Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие смысложизненных ориентаций в психологии




Факультет психологии

Кафедра общей и прикладной психологии

Курсовая работа

По дисциплине: «Экспериментальная психология»

Тема: «Особенности смысложизненных ориентаций у подростков младшего и старшего возраста»

Выполнил:

Проверил:

к.пс.н. доцент Дубровина С.В.

 

Иркутск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………….…………………………………3

ГЛАВА 1. НАУЧНО – ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ …………………………………………………………………6

1.1. Понятие смысложизненных ориентаций в психологии…………...........6

1.2. Особенности подросткового возраста …...............................................10

1.3. Психологические особенности смысложизненных ориентаций у детей младшего и старшего подросткового возраста............................................14

1.4.Выводы………..………………………………………………………..……21

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ МЛАДШЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА …………………………..…...22

2.1.База и организация исследования ……………….……………………….22

2.2.Анализ результатов и их обсуждение..............................………..............27

2.3.Выводы………………………….……………………………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………..…………………………………………….30

ЛИТЕРАТУРА ……………..…………….…………………………….……….31

ПРИЛОЖЕНИЕ. ………………………………………………………….......33

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема поиска смысла жизни становится актуальной для любого человека, который вошёл в сознательный возраст, начиная с половозрения (младший подростковый возраст) и продолжая выбором своей деятельности (старший подростковый возраст). От того насколько человек научился выбирать смысложизненные ориентации зависит вся его дальнейшая деятельность и жизнь.

В современной школе и семье ценности ограничиваются тем, что бы молодые люди научились зарабатывать и создавать семью. Остальные жизненные ценности рассматриваются не более чем хобби и развлечение.

Так, в подростковом возрасте происходит приспосабливание к требованиям, которые выставляет ему общество, совершенно не позаботившись о том, что бы новая осознанная личность понимала и осознавала смысл жизни. Именно в этом возрасте создаются предпосылки для становления смысла жизни, поскольку это «возраст открытия своего «Я», оформления личности, с одной стороны, и возраст оформления мировоззрения - с другой.

Ввиду того, что в системе образования и воспитания детей до сих пор недооценивают необходимость обучения подростков и юношей поиску смысложизненных ориентаций, мы выбрали актуальную на сегодняшний день тему: «Особенности смысложизненных ориентаций у подростков».

Цель исследования - выявить особенности смысложизненных ориентаций у подростков младшего и старшего возраста.

Объект исследования - смысложизненные ориентации подростков.

Предмет исследования – особенности смысложизненных ориентаций у подростков младшего и старшего возраста.

В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать, имеющиеся в научной литературе теоретические подходы по проблеме определения смысложизненных ориентаций.

2. Изучить особенности смысложизненных ориентаций у подростков младшего и старшего возраста.

3. На основании сравнительного анализа выявить психологические особенности смысложизненных ориентаций у подростков младшего и старшего возраста.

Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические принципы отечественной зарубежной психологии. В исследовании мы опирались на методику, разработанную в трудах Котлякова В.Ю; на теоретические подходы Головина С. Ю., А.М. Иваницкого, Чудновского, В.Э., Бодалева, А.А., Вайзера, Г.А., Вахромова, Е.Е., Карпову, Н.Л., Суворова, Божовича Л. И., Выготского Л.С, Мухиной В.С. и других исследователей отечественной и зарубежной психологии.

Методы исследования: Для выявления особенностей системы жизненных смыслов подростков старшего и младшего возраста было проведено анкетирование по методике исследования системы жизненных смыслов Котлякова В.Ю.

База и этапы исследования: исследование особенностей смысложизненных ориентаций у подростков младшего и старшего возраста проводилось на базе МОУ Школы № 21, 7 и 9 класса г. Ангарска в течение января-февраля 2014г. Исследование проводилось в два этапа. Были сформированы две группы. В первую группу вошли подростки младшего возраста, во вторую – подростки старшего возраста. В первом этапе учащиеся участвовали в анкетировании. На втором этапе изучались особенности смысложизненных ориентаций испытуемых выделенных групп.

Достоверность результатов обеспечивалась соблюдением основных методологических принципов психологической науки, применением апробированной методики Котлякова В.Ю. и содержательным анализом полученных данных.

Практическая значимость исследования: полученные данные могут быть использованы для продолжения исследования данного вопроса с большим количеством испытуемых.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (29 источников), приложения. В тексте курсовой работы имеется 3 рисунка, 5 таблиц и 2 списка испытуемых. Общий объем курсовой работы составляет 38 страниц.

 

 

ГЛАВА 1. НАУЧНО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ

Понятие смысложизненных ориентаций в психологии

 

Смысложизненные ориентации – это неоднородный частный случай индивидуальной обобщенной системы взглядов на цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией, что соотносится с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым), а также связано с представлением об умении управлять жизнью и убеждением о возможности подобного контроля [28].

Что бы понять, откуда такое общее определение понятия «смысложизненные ориентации» мы рассмотрим несколько точек зрения в работах различных авторов. Так, например, Д. А. Леонтьев, в сферу интересов психологии личности ставит вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни. Смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того, под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности [17].

Чудновский В. Э определяет понятие Смысл жизни как «генеральная линия жизни, задающая высокую планку активной жизнедеятельности человека, помогающая ему не сломаться на крутых виражах судьбы, максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности» [27].

Ю. Б. Гиппенрейтер рассматривает смысл жизни «как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности» [10].

Для С. Л. Рубинштейна смысл человеческой жизни — быть источником света и тепла для других людей, быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь [22].

Б. С. Братусь размышляет о смысле жизни как о насущной потребности, которая зиждется на фундаментальном противоречии между ограниченностью (смертностью) индивидуального бытия и универсальностью родовой сущности человека [3].

В теории В. Франкла понятие смысла жизни занимает центральное место. Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни В. Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла выступает причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических «ноогенных неврозов», и разных видов отклоняющегося поведения. Хотя смысл жизни каждого человека уникален, существуют и смысловые универсалии — ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы [24]. По В. Франклу, человек не может лишиться смысла жизни ни при каких обстоятельствах. Смысл жизни всегда может быть найден. В. Франкл считает, что человек может обрести смысл жизни тремя путями:

1) в деле, направленном на достижение социально-значимых целей;

2) в переживании гуманистических ценностей;

3) заняв определенную позицию по отношению к обстоятельствам своей жизни.

Исходя из выше перечисленных взглядов, смыслы укоренены в бытии, они существуют в объективной действительности, но реализация объективно существующего онтологического смысла всегда личностна. Как указывает Д. А. Леонтьев, то, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни). Вместе с тем - это вопрос не познания, а признания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий [17].

Таким образом, характеризуя смысл жизни или другими словами смысложизненные ориентации, исследователи выделяют его позитивное влияние на жизнь человека и становление его личности.

В. Э. Чудновский определяет два значения смысла жизни как психологического феномена: суть, главное, основное в данном предмете, явлении; личностная значимость для человека этой сути, этого главного, основного.

Феномен смысла жизни включает в себя оба эти значения, причем суть, главное доминирует над не главным, второстепенным [27]. Но определение смысложизненной «доминанты» - лишь один аспект процесса поиска смысла жизни. Очень важно установить, насколько данная доминанта «продуктивна», в какой мере она способствует позитивному развитию личности. В этой связи целесообразно иметь в виду адекватность смысла жизни как одну из основных его характеристик. В связи с этим В. Э. Чудновским выделены два признака адекватности смысла жизни:

«Реалистичность» смысла жизни, т.е. соответствие смысла жизни с одной стороны. Наличным, объективным условием, необходимым для его реализации с другой. Или другими словами индивидуальные возможности человека.

«Конструктивность» смысла жизни, т.е. степень его позитивного (или негативного) влияния на процесс становления личности и успешность деятельности человека.

В. Франкл дал очень подробную характеристику данной потребности человека. По его мнению, поиск цели своего существования свойственен думающим людям, обеспечившим к тому же все свои базовые потребности.

То есть, если человек теряет стремление к познанию, то он теряет способность найти смысл жизни.

Смысложизненные ориентации каждого человека – это набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования. Особенность данной потребности заключается в уникальности её понимания каждым человеком, а, следовательно, невозможно определить готовые варианты наиболее успешных целей существования, что и создаёт трудности их изучения и развития, так как у каждого индивида свой опыт и знания и всё зависит от его стремлений.

Наиболее же остро проблема определения своего места в социуме, понимания того, ради чего стоит жить, стоит перед выпускниками школ. В. Франкл указывал на тот факт, что экзистенциальная фрустрация – феномен потери смысла жизни и развития в этой связи особого вида депрессивного состояния – свойственен в основном «думающей» молодёжи.

Об актуальности проблемы поиска смысла жизни в подростковом возрасте говорят и многие отечественные психологи. Например, Л. И. Божович утверждает, что «выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся для подростков тем мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающим». Также он отметил, что основу мотивации в жизни составляет эмоциональная значимость предмета потребности, т.е. подчеркивается ценностная основа выбора. Личностные ценности определяют содержательную сторону направленности личности, и составляет основу ее отношений, ядро мотивации и смыслы жизни. В структуре личности ценностные ориентации выступают своего рода "координирующим центром", определяющим поведение и отношение к жизни в целом [24;4].

Итак, мы определили, что такое смысложизненные ориентации с точки зрения ведущих отечественных психологов. Теперь продолжим разбираться с теоритическими подходами к исследованию смысложизненных ориентаций у подростков младшего и старшего возраста. Для этого мы переходим к следующему параграфу, что бы выделить особенности младшего и старшего подросткового возраста.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных