Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Естественные системы защиты организма.




Естественные системы защиты организма (детей) – это природные механизмы, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности

отдельного индивида. Различают:

· Физиологические защитные системы организма

· Психологические защитные системы организма

Большинство защитных процессов протекают на бессознательном уровне и не могут подвергаться непосредственному прямому контролю. Однако взрослые должны учить ребенка пытаться анализировать своё физическое и психологическое состояние и принимать меры адекватные ситуации. Например, ребенок чувствует себя плохо, у него повысилась температура тела, началась ломота, но он не сообщает об этом взрослым, воспринимая происходящее как одну из неприятностей. Родители лишь вечером обнаруживают его состояние. Необходимо научить ребенка вовремя отслеживать происхождение негативных процессов внутри тела и вовремя сообщать взрослым для принятия мер. Также в задачу взрослых входит укрепление и повышение эффективности защитных механизмов. Например, повышение иммунитета организма, развитие мышечной системы и так далее. Стоит не забывать, что в отличие от взрослого организма детский находится в стадиях постоянного развития и изменения. И именно поэтому ребенку намного сложнее анализировать и правильно реагировать на защитные функции своего организма. Причем часто сюда еще и накладывается незрелость умственных процессов и отсутствие опыта. Например, ребенок не идет в туалет для дефекации и терпит неудобства, а потом и боль, поскольку не хочет прерывать просмотр интересного фильма или игры. Подробнее о защите дошкольников вы можете прочесть в материале "Безопасность детей дошкольного возраста".

К естественным физиологическим защитным системам организма относят:

· Болевые рецепторы и волокна – информационно-защитный комплекс организма. В его задачи входит информирование индивида о наличии в телеповреждений либо ненормально протекающих процессов и в ряде случаев защита от нежелательного вмешательства. Например, при переломе кости окружающие ткани набухают и становятся крайне чувствительными. Это реакция организма направлена на защиту поврежденного места от сознательных манипуляций, которые потенциально могут усугубить ситуацию;

· Иммунная система – глобальная защитная подсистема человеческого организма. Основной функцией является уничтожение чужеродных организмов и удаление инородных веществ. Иммунная система также способна распознавать и вступать в борьбу с перерожденными и ставшими опасными клетками собственного организма. Иммунная система находится в постоянном состоянии обучения и способна помимо врожденных реакций вырабатывать и приобретенные реакции в процессе борьбы. Например, у ребенка переболевшего определенным инфекционным заболеванием вырабатывается к нему иммунитет.

· Внутренние органы – обеспечивают бесперебойную жизнедеятельность организма. Наиболее значимым для защиты организма является печень. Она выполняет функции удаления чужеродных веществ, детоксикации и участвует в обменных процессах.

· Защитно-приспособительные реакции – это механизмы, направленные на сохранение постоянства и полноценного функционирования внутренних систем и их адаптацию к изменению внешних условий. К распространённым реакциям относятся лихорадка воспалительные процессы. Различают специфические и неспецифические реакции:

o Специфическими реакциями называют механизмы обеспечения невосприимчивости организма к определенным раздражителям, то есть выработка к ним иммунитета;

o Неспецифические реакции – это механизмы повышения общей сопротивляемости организма.

· Безусловные защитные рефлексы – это ряд наследуемых механизмов, которые направлены на обеспечение безопасности организма и управляются на бессознательном уровне. Примерами могут служить:

o Рвотный рефлекс – управляется рвотным центром и обычно направлен на попытку детоксикации организма;

o Болевой рефлекс – при наличии острой боли (например, нога наступила на гвоздь) организм рефлекторно проводит движение центра боли от её источника (мы отдергиваем ногу).

o Смыкание век – защита оболочки глаза при ярком свете или наличия физической угрозы;

o Смыкание мышц среднего уха – блокировка канала доступа к внутреннему уху при сильных звуковых колебаниях;

o Чихание и кашель – форсированный выдох через носовую или ротовую полость и попытка таким образом избавиться от раздражающих агентов и инородных тел;

o Слезотечение – механизм увлажнения и питания роговицы и конъюнктивы, а также очистка от инородных тел и образование защитного слоя.

o Физиологический тремор – защитная реакция организма на усталость, переохлаждение, испуг.

· Кожные покровы и слизистые оболочки – предназначены для защиты от широчайшего спектра внешних вредных факторов;

· Костно-мышечная система – обеспечивает защитные реакции на опасные раздражители;

· Органы чувств – обеспечивают передачу данных из окружающего мира через нервные импульсы в головной мозг, который затем обрабатывает информацию и принимает решение о дальнейших действиях. Различают дистантные органы: зрения, слух, обоняние. И органы непосредственного контакта: осязание и вкус.

К естественным психологическим защитным системам организма можно отнести базовые защитные эмоции, которые направленны на выживание отдельного индивида. Базовые эмоции относят к первичным, то есть далее неразлагаемым психическим процессам. К защитным механизмам можно причислить следующие их виды:

· Страх – возникает в ситуации, когда психика ребенка идентифицирует окружающую ситуацию как опасную, при этом объективно она может таковой и не являться. Также страх возникает на неизвестную трудно прогнозируемую ситуацию, так сказать наперед готовит тело к худшим последствиям. Страх подготавливает организм к уходу от опасной ситуации либо включает тормозящие функции от возможного приближения к опасности. Имеет глубинную животную природу и поэтому активно влияет на физиологию тела, что часто не является необходимым в современной техногенной среде. При страхе в кровь ребенка впрыскивается большая доза адреналина, это необходимо для улучшения питания мышц кислородом, кровь отливает от кожи и желудка и перемещается к мышцам, волосы встают дыбом для приведения потенциального врага в замешательство и испуг, а в кишечник поступает слабительное вещество для облегчения веса тела. А еще страх активизирует органы чувств и память, что позволяет индивииду пережившему опасность хорошо её запомнить;

· Злость – эмоция направленная на попытку доминирования над ситуацией, когда мозг решает, что контроль возможен, то у ребенка включаются механизмы агрессии. Страх также может переростать в злость после анализа данных об объекте вызвавшем его. Злость может переходить в неконтролируемую или слабоконтроллируемую стадию – ярость;

· Отвращение – защитный механизм, который направлен на дистанцирование от потенциально опасной среды. В отличие от страха, который активизирует функции памяти для последующей обработки, отвращение предполагает немедленное отдаление и полную потерю интереса к объекту эмоции.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных