятьтворческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального про­изведения. Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев). Инсценироватьпесни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках  
Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся  
«О России петь — что стремиться в храм» (5 ч)  
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской. Александр Невский, Сергий Радонежский. Рождество. Молитва. Ч Рождеством Христовым! Рождество Христово. Раскрываются следующие содержательные линии. Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово.Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике. Обобщающий урок II четверти. Примерный музыкальный материал Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские. Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев. Народные песнопения о Сергии Радонежском. Утренняя молитва;В церкви. П. Чайковский. Вечерняя песня. А. Тома, слова К. Ушинского. Добрый тебе вечер;Рождественское чудо, народные славянские песнопения; Рождественская песенка. Слова и музыка П. Синявского   Передаватьв исполнении характер народных и духовных песнопений. Эмоциональнооткликатьсяна живописные, музыкальные и литературные образы. Сопоставлятьсредства выразительности музыки и живописи. Передаватьс помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов. Исполнятьрождественские песни на уроке и дома. Интонационно осмысленно исполнятьразных жанров и стилей. Выполнять творческие задания в рабочей тетради    
Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся  
«Гори, гори ясно» (4 ч)  
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Выходили красны девицы. Бояре, а мы к вам пришли. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны. Раскрываются следующие содержательные линии. Фольклор — народная мудрость. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Народные песенки, заклички, потешки. Примерный музыкальный материал Светит месяц;Камаринская, плясовые наигрыши. Наигрыш. А. Шнитке. Выходили красны девицы; Бояре, а мы к вам пришли, русские народные песни. Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев. Камаринская. П. Чайковский. Прибаутки. В. Комраков, слова народные; Реченька. А. Абрамов, слова Е. Карасева. Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.   Разыгрыватьнародные игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора. Осуществлятьопыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек. Исполнятьвыразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках. Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России. Узнаватьнародные мелодии в сочинении русскихкомпозиторов Выявлятьособенности традиционных праздников народов России. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Создаватьмузыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на эле­ментарных инструментах) на основе образцов отечественного музыкального фольклора. Использоватьполученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности. Интонационно осмысленно исполнятьрусские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради.  
Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся  
«В музыкальном театре» (5 ч)  
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета. Волшебная палочка. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал. Раскрываются следующие содержательные линии.Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Сцены из оперы «Руслан и Людмила. Музыкальные темы – характеристики главных действующих лиц. Финал. Примерный музыкальный материал Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты). М. Коваль; Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; Марш. Из балета «Щелкунчик». П. Чайковский. Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. Песня-спор. Из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового   Эмоционально откликаться и выражатьсвое отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмысленно исполнятьтемы действующих лиц опер и балетов. Участвоватьв ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Рассказыватьсюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Выявлятьособенности развития образов. Оцениватьсобственную музыкально-творческую деятельность. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради.  
Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
«В концертном зале» (5 ч)
Симфоническая сказка «Петя и волк». Раскрываются следующие содержательные линии.Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Обобщающий урок III четверти. Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40. Увертюра. Раскрываются следующие содержательные линии.Музыкальная живопись. «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Симфония № 40 соль минор В.-А. Моцарта. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. Выра­зительность и изобразительность образов музыки В.-А. Моцарта, М. Мусоргского. Примерный музыкальный материал Петя и волк.Симфоническая сказка. С. Прокофьев. Картинки с выставки.Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский. Симфония № 40.Экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт; Увертюра.К опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт; Увертюра.К опере «Руслан и Людмила». М. Глинка. Песня о картинах.Ген. Гладков, слова А. Кушнера Узнаватьтембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образа­ми симфонической сказки. Пониматьсмысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др. Участвоватьв коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках. Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Соотноситьхарактер звучащей музыки с ее нотной записью. Передаватьсвои музыкальные впечатления в рисунке. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради
Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч)
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты. И всё это — Бах! Всё в движении. Тройка. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда. Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? Раскрываются следующие содержательные линии. Композитор — исполнитель — слушатель. Инто­национная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха, М. Глинки, В.-А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия — рисунок, лад – цвет). Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского в Москве. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского. Обобщающий урок IV четверти — заключительный урок-концерт. Примерный музыкальный материал Волынка; Менуэт.Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; Менуэт.Из Сюиты № 2; За рекою старый дом,русский текст Д. Тонского; Токкатаре минор для органа; Хорал; Ария.Из Сюиты № 2. И.-С. Бах. Весенняя.В.-А. Моцарт, слова И.-Ф. Овербек, пер. Т. Сикорской; Попутная; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника; Песня жаворонка. П. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Часть 1-я (фрагменты). П. Чайковский. Тройка; Весна; Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Кавалерийская; Клоуны; Карусель (слова И. Рахилло). Д. Кабалевский. Музыкант. Е. Зарицкая, слова В. Орлова; Пусть всегда будет солнце. А. Островский, слова JI. Ошанина; Сказки гуляют по свету. Е. Птичкин, слова М. Пляцковского; Это очень интересно; Пони. С. Никитин, слова Ю. Мориц; До чего же грустно. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского;   Пониматьтриединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя. Анализироватьхудожественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Исполнятьразличные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества. Оцениватьсобственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников. Узнаватьизученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Называть и объяснятьосновные термины и понятия музыкального искусства. Определятьвзаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях. Проявлятьинтерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских кол­лективов, музыкальным конкурсам и фестивалям. Участвоватьв концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества. Участвоватьв подготовке и проведении заключительного урока-концерта. Составлятьафишу и программу заключительного урока-концерта совместно с одноклассниками  

 

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
III класс Россия — Родина моя» (5 ч)
Мелодия – душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины.Виват, Россия! Наша слава – русская держава. Кантата «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля... Да будет во веки веков сильна... Раскрываются следующие содержательные линии. Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особен­ности музыкального языка. Примерный музыкальный материал Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский; Жаворонок.М. Глинка, слова Н. Кукольника. Благословляю вас, леса.П. Чайковский,слова А. Толстого; Звонче жаворонка пенье.Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого. Романс.Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Радуйся, Русско земле; Орле Российский.Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.; Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу!Русские народные песни. Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев. Иван Сусанин.Опера (фрагменты). М. Глинка. Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.). Петь мелодии с ориентации на нотную запись. Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров. Выполнять творческие задания из рабочей тетради  

 

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
День, полный событий (4 ч)
Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. В детской. Игры и игрушки. На про­гулке. Вечер. Раскрываются следующие содержательные линии. Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инстру­ментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусорг­ский, Э. Григ). Обобщающий урок I четверти. Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко; Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева; Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова; Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто; Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев; Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского; Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Передавать интонационно-мелодические осо­бенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии. Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрыватьих и исполнять во время досуга. Выразительно, интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре. Выявлятьассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради  

 

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
О России петь — что стремиться в храм (4 ч)
Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама! Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Раскрываются следующие содержательные линии. Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим, Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковномбогослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро. Примерный музыкальный материал Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов; Тропарь иконе Владимирской Божией Матери. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева; Прелюдия №1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах; Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной. Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда». Э.-Л. Уэббер. Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока. Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире.Слова А. Толстого. Обнаруживатьсходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). Определятьобразный строй музыки с помощью «словаря эмоций». Знакомитьсяс жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Иметь представлениео религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. Интонационно осмысленноисполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради    

 

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)
Настрою гусли на старинный лад... Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. Лель, мой Лель... Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель). Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.   Обобщающий урок II четверти. Примерный музыкальный материал Былина о Добрыне Никитиче. Обр. Н. Римского-Корсакова; Садко и Морской царь. Русская былина Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк. Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков. Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский. Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной; Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина Русская былина (Печорская старина); Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Песни Садко; хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков; Третья песня Леля; Н. Римский-Корсаков; Проводы Масленицы, Н. Римский-Корсаков; Хор изпролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Веснянки. Русские, украинские народные песни. Выявлятьобщность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Рассуждатьо значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Разыгрыватьнародные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради. Приниматьучастие в традиционных праздниках народов России. Участвоватьв сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительно, интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради
Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
В музыкальном театре (6 ч)
Опера «Руслан и Людмила»: я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра. Опера «Орфей и Эвридика». Опера «Снегурочка» Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа… В заповедном лесу. Океан-море синее. Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. В современных ритмах. Раскрываются следующие содержательные линии. Путешествие в музыкальный театр (обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей.Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах) Мюзикл – жанр лёгкой музыки (Р. Роджерс, А Рыбников) Особенности музыкального языка, манеры исполнения. Примерный музыкальный материал Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк. Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Кор-саков. Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков. Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский. Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной; Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина Рассуждатьо значении дирижёра, режиссёра, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Участвоватьв сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижёр, режиссёр, действующие лица и др.). Рассуждатьо смысле и значении вступления, увертюры к балету, опере. Сравниватьобразное содержание музыкальных тем по нотной записи. Воплощатьв пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах. Исполнятьинтонационно-осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер и балетов.
Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
В концертном зале (6 ч)
Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена. Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка — их выразительные возможности (И.С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка. Обобщающий урок III четверти Примерный музыкальный материал Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский; Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И. -С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. -В. Глюк; Весело. Грустно. Л. Бетховен; Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского; Мелодия П. Чайковский Каприс № 24 Паганини. Пер Гюнт Сюита №1 (фрагменты) Сюита №2 (фрагменты)Э. Григ Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен; Соната № 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л. Бетховен. К Элизе, Контрабас, Весело-грустно. Л. Бетховен; Волшебный смычок, норвежская народная песня; Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова. Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Определять виды музыки, сопоставлять музы­кальные образы в звучании различных музыкаль­ных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и име­на известных отечественных и зарубежных испол­нителей  
Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (5 ч)
Чудо-музыка. Острый ритм - джаза звуки. Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. Прокофьева. Пев­цы родной природы. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт. Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка источник вдохновения, надежды и ра­дости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполните­ли. Мир музыки С. Прокофьева. Певцы родной при­роды: П. Чайковский и Э. Григ. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Обобщающий урок IV четверти — заключительный урок-концерт Примерный музыкальный материал Мелодия. П. Чайковский; Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; Шествие солнца. Из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев. Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель», Г. Свиридов; Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака; Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт; Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт. Симфония № 9. Финал JI. Бетховен. Мы дружим с музыкой. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского; Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой; Всюду музыка живет. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Музыканты, немецкая народная песня; Камертон, норвежская народная песня. Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин Выявлятьизменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Разбиратьсяв элементах музыкальной (нотной) грамоты. Импровизироватьмелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша. Определятьособенности построения (формы) музыкальных сочинений. Различатьхарактерные черты языка современной музыки. Определятьпринадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Инсценировать(в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания. Участвоватьв подготовке заключительного урока-концерта. Интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради.

 

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
IV класс (34 ч) Россия — Родина моя (3 ч)
Мелодия. Ты запой мне ту песню... Что не выразишь словами, звуком на душу навей... Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась, музыка? Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! Раскрываются следующие содержательные линии: Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкаль­ного творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Раскрываются следующие содержательные линии: Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкаль­ного творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Примерный музыкальный материал Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов; Вокализ. С.Рахманинов Песня о России. В. Локтев, слова О. Высотской; Родные места. Ю. Антонов, слова М. Пляцковского. Ты, река ль моя, реченька, русская народная песня; Колыбельнаяв обраб. А. Лядова; У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой хоровод; А мы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова; Александр Невский. Кантата (фрагменты), С. Прокофьев Иван Сусанин. Опера (фрагменты) М. Глинка. Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоциональновоспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании. Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Исполнять и разыгрыватьнародные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Общаться и взаимодействоватьв процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизировать на заданные тексты. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Подбирать ассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусства. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради. Оцениватьсобственную музыкально-творческую деятельность
О России петь — что стремиться в храм... (4 ч)  
Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. Родной обычай старины. Свет­лый праздник. Раскрываются следующие содержательные линии. Нравственные подвиги святых земли Русской (равноапостольные княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромский и др.), их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание); особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздни­ки Русской православной церкви (Пасха). Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композито­ров. ■ Обобщающий урок I четверти. Примерный музыкальный материал Земле Русская, стихира; Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых; Симфония № 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин; Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев; Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски; Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого; Тропарь праздника Пасхи; Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков; Богородице Дево, радуйся (№6) Из «Всенощной» С. Рахманинов; Не шум шумит, русская народная песня; Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии №1 для двух фортепиано. С. Рахманинов. Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов Сочинять мелодии на поэтические тексты. Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и разного рода импровизациях. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
     

 

День, полный событий (6 ч)
Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья... Зимнее утро. Зимний вечер. Что за прелесть эти сказки! Три чуда. Ярмарочное гулянье. Святогорский монас­тырь. Приют, сияньем муз одетый... Раскрываются следующие содержательные линии. Один день с Александром Сергеевичем Пушки­ным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкально-литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина. Обобщающий урок I четверти. Зимнее утро. Зимний вечер. Приют сияньем муз одетый. Примерный музыкальныйц материал В деревне. М. Мусоргский; Осенняя песнь (Октябрь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский; Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский; У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни. Зимняя дорога. В. Шебалин, стихи А. Пушкина; Зимняя дорога. Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; Зимний вечер. М. Яковлев, стихи А. Пушкина. Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков. Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский. Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина.Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Распознавать их художественный смысл музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.). Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

 

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч)
Композитор — имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей. Народные праздни­ки. (Троица). Раскрываются следующие содержательные линии: Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народно­го творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси (Троица) Икона «Троица» А. Рублёва. Обобщающий урок II четверти Примерный музыкальный материал Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни; Солнце, в дом войди; Светлячок; Сулико, грузинские народные песни; Аисты, узбекская народная песня; Колыбельная, английская народная песня; Колыбельная, неаполитанская народная песня; Санта Лючия, итальянская народная песня; Вишня, японская народная песня. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский; Камаринская; Мужик на гармонике играет. П. Чайковский; Ты воспой, воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов; Светит месяц, русская народная песня-пляска. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Троицкие песни Различатьтембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. Исследовать историю создания музыкальных инструментов. Общатьсяи взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты. Овладеватьприемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопро­вождения. Рассуждатьо значении преобразующей силы музыки. Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради    

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных