Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Контроль над спецслужбами




 

Чтобы если не полностью избежать, то хотя бы затруднить появление злоупотреблений со стороны немецких спецслужб, последние подлежат строгому и разветвленному контролю. Можно разделить четыре уровня контроля:

 

- Контроль со стороны компетентного министра, счетной палаты и уполномоченного по защите данных.

- Контроль парламента, осуществляемый Парламентской контрольной комиссией (ПКГр).

- Судебный контроль (возможен только частично по причине специфики деятельности спецслужб) а также

- Контроль общественности, например, со стороны критических журналистов и граждан, отчетов, докладов, статей и книг.

 

Контроль парламентской контрольной комиссии (ПКГр). Парламентская контрольная комиссия, состоящая из депутатов федерального парламента (Бундестага) обладает самыми широкими возможностями контроля. Она всегда готова критическим взглядом оценить деятельность спецслужб. Закон так формулирует ее значение: «Федеральное правительство в вопросах деятельности Федерального ведомства по охране конституции, Службы военной контрразведки и Федеральной разведывательной службы подлежит контролю со стороны Парламентской контрольной комиссии». К контролю относятся право получать всеобъемлющую информацию по конкретным делам, право опроса сотрудников спецслужб, доступ к досье и картотекам и возможность проведения целенаправленных расследований.

Как правило, депутаты, избранные в состав ПКГр, это опытные члены всех фракций Бундестага (в зависимости от численности фракции, без подавляющего большинства членов одной фракции), разбирающиеся в парламентских процедурах и компетентные в вопросах внутренней и внешней безопасности.

 

Контроль комиссии Г-10. Ограничение права на тайну почтовой переписки, телефонной и прочей связи согласно закону Г-10 контролируется специальной комиссией Бундестага – Комиссией Г-10, имеющей право последующих проверок. Эта комиссия состоит не из парламентариев, а из лиц, пользующихся доверием фракций Бундестага. Члены Парламентской контрольной комиссии сохраняют свои полномочия на текущий выборный срок.

Комиссия Г-10 имеет право получать ответы на все свои вопросы и право доступа ко всем документам и хранящимся в компьютерах данным в связи с вмешательством в сферу основополагающих гражданских прав. Члены комиссии имеют право беспрепятственного доступа во все служебные помещения спецслужб. Члены комиссии не только решают перед началом акции, дозволено и необходимо ли подслушивание в конкретном случае, но могут и прекратить уже проводимую операцию, например, на основе поданной жалобы.

 

Контроль доверительной комиссии. Разведкам нужно много денег. Но правительство не может распоряжаться финансами без согласия парламента, поскольку только Бундестаг имеет право принимать бюджет. Проект бюджета на всех фазах доступен каждому гражданину. Но в публичном бюджете приводится только общая сумма, выделяемая на нужды секретных служб. Детали расписываются в секретных приложениях. Но Бундестаг на трех уровнях обеспечивает свое право на решению бюджетных вопросов:

 

- Во-первых, за использованием средств следит отдел Федеральной счетной палаты, обязанный хранить тайну.

- Во-вторых, Парламентская контрольная комиссия подает свои предложения по формированию бюджета на основе собранного опыта и направляет своего представителя для обсуждения деталей.

- В-третьих, бюджетный комитет Бундестага создает Доверительную комиссию, ответственную за денежные дела спецслужб, что обеспечивает верховенство парламента и в вопросах этих расходов, вплоть до деталей. Чтобы быть полностью информированными в делах спецслужб, члены Доверительной комиссии могут принимать участие в заседаниях Парламентской контрольной комиссии. Эти заседания секретны и проходят только в защищенных от прослушивания помещениях.

Контроль уполномоченных по защите данных. Двери секретных служб открыты и для контроля со стороны уполномоченных по защите данных. Бундестаг назначает на каждые 5 лет Федерального уполномоченного по защите данных, который вместе с земельными уполномоченными по защите данных (назначаются земельными парламентами – ландтагами) занимается вопросом, не были ли в ходе ежедневной деятельности органов власти нарушены права граждан на т.н. информационное самоопределение. Это право отдельного лица было постановлением Федерального конституционного суда в 1983 году расширено и распространено на новые возможности электронной обработки данных. Конституционный суд установил четкие границы там, где на основе различных банков данных можно создать все более объемную картину жизни человека во всех аспектах, незаметно для него самого. При этом данный человек не может в достаточной степени проконтролировать правильность этих данных и правомерность их использования. Таким образом, защита данных здесь сталкивается с основой деятельности секретных служб – сбором важных для разведки персонифицированных данных. Но право на информационное самоопределение не безгранично, как тоже было установлено Конституционным судом. Есть случаи, когда интересы общественности важнее. Но по постановлениям суда в таком случае необходимо четко определить и указать цель получения данных и доказать прямую связь собираемых данных с этой целью.. Потому уполномоченный по защите данных следит за разведками, чтобы те не собирали данные «просто так» и чтобы, к примеру, собранная информация, не связанная с целью проводимой операции, стиралась.

Бундестаг подкрепил важность защиты данных для БНД, БФФ и МАД тем, что предоставил уполномоченным по защите данных права на получение информации и на доступ в том числе именно к тем документам, которые подлежат особой секретности. Уполномоченный может подать формальную жалобу о нарушении защиты данных и потребовать у соответствующего министерства проведения проверки. Он также может включить все случаи нарушений в свой официальный отчет, который он каждые 2 года подает в Бундестаг.

Разведслужбы обязаны бесплатно предоставить лицу справку о данных, которые они собирали о нем. В качестве основания это лицо должно указать на конкретный материал и доказать свой особый интерес к получению этой информации. Но разведки могут отказаться выдать справку, если такая информация может повредить выполнению их задач, поставить под угрозу жизнь источника или помочь противнику узнать состояние знаний и методы работы разведки, нанести ущерб общественной безопасности, повредить Федерации и землям, или нарушить права третьих лиц. Но, отказав в справке, спецслужбы должны посоветовать данному лицу обратиться к Федеральному уполномоченному по защите данных. Ему разведка может дать все те сведения, в выдаче которых она отказала затронутому лицу.

Полиция в ФРГ

Структура федеральных полицейских служб охватывает следующие органы, юрисдикция которых распространяется на всю территорию государства:

- федеральное ведомство по уголовным делам;

- федеральную пограничную охрану;

- федеральное ведомство по охране Конституции;

- железнодорожную и воздушную полиции федерального Министерства транспорта;

- службу почтовой полиции федерального Министерства почты, радио и телеграфа;

- службу таможенного розыска федерального Министерства финансов.

Федеральное ведомство по уголовным делам (Bundeskriminalamt (BKA - БКА)). БКА было создано на основании Закона «Об образовании федерального ведомства по уголовным делам» 1951 г. В соответствии с положениями указанного нормативного акта, дополненными и измененными в 1973 и 1974 гг., федерация создает БКА для взаимодействия федерации и земель по вопросам работы криминальной полиции (§ 1).

Оно выполняет разнообразные задачи как на федеральном, земельном, так и на международном уровнях, в частности:

- осуществляет сбор информационных материалов и других документов, касающихся контроля полиции над преступностью, и в том числе с ее организованными проявлениями. Является автоматизированным центром обмена информации между федеральной полицией и полицией земель. На него возложены также функции НЦБ Интерпола в Германии;

- информирует полицию федерации и земель по вопросам, представляющим для них интерес;

- изучает состояние и динамику преступности, в том числе ее организованные проявления, и готовит статистические отчеты о преступности;

- оказывает помощь полиции земель по контролю над преступностью, в частности ее организованными проявлениями;

- проводит мероприятия по совершенствованию деятельности криминальной полиции, в том числе и подразделений по линии контроля над организованной преступностью.

К числу приоритетных задач БКА относится осуществление расследований особо опасных преступлений, как правило, транснационального характера: международной контрабанды наркотиков, оружия, боеприпасов, взрывчатых и радиоактивных веществ, фальшивомонетничества; преступлений, совершенных против жизни и свободы Федерального президента, членов Федерального правительства, Бундестага, Федерального конституционного суда или гостей конституционных органов (§ 1 Закона о БКА) [4]. При этом следует иметь в виду, что если международные организованные сообщества действуют в приграничных районах Германии, федеральный министр внутренних дел по согласованию с высшими органами власти соответствующих земель может поручить борьбу с ними другим полицейским силам.

Контролем над организованной преступностью занимается первый (главный) отдел БКА, на который возложены также задачи по борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и др. Необходимо учитывать, что в ряде ведомств по уголовным делам земель ФРГ также созданы подразделения, занимающиеся вопросами контроля над преступностью. Обмен информацией между ними осуществляется при помощи объединенной коммуникационно-справочной системы полиции ФРГ INPOL, введенной в действие в 1972 г., центральная служба которой находится в Федеральном ведомстве криминальной полиции. В этой системе находятся следующие специализированные массивы данных:

- сведения о делах, связанных с незаконным оборотом наркотических средств;

- сведения об осужденных лицах;

- криминалистический учет;

- информационный массив «организованная преступность».

Для проведения информационного поиска в INPOL необходимо ввести имя, фамилию и дату рождения интересующего лица.

Федеральная пограничная охрана (Bundesgrenzschutz – (BGS – БГС)). В компетенцию федеральной пограничной охраны в соответствии с §2-13 Закона о федеральной пограничной охране входят:

1. Проверка документов у лиц, пересекающих границу ФРГ, а также у подозрительных людей, находящихся в приграничных районах, аэропортах и на крупных железнодорожных вокзалах.

2. Подготовка и рассмотрение материалов, необходимых для опознания лиц и внесения данных на конкретного гражданина в картотеку учета.

3. Внесение данных на преступников (немцев и иностранцев) в полицейскую информационную систему Германии (INPOL) с целью их розыска и ареста, а также проведения иных полицейских мероприятий.

4. Контроль за ограничением права проживания.

5. Арест иностранного гражданина в случае совершения им преступления.

6. Высылка иностранцев, подлежащих выдворению из страны.

Подразделение по борьбе с терроризмом (Grenzschutzgruppe GSG-9). Было создано в 1972 г. после инцидента во время Олимпийских игр в Мюнхене. В этой группе служат сотрудники полиции и пограничники. Они проходят усиленную подготовку по многим дисциплинам, начиная с плавания и заканчивая каратэ и метанием ножей, уверенно владеют стрелковым оружием от револьвера до снайперской винтовки. Группой руководят командир и два его заместителя. В состав подразделения входят три боевых взвода и четыре взвода обслуживания. Боевой взвод состоит из пяти отделений по шесть человек в каждом.

Эксперты некоторых стран Запада считают GSG-9 одним из наиболее эффективных подразделений в мире среди специальных подразделений по борьбе с терроризмом, и прежде всего по освобождению заложников. Представляется, что для этого имеются серьезные основания. Например, первая операция, которая была успешно выполнена GSG-9 в аэропорту Могадишо, длилась около 7 мин. Поэтому, видимо, опыт операции в Могадишо убедил президента США создать специальное подразделение по борьбе с терроризмом. В марте 1978 г. президент США издал указ о создании специального антитеррористического отряда «Блю лайт» численностью 200 человек. Он организован по образцу GSG-9.

Федеральное ведомство по охране Конституции (Bundesverfassungsschutz – BVS – БФС) подчиняется федеральному министру внутренних дел [13]. Штаб-квартира во главе с президентом Федерального ведомства по охране конституции находится в г. Кельне.

В состав ведомства входят пять подразделений:

1. Администрация.

2. Отдел по борьбе с правым радикализмом.

3. Отдел по борьбе с левым радикализмом.

4. Отдел по обороне от шпионажа.

5. Отдел по защите государственной тайны.

Задачами ведомств по охране Конституции федерации и земель, как указано в Законе «О ведомстве по охране Конституции», являются сбор и оценка информации:

- о посягательствах на свободный демократический правопорядок, на целостность и безопасность как федерации, так и земли, или имеющих своей целью нанесение вреда деятельности, проводимой сотрудниками конституционных органов федерации или земли;

- тайной или опасной для безопасности деятельности в пользу иностранного государства в рамках, определенных данным законом;

- посягательствах, определенных данным законом, которые угрожают интересам ФРГ

Несмотря на обширные полномочия Федерального ведомства по охране Конституции, деятельность ее подвергается контролю.

Основные направления деятельности железнодорожной полиции федерального Министерства транспорта определяются следующим образом:

- охрана железнодорожных сооружений;

- поддержание порядка на вокзалах;

- обеспечение безопасности движения.

Штатные сотрудники железнодорожной полиции носят форму синего цвета. Руководящий состав имеет право на ношение оружия и имеет статус «вспомогательных чиновников госпрокуратуры».

Воздушная полиция обеспечивает безопасность воздушного сообщения, а также устраняет опасность, которую самолеты гражданской авиации могут принести населению на земле.

Федеральное министерство почты, радио и телеграфа имеет в своем составе службу почтовой полиции. Сотрудники почтовой полиции осуществляют охрану почт, радио, телеграфа, ведут борьбу с хищениями почтовых отправлений, подделкой почтовых и телеграфных документов, нарушением тайны переписки, воровством из автоматов, установленных в учреждениях связи.

В составе Министерства финансов уже более 70 лет существует служба таможенного розыска. В настоящее время эта служба действует на основе Закона «О финансовых органах» от 6 сентября 1950 г. В службу таможенного розыска ФРГ входят более 15 таможен и около 30 филиалов. К ней относится также и Таможенный криминалистический институт в г. Кельне. Одной из задач отделений службы является содействие расследованию налоговых нарушений и незаконных действий. Их сотрудники обладают в некоторой степени правами контроля за налогами и участвуют в уголовном процессе по налоговым нарушениям. Они являются вспомогательными чиновниками государственной прокуратуры.

 

Выводы по разделу: Административно-полицейский режим в Германии очень сильный и пренебрегать осторожностью разведчикам не стоит ни в коем случае. Структура контрразведывательных органов находится на самом высоком уровне. Все правоохранительные органы вооружены современными видами вооружения и средствами защиты. Большое количество спецслужб, наделенных широчайшими полномочиями, готово в случае необходимости добыть любую интересующую их информацию, поэтому разведчикам необходимо изучить законы страны, дабы избежать контакта с полицией и спецслужбами. Вся банковская система также контролируется спецслужбами, которые в любой момент могут запросить информацию, просмотреть счета и денежные переводы. Почтовая переписка, телеграф, сотовая связь полностью контролируется спецслужбами, поэтому разведчикам следует шифровать передаваемую информацию. Особое внимание следует уделить сотовой связи. Используя все местные мобильные телефоны и сим-карты, местоположение разведчиков могут легко вычислить, не говоря уже о прослушивании. Это также касается всех современных мобильных телефонов, не обязательно приобретенных в Германии. Не стоит забывать о том, что с пойманными иностранными разведчиками поступят точно так же, как и в России. Именно поэтому стоит уделить особое внимание при подготовке разведчиков при таком административно-полицейском режиме.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных