ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Анализ результатов и их обсуждениеАнализ результатов начнем, с интерпретации данныхпредставленности системы жизненных смыслов в группе детей младшего подросткового возраста (приложение 2) и представим их в виде гистограммы (рис.1). Рис.2. Представленность категорий жизненных смыслов у детей младшего подросткового возраста (%). Как видно из рисунка 1, присутствие слабовыраженных категорий смысложизненных ориентаций (экзистенциальные, гедонистические, самореализации, статусные, семейные) до 30%. В большинстве случаев (все категории), они имеют среднюю выраженность (до 90%), либо слабое значение (альтруистические, экзистенциальные, гедонистические, коммуникативные, семейные, когнитивные) - до 20% для группы младшего подросткового возраста. На основании этого, мы можем сказать, что в этом возрасте в подавляющем большинстве СЖО не сформированы. Большая часть подростков не могут точно определить свои смыслы жизни. Перейдем к анализу результатов анкетирования детей старшего подросткового возраста, чтобы выделить слабовыраженные, преобладающие и доминирующие категории жизненных смыслов. Рис.2. Представленность категорий жизненных смыслов у детей старшего подросткового возраста (%). Как видно из рисунка 2, смыслы жизни у подростков старшего подросткового возраста достаточно выраженные и определённые. Слабая выраженность категорий смыслов (гедонистические, самореализации, статусные, коммуникативные) проявляется у 40% испытуемых. Доминирующие (альтруистические, экзистенциальные, самореализации, статусные, коммуникативные, семейные, когнитивные) представлены у 30% респондентов данной группы. Таким образом, на основании вышесказанного можно предположить, что в старшем подростковом возрасте по сравнению с младшим подростковым возрастом, проявляется большая осмысленность жизни. Перейдем к сравнительному анализу представленности жизненных смыслов у подростков выделенных групп (рис.3).
Рис.3. Сравнительный анализ представленности жизненных смыслов у детей младшего и старшего подросткового возраста.
Как видно из рисунка 3, представленность смыслов в группах испытуемых практически одинакова и варьирует в пределах средних значений, поэтому изменения в доминировании жизненных смыслов у подростков при переходе из одной возрастной группы в другую незначительны. Можно предположить, что различий не наблюдается, потому что выборка испытуемых была небольшой. Вследствие чего считаем, что исследование жизненных смыслов подростков младшего и старшего возраста необходимо продолжить в дальнейших работах, привлекая большее количество испытуемых, с целью уточнить результаты данного исследования и постараться выявить более значимые различия в системе жизненных смыслов двух возрастных групп. Тем не менее в результатах данного исследования наблюдается неопределённость в системе жизненных смыслов в обоих группах испытуемых. Выводы
Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы: 1.В группе детей младшего подросткового возраста в большей степени представлены такие жизненные смыслы как: альтруистические, коммуникативные и когнитивные. То есть подростки считают главным оказывать взаимопомощь другим людям, а также проявляют выраженную потребность в общении со сверстниками и познании окружающего мира, себя и других. 2. В группе детей старшего подросткового возраста преобладают альтруистические, экзистенциональные, семейные, коммуникативные и когнитивные ценности. Таким образом, для них характерно удовлетворение потребностей в общении, в благоприятных семейных отношениях. Также у испытуемых актуализируется экзистенциональный жизненный смысл, который определен желанием ставить перед собой цели на будущее и достигать их. 3. Сравнительный анализ показал, что представленность жизненных смыслов у детей младшего и старшего возраста практически одинакова, различия наблюдаются незначительные. Однако для детей старшего дошкольного возраста уже в наибольшей степени характерно преобладание экзистенциональных жизненных смыслов, что может говорить о боле осмысленном отношении к жизненной ситуации. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ценностно-смысловая сфера является важнейшим компонентом структуры личности. Усваиваясь индивидуальным сознанием, ценности и смыслы с точки зрения психологии интересны не столько как универсальные категории, сколько как детерминанты, лежащие в основе выбора жизненного пути, определяющие поведение человека. Личностные ценности являются источником жизненных целей и смыслов, источником саморазвития и личностного роста - в этом просматривается взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций с проявлениями субъектности, особенно в подростковом возрасте, когда происходит формирование ценностно-смысловой сферы. Поэтому в нашей курсовой работе поставлены задачи, непосредственно связанные с изучением особенностей смысложизненных ориентаций у детей младшего и старшего подросткового возраста. Результаты проведенного эмпирического исследования позволили выявить особенности представления категорий жизненных смыслов у подростков младшего и старшего возраста. Выявлены незначительные различия в представлении личных жизненных смыслов в системе взглядов подростков младшего и старшего возраста. Подростки младшего возраста имеют наиболее неопределённые взгляды в категориях смыслов, так как находятся в активном поиске смысла жизни. Для подростков старшего возраста система жизненных смысла становится более определённой, но незначительно отличается от группы младшего возраста, следовательно, они также находятся в поисках смысла жизни. Сравнительный анализ показал, что система жизненных смыслов в старшем и младшем подростковом возрасте отличаются незначительно. Категории жизненных смыслов обеих групп особо выражены в неопределённости, которая характеризуется высоким процентом преобладания всех категорий жизненных смыслов. Тем не менее, в группе старшего подросткового возраста больше проглядывается доминирование определённых смыслов, которые требуют дальнейшего исследования в группах с большей численностью испытуемых. Это определило перспективы дальнейшего развития нашего исследования и позволит провести статистический анализ результатов для подтверждения наших предположений о различии в представленности жизненных смыслов у детей младшего и старшего подросткового возраста.
ЛИТЕРАТУРА 1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,1989. 2. А.М.Иваницкий. Сознание и мозг //В мире науки №11, 2005. 3. Братусь Б. С. Аномалии личности [текст]. - М.: Мысль,1988. 4. Головин С. Ю. Словарь практического психолога – М.: Издательство Харвест, 2007. 5. Бодалев А.А Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982. 6. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995. 7. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. 8. Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста // Собр.соч.: В 6 т. – М., 1984. – т. 3, 4. 9. Головин С. Ю. Словарь практического психолога – М.: Издательство Харвест, 2007. 10. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов [текст]. - М.: ЧеРо,1997. 11. Гинзбург М.Р. психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии, 1994, №3. 12. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991. 13. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника. М.,1993. С.4-15. 14. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. 15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 464с. 16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 17. Леонтьев Д. А. Психология смысла [текст].- М.: Смысл, 2003. 18. Левин К. Разрешение социальных конфликтов / [Пер. с англ. И. Ю. Авидон]. — СПб.: Речь, 2000. 19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 9-е изд. стереотип.- М.: Издательский центр “Академия”, 2004.-456с. 20. «О мерах профилактики суицида среди детей и подростков» Письмо Минобразования России от 26. 01. 2000 № 22-06-86 21. Обуховский К. Психология влечений человека. М.,1972. 22. Рубинштейн С. Л Проблемы общей психологии [текст].- М.: Педагогика, 1973. 23. «Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста». Питер. Санкт-Петербург 1999 год. 24. Франкл В. Человек в поисках смысла [текст].- СПб.: Ювента, 1997. 25. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ под ред. И.В.Дубровиной. М.,1983. 26. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990. 27. Чудновский В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии.- №3.-2003.- С.3-15. 28. Чудновский, В.Э., Бодалев, А.А., Вайзер, Г.А., Вахромов, Е.Е., Карпова, Н.Л., Суворов, А.В. Роль смысложизненных ориентации в профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2004. Том 25. №1. С.34-48. 29. Эльконин Б.Д. «Введение в психологию развития» - Москва, 1995.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|