Главная | Случайная

КАТЕГОРИИ:






Эволюция научных школ и направлений, изучавших государственное управление

Этапы, научные школы Основные идеи и направления исследований
1) С древних времен до начала XVII в. 1. Древнекитайские философы -Мэн-цзы (ок. 372-289 до н.э.); Конфуций (ок. 551-479 до н.э.) 2. Древнеиндийские философы 3. Древнегреческие философы -Аристотель (384-322 до н.э.); Платон (ок. 428-348 до н.э.); Полибий (ок. 200 - 120 до н.э.) 4. Раннее Средневековье- Св. Августин (354-430), философ и теолог Ф. Аквинский (1225-1274); итальянский мыслитель М. Падуанский (между 1275 и 1280 - ок. 1343) 5. Древняя Русь -игумен Иосиф Волоцкий (1439-1515); митрополит Илларион (XI в.) 6. Позднее Средневековье -итальянский мыслитель Н. Макиавелли (1469-1527); французский мыслитель, теоретик естественного права Ж. Боден (1530-1596); английский философ Т. Гоббс (1588-1679)     Государственная администрация как урегулированный правом институт отсутствует. Субъект-объектные отношения в системе государственного управления выстраиваются на основе обычаев, традиций и ритуалов. Суть государственно-управленческой деятельности - сбор налогов, поддержание правопорядка, благоустройство городов, нивелирование конфликтов между социальными группами и т.п.   Активно развивается идея о всеобщей пользе и роли в ней государственно-управленческой деятельности. Формируется представление о государстве как о юридическом институте, который осуществляет управленческие и регулятивно-охранительные функции.
2) XVII - середина XIX в. 1. Полицеистика:Франция - писатель Н. де Ламар (1639-1728); Германия - профессор Г. Юсти (1720-1771); писатель, юрист И. Зонненфельс (1732-1817);     Россия - ученый-энциклопедист Ю.Крижанич (ок. 1618-1683); экономист и публицист И.Т. Посошков (1652-1726); юрист П.Н. Гуляев, автор крупнейшей работы по полицейскому праву «Права и обязанности градской и земской полиции»; профессор, философ Н.Ф. Рождественский (1802-1872); юрист, профессор И.В. Платонов (1805-1890); самый поздний представитель полицеистики, юрист, профессор И. Е. Андреевский (1831-1891) 2. Камералистика- цикл административных и экономических дисциплин, преподававшихся в европейских университетах в XVII-XVIII вв. Со 2-ой половины XIX в. - в России. Название связано с камеральными учреждениями, создававшимися в средневековой Европе князьями и королями, имевшими большое собственное хозяйство, для подготовки компетентных управляющих. Россия -государственный деятель М.М. Сперанский (1772-1839);     Франция - ученый, «Принципы государственного управления» (1812) Ч.-Ж. Боннен; А.Ф. Вивьен «Очерки об администрации» Формирование института государственной администрации и полицейского (административного) права. Государственная власть концентрировалась на решении вопросов внутренней б/о. Во многих европейских странах, России практиковались своды правил поведения, что привело к формированию полицейского законодательства. В основе государственного строительства принцип патернализма (абсолютизации роли государственной власти в жизни общества, оправдание ее тотального контроля над обществом, поглощения государством общества и личности). Управление обществом называлось благочинием и благоустройством в России. Практика административного управления не нашла теоретического обобщения. В университетах создавались кафедры законов благоустройства и благочиния, где преподавались законы о народонаселении, народном продовольствии, благоустройстве в городах и поселениях, и пр.   Камералистика ограничивалась описанием явления административного управления. В ее русле сформулированы новые подходы к осуществлению государственно-административного управления. Камерализм предполагал: функциональность в управлении учреждений; специализацию учреждений государственной администрации и канцелярского труда в какой-либо одной определенной сфере государственного управления; регламентацию обязанностей чиновников; унификацию штатов и жалования чиновников. Сперанский - построение системы государственного управления в России отразил во «Введении к уложению государственных законов» (1809); принципы - элементарная законность, выборность части чиновников и их ответственность; новые выборные начала организации суда и контроля, разделение законодательной, исполнительной и судебной власти при допущении выборных представителей от народа к законосовещательной деятельности.     «Очерки об администрации» - Вивьен (1845) – 1-я серьезная работа в области науки государственного управления. В развитие его идей во Франции созданы специализированные министерства, разработаны законы о государственных служащих и процедуры их набора. Формирование конституционно-демократического типа государства, появление ответственности государства перед обществом и личностью в XVIII-XIX вв. вызвало постановку новых управленческих проблем, решение которых полицеистика и камералистика предложить не могли
3) XIX в. 2-я половина - начало XX в. Австрийская школа –Л. фон Штейн (1815-1890) Немецкая школа – правовед, социолог, историк, экономист М. Вебер (1864-1920) Дифференциация гуманитарных и социальных наук, развитие теории государственного управления. Основоположником считают Л. фон Штейна. Опубликовал в 1866-1884 гг. 8 томов - «Теория государственного управления». В основе идея внутреннего управления. Выделил пять сфер государственного управления или государственной политики - внешние отношения, войска, государственное хозяйство, правосудие, внутренние дела. Ведущая роль по реализации целей отведена исполнительной ветви власти при четком определении вопросов ее ведения. Полиция как механизм принуждения, часть исполнительной власти.
Английская школа- историк, экономист, социолог Дж. Коул (1889-1959); Э. Баркер; Ч. Маннинг; Г. Файнер Французская школа -историк права и государствовед, профессор А. Эсмен; юрист, идеолог «синдикалистского» государства Л. Дюги (1859-1928); А. Мишель; М. Ориу Американская школа -доктор полит. наук, основоположник американской государственно-административной науки, 28-й Президент США В. Вильсон (1856-1924); исследователь Ф. Дж. Гуднью Русская школа -историк, С.М.Соловьев (1820-1879); историк, 1861 г. К.Д. Кавелин (1818-1885); историк, философ Б.Н. Чичерин (1828-1904); историк, В.О. Ключевский (1841-1911); историк, политический деятель П.Н. Милюков (1859-1943); экономист, философ А.А. Богданов (1873-1928) Государство рассматривается как отношение господства одних людей над другими, при опоре на легитимное насилие как средство. Разработаны теории власти и бюрократии. В основу идеального госуправления положены принципы бюрократической иерархии. Четко разделены политическое руководство и административное управление. Изучение системы государственного управления в Великобритании с конца XIX в. в Лондонской школе экономики и политических наук, продолжилось в Оксфорде, Кембридже, Манчестерском и др. университетах. Основные направления: изучение политических институтов, института государственной службы, английского конституционного и административного права. Выявлены и проанализированы основные принципы государственного управления во Франции. Заложены основы конституционного подхода к проблемам государственного управления. Система государственного управления изучалась не как самостоятельное явление, а как средство выявления принципов и форм организации деятельности государственно-политических институтов. Разработана модель административной эффективности, разграничены функции политической власти и административного управления, предложено использовать в государственном управлении методы менеджмента. Значительное финансирование науки позволило США создать в ведущих университетах школы госуправления, которые решали задачи подготовки и повышения квалификации госслужащих, проведения научных исследований в сфере госуправления. В России развивалась государственная школа, где основная проблема исследования - соотношение общества и государства в русской истории на различных ее этапах. Наука развивалась в русле юридической науки и истории. Обоснована концепция закрепощения и раскрепощения сословий государством, т.е. в условиях господства натурального хозяйства, слабого развития обмена и товарно-денежных отношений, обеспечение мобилизации материальных и людских ресурсов могло производиться только за счет разложения государством повинностей по сословиям.
4) 1920-1950-е гг. Классическая школа.Основоположникорганизационной науки А. Файоль (1841-1925); Л. Урвик; Л. Уайт; Д. Муни Школа научного менеджмента. Школа «человеческих отношений», или неоклассическая школа - американский психолог А. Маслоу (1908-1970); М. Фоллет; американский социолог Э. Мэйо (1880-1949); У. Мэрфи.     Немецкая школа– М. Вебер (1864-1920) Советская школа 1920-1930-х гг.. Ученый, автор трудов по рациональной организации труда А. К. Гастев (1882-1938); историк, государственный деятель П. М. Керженцев (1881 - 1940);Н. А. Витке; Е. Ф. Размирович; ученый, автор работ по научной организации труда И. М. Бурдянский Дальнейшее развитие концептов теории госуправления связано с развитием теории организации. Сложилось представление, что система госуправления - регламентированная иерархическая организация линейно-функционального типа с четким определением функций каждой должностной категории. Идеи научного менеджмента применялись при анализе трудовых процессов в системе госуправления, классификации должностей государственной службы. Широкого распространения и значимых результатов не дала. Возникла как реакция на недостатки классического подхода. Человеческий фактор рассматривался как основной элемент эффективной организации системы управления. Важный фактор оптимизации системы госуправления, повышения производительности труда работников этой системы - улучшение психологического климата в коллективе и усиление мотивации к максимизации трудовых усилий. Государство как отношения господства одних людей над другими, опирающееся на легитимное насилие. Теория власти и бюрократии. Чётко разграничено политическое руководство и административное управление. Советский период характеризуется перестройкой госаппарата исходя из теории научной организации труда и управления (НОТ). Создан ряд научно-исследовательских центров - институты труда, научной организации труда, техники управления, лаборатории по изучению труда и пр. В 1920-х гг. для координации работы по НОТ создан Совет научной организации труда. Исследования прерваны в середине 1930-х гг.
5) Вторая половина XX в. - начало XXI в. Структурно-функциональный системный и бихевиористский подходы; ведущие позиции американской, английской, французской и немецкой национальных школ Американская школа- Т. Парсонс (1902-1979); П. Лазерсфельд (1901 - 1976); В. Томпсон; Д. Истон; А. Лаффер и др. Английская школа -Дж. Гарретт, Р. Шеллон, М. Оукшот Немецкая школа -философ, профессор X. Кун; Э. Форстхофф; Э. Хиппель; философ А. Гелен (1904-1976) Русская школа.Современные ученые-социологи, разрабатывающие общую теорию социального управления, - В.Г. Афанасьев и Ю.П. Аверин; ученые-юристы, специалисты по теории государства и права, конституционному и административному праву - Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило, Г.В. Атаманчук, Б.М. Лазарев и др. 5. Японский менеджмент Разработка бихевиористского, системного и структурно-функционального анализа и переложением их на отрасли социального и гуманитарного знания, в том числе теорию государственного управления. Структурно-функциональныйподход - госуправление - единая сложноструктурированная система, каждый элемент которой выполняет определенные функции. Бихевиористский подход - исследование и объяснение поведенческого аспекта государственно-управленческих отношений (поведение управляющих и управляемых, их мотивация). Системный подход - синтез знаний, имеющихся в различных областях науки. Цель - выявление комплекса отдельно взятых взаимосвязей элементовгосударственно-административной системы с обществом. Акцент внимания на факторах, которые способствовали или препятствовали стабильности системы госуправления. В основе идеи, характерные для гуманитарного подхода. Считали, что процесс принятия политических решений должен стать гласным и открытым; законодательно следует установить принципы разъяснительной работы с населением, установив санкции за их невыполнение. Система государственного управления - "вечная" ценность, теория государственного управления строится с учетом человеческого фактора и должна носить философский характер. По мнению А. Гелена, госуправление - фундаментальный антропологический институт, основная деятельность которого должна быть направлена на поддержание стабильности общественной системы. Государственно-управленческая мысль в России возродилась в 1960-х гг. и развивалась в русле административного права. Определено, что наукагосударственного управления должна быть комплексной, охватывающей как государственно-правовые, так и социально-экономические, психологические, многие другие управленческие аспекты. С 1970-х гг. госуправление развивалось как относительно самостоятельное научное направление, тесно соприкасаясь с теорией социального управления, управлением производством, административным правом, теорией государства. Японская система управления базируется на модели человеческих отношений, в которых индивид должен подчинять свои интересы интересам группы. Основной принцип - активное партнерство технических специалистов, бизнес-структур, правительственных структур в формировании концепции экономического роста и ее обеспечении

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД – прекратил свое существование в августе 2014г. | Переменный состав Нижегородской академии МВД России 1 страница
vikidalka.ru - 2015-2017 год. Все права принадлежат их авторам!