Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Законодательство эпохи Французской революции.




Созданная в соответствии с Конституцией 1791 г. новая система государственных органов Франции отражала временное равновесие противостоящих политических сил. В конечном счете она не удовлетворяла обе стороны: буржуазию, власть которой при сохранении монархического строя не была гарантированной и прочной, и Людовика XVI и дворянство, которые не могли смириться с происшедшими переменами и не оставляли планов реставрации старых порядков.

Состав Законодательного собрания, с первого взгляда, оказался благоприятным для короля: в нем преобладали так называемые фейяны — представители крупной торговой и промышленной буржуазии, либеральные дворяне и другие консервативные силы, стремившиеся не допустить дальнейшего развития революции. Фейянам противостояли жирондисты, выражавшие интересы более радикальных торгово-промышленных кругов, а также якобинцы, представлявшие собой леворадикальную и наиболее революционно настроенную политическую группировку. В этой ситуации возникло и стало быстро нарастать открытое противостояние законодательной и королевской власти. Сгруппировавшиеся вокруг короля силы феодальной реакции, заручившись поддержкой монархической Европы, готовили заговор против Конституции.

Однако окончательный приговор королевской власти, а соответственно и Конституции 1791 г. был вынесен народными массами Франции. По призыву Коммуны и Якобинского клуба возбужденное разговорами о заговоре население Парижа 10 августа 1792 г. поднялось на восстание, которое привело к свержению королевской власти. Революция - вступила в свой второй этап (10 августа 1792 г. — 2 июня 1793 г.), охарактеризовавшийся дальнейшим повышением политической активности масс и переходом власти в руки жирондистов.

Народное восстание 31 мая — 2 июня 1793 г., привело к изгнанию жирондистов из Конвента и положило начало периоду правления якобинцев. Французская революция вступила в свой завершающий третий этап (2 июня 1793 г. — 27 июля 1794 г.). Государственная власть, уже сосредоточенная к этому времени в Конвенте, перешла в руки вождей якобинцев — небольшой политической группировки, настроенной на дальнейшее решительное и бескомпромиссное развитие революции.

В мае 1794 г. Конвент ввел систему государственных пособий для нищих, инвалидов, сирот, стариков. Было отменено рабство в колониях и т. д.

Политическая решительность и радикализм якобинцев проявились в новой Декларации прав человека и гражданина и в Конституции, принятой Конвентом 24 июля 1793 г. и одобренной подавляющим большинством народа на плебисците.

Принятый Национальным собранием законопроект приобретал силу закона лишь в том случае, если 40 дней спустя после его рассылки в департаменты в большинстве из них одна десятая часть первичных собраний не отклоняла данный законопроект. Такая процедура была попыткой воплотить в жизнь идею народного суверенитета, проявляющегося в данном случае в том, что только "народ обсуждает и постановляет законы" (ст. 10). По ряду вопросов, согласно Конституции, Национальное собрание могло издавать декреты, имеющие окончательную силу.

Исполнительный совет являлся высшим правительственным органом республики. Он должен был состоять из 24 членов, избираемых Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских собраний.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что предусмотренная якобинской Конституцией система государственных органов на практике не была создана. В связи с трудными внутренними и международными условиями Конвент был вынужден отсрочить вступление конституции в силу.

43. Бонапартизм: сущность, признаки, значение в истории французского государства.

БОНАПАРТИЗМ обычно определяется как политическая тенденция, стремящаяся «поставить во главе Франции династию Бонапартов». Но это определение, чрезвычайно поверхностное, не дает никакого понятия о действительной социальной сущности его. Бонапартизм, понимаемый в более глубоком социологическом смысле слова, есть такая своеобразная форма господства буржуазии, когда последняя, в силу специфических исторических условии, вынуждена доверить свою власть единоличной военной диктатуре. Политически Бонапартизм означает неограниченную монархию, обставленную фиктивными демократическими учреждениями и опирающуюся на армию. Социально Бонапартизм всеми нитями связан с буржуазией, но через армию он связан с крестьянством, которое в известные исторические периоды выносит его на поверхность общественной жизни. Наполеон I нигде не пользовался такой популярностью, как среди франц. крестьянства. Крестьяне составляли основную массу армии Наполеона I, и они же явились после его падения носителями традиций Бонапартизма. Луи Наполеон (впоследствии император Наполеон III) был выбран в 1848 президентом Французской республики голосами крестьян. Но не крестьяне были, тем не менее, социальной базой Бонапартизма: они были только тем трамплином, оттолкнувшись от которого можно было легче подскочить, чтобы захватить власть. Крестьяне были богатой питательной средой для Бонапартизма, но основной социальной базой его была все-таки буржуазия. Это доказывает вся внешняя и внутренняя политика Наполеона I. Не говоря уже о том, что все наполеоновские войны ставили своей целью распространение тех чисто буржуазных начал, которые были провозглашены Великой французской революцией 1789 (именно в этом смысле Маркс называл Наполеона душеприказчиком французской революции), Наполеон, завоевывая новые территории или подчиняя их своему влиянию, раньше всего вводил выгодные для французской буржуазии таможенные тарифы.

Бонапартизм появляется в революционную эпоху, но в тот момент, когда революция уже перешла свою кульминационную точку. Бонапартизм может победить только тогда, когда наиболее радикальные общественные слои уже потерпели поражение в процессе революции, а победившие классы не могут поделить добычу. Устанавливается известное равновесие классов, и в этой обстановке создается почва для победоносного развития Бонапартизма. Именно такие условия создались во Франции в самом конце 18 в. Все наиболее здоровые и жизнеспособные революционные элементы были разгромлены, буржуазия была ослаблена гигантской революционной встряской 1789—94 и не могла сама взять власть в руки. Это дало возможность гениальному авантюристу, стоявшему во главе победоносной армии, пробраться к власти. Аналогичные условия создались и в 1848: после того как пролетариат, основная движущая сила революции 1848, потерпел поражение в июньские дни, открылась широкая дорога для контр-революции, и первым ее агентом и явился Шарль Луи Наполеон Бонапарт. На нем сошлись временно интересы всех классов, так что, по выражению Маркса, этот «незначительнейший человек Франции выступил как самый многозначительный символ.

Бонапартизм хочет всегда казаться социальной монархией,— монархией, опирающейся на сочувствие широких народных масс. Бонапарты всегда инсценировали плебисцит, когда им нужно было санкционировать свою; с этой же целью они сохраняли всеобщее избирательное право. Но это только внешняя сторона дела, в действительности же эта псевдо-социаль-ная тенденция служит только ширмой для того, чтобы прикрыть необузданный произвол деспотического режима, который подавляет малейшее проявление творческой самодеятельности масс. Эта реакционная сущность Бонапартизма обусловливается тем, что он появляется в сумерках революции; в условиях деградирования революции Бонапартизм выступает как единственная сила, охраняющая «порядок» от напора «анархии».

Итак, Бонапартизм характеризуется следующими основными признаками:. 1) он возникает в условиях революции, но в упадочном фазисе ее, когда, благодаря ожесточенной классовой борьбе, все основные социальные силы разбиты и создается состояние нек-рого равновесия; 2) социальной основой Бонапартизма является, в основном, буржуазия, что, однако, не исключает того, что в первичной стадии своего развития он опирается на огромную периферию консервативного крестьянства (именно поэтому Б. особенно типичен для крестьянских стран); 3)Бонапартизм обрастает элементами социального распада, которые образуются в результате уничтожения прежних общественных связей. Классическим образцом такой социальной опоры может служить знаменитое «Общество 10 декабря», помощь которого немало пригодилась Наполеону III при совершении государственного переворота 2 декабря 1851; 4) наконец, Бонапартизм нельзя себе мыслить вне армии, которая является необходимым (но недостаточным) условием для его успеха; имея за собой армию, Бонапартизм одерживает победу, но только при благоприятном соотношении классовых сил; 5) Б.—это монархия, облеченная в форму военной диктатуры, но это не старая легитимная монархия, а монархия-выскочка, парвеню, с налетом авантюризма и с «пятнами» революционного происхождения; 6) Бонапартизм обладает ярко выраженной идеологией; этот автократический режим хочет облагодетельствовать все классы, но больше всего он боится самодеятельности масс; 7) второй отличительной чертой идеологии Бонапартизм является его тенденция выставлять себя как демократическую и социальную монархию.

Выше уже указывалось, что термин Бонапартизм имеет двоякий смысл. Если понимать под Бонапартизм определенную политическую тенденцию, которая связывает себя с именем Бонапартов, то мы должны будем квалифицировать его как специфический продукт франц. истории. Судьба его во Франции была весьма своеобразна. В эпоху Первой империи Бонапартизма, как определенного политического направления, не существовало по вполне понятным причинам. Он мог появиться только после падения Наполеона I, и носителями его явились сподвижники Наполеона. Социально он был связан в это время с частью мелкой буржуазии, недовольной существующим режимом и жившей легендарными воспоминаниями о «великом императоре». Но до чего слабы были бонапартисты, показывает то обстоятельство, что во время Июльской революции не нашлось даже группы людей, которые выдвинули бы кандидатуру какого-нибудь Бонапарта на франц. престол. Такую же незначительную роль игралет в эпоху Июльской монархии, и только во время революции 1848, после разгрома пролетариата в июне месяце, Шарль Луи Наполеон Бонапарт, благодаря своеобразному сочетанию исторических условий (о них см. выше), был выброшен на поверхность общественной жизни, сделался сперва президентом Французской республики, а после совершенного им 2 декабря 1851 государственного переворота превратился во французского императора. Этим идеал бонапартистов был осуществлен, и Бонапартизм замирает опять на все время Второй империи. После крушения Второй империи Бонапартизм был чрезвычайно непопулярен, и единственный бонапартистский депутат де-Конти, выступивший в защиту Наполеона III, был освистан. Но после смерти Наполеона III в начале 1873 шансы бонапартистов стали расти, и на дополнительных выборах им удалось получить 10 мест. Они выставили требование апелляции к народу и создали даже «центральный комитет воззвания к народу», который имел филиальные отделения в провинции и организовывал заговоры с целью восстановления империи. Но затем их звезда стала быстро закатываться.—В 1879 умер сын Наполеона III, после чего ближайшим претендентом на престол сделался принц Же-ром Наполеон. Но так как многим бонапартистам он казался слишком свободомыслящим, то они откололись от партии и признали своим претендентом сына Жерома, Виктора Наполеона. Во главе более прогрессивной части бонапартистов стал Руэр, а во главе клерикальной — Кассаньяк. После смерти Жерома в 1891 партия снова объединилась, но значение ее от этого не увеличилось, и к началу 20 в. она окончательно пришла в упадок. Такова история Бонапартизм в более узком и поверхностном его понимании, но этот термин имеет и более глубокий социологический смысл, анализ которого был дан выше.

Кодекс Наполеона

Кодекс Наполеона — масштабный кодекс гражданского права Франции, разработанный группой юристов в начале XIX в. во время правления первого консула Французской республики (затем императора) Наполеона Бонапарта и действующий, с изменениями, до настоящих дней.

До начала Великой революции 1789 года во Франции так и не удалось создать унифицированную систему гражданского права, существовали многочисленные региональные кодексы. Причины же такого положения дел коренились в феодальной системе, воздвигающей между различными провинциями Франции порой непреодолимые препятствия.

Революция поначалу внесла ещё большую неразбериху: появился целый поток новых законодательных предписаний, которые наслаивались на старые.

Но с приходом к власти Наполеона ситуация в области гражданского законодательства начала меняться. Он поставил перед юристами Франции задачу создать стабильные государственные и общественные учреждения, четко обоснованные законы для всех.

Источники кодекса

Кодификационная комиссия Государственного совета (Франсуа Тронше, Феликс Биго де Преаменэ, Жан Порталис и Жак Малевиль) при разработке кодекса создала творческую компиляцию из римского права, французских правовых обычаев, королевских ордонансов, революционных законов и судебной практики старых парламентов, а также на основе анализа юридических теорий других европейских стран.

В целом, при разработке кодекса Наполеона использовались пять источников:

Классическое римское право: Кодекс Юстиниана. Во Франции римское право рассматривалось как авторитетное и ценное. Французское гражданское право не порывало своей связи с римским правом, используя его отточенные понятия и юридическую терминологию, а когда было необходимо — и материально-правовые нормы.

Французское обычное право. На большей территории Франции, прилегающей к ее северным границам, действовали обычаи (кутюмы), зафиксированные письменно. В то же время и в областях, где действовали кутюмы, римское право не отвергалось полностью. Запись кутюмов создала предпосылки для формирования общефранцузского обычного права. Накануне Великой французской революции действовало не менее 60 общих кутюмов и 300 — чисто местного значения.

Труды известных французских юристов. Непосредственным образцом и ориентиром для создателей кодекса Наполеона послужили работы французских юристов XVII и XVIII веков.

«Промежуточное право» революционного периода (1789—1799 годов), основанное на общественных идеалах Просвещения, как его понимали Дидро, Вольтер и Руссо: индивид, как разумное и самостоятельно отвечающее за свои действия существо, с рождения обладающее неотъемлемым правом на свободу совести, свободу вероисповедания, свободу осуществления экономической деятельности. Это право основательно разрушило старый социальный правовой порядок. Составители кодекса Наполеона заняли более сбалансированную позицию в области индивидуальных гражданских прав.

Правовое наследие великих французских просветителей. Кодекс Наполеона испытал значительное влияние теории естественного права, основанной на рационалистических началах.

Содержание

Гражданский кодекс был построен по институционной системе и состоял из вводного титула, посвящённого опубликованию, действию и применению законов, и трёх книг, где наряду с материально-правовыми нормами имелись также и нормы гражданского процессуального права[5].

Первая книга (статьи 7—515) «О лицах» содержит положения о физическом лице как субъекте права и семейном праве, рассматривает вопросы гражданства и в целом гражданского состояния. В этом томе чётко просматривается основная идея всего кодекса — равенство всех перед законом. К примеру, в первой статье вводного титула сказано: «Законы являются подлежащими к исполнению на всей французской территории», в первой главе 7 статье говорится о том, что «всякий француз пользуется гражданскими правами».

Вторая книга (статьи 516—710) «Об имуществах и различных видоизменениях собственности» содержит положения о разных видах имущества, о праве собственности и других вещных правах. Основная идея второй книги состоит в том, что частная собственность — неприкосновенна, и право собственности охраняется государством. Например статья 545: «никто не может быть побуждаем к уступке своей собственности»; статья 544: «собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее удобным способом».

Третья книга (статьи 711-2282) «О различных способах, которыми приобретается собственность» посвящена вопросам наследственного права, обязательственного права: в ней содержатся нормы о залоге, поручительстве, исковой давности и т. п.

В кодексе уделяется большое внимание брачным отношениям, детям, кодекс носит социальный характер.

Он имеет чёткую, методическую систему, написан понятным языком. С принятием кодекса, фактически, завершился процесс формирования гражданского права и системы экономических отношений во Франции.

45. Французское государство в XIX в. (от Реставрации Бурбонов до Третьей республики).

Французское государство в XIX в.: тенденции и этапы развития.. Конституционные основы легитимной монархии (так именовался режим Реставрации) были определены в королевской Хартии 1814 г., октроированной (дарованной) Людовиком XVIII французскому народу после его вступления на престол. Таким образом, в отличие от Конституции 1791 г., источником этого конституционного документа считался королевский, а не народный суверенитет. В Хартии содержались прямые ссылки на “божественное провидение” и декларировалось, что “вся власть сосредоточивалась во Франции целиком в особе короля”. В Хартии предусматривалось возвращение титулов старому дворянству и сохранение их за новой послереволюционной аристократией, которая, однако, была в значительной мере истреблена во время “белого террора”. Король получил право жаловать дворянство “по своему усмотрению”. Согласно Хартии, которая в принципе отвергала идею разделения властей, исполнительная власть принадлежала исключительно королю, а законодательная власть осуществлялась совместно королем, палатой пэров и палатой депутатов. При этом право предлагать законопроекты предоставлялось королю, а палаты могли лишь “всеподданнейше просить короля” рассмотреть их мнения о желательности тех или иных законов. За королем сохранялось право утверждать и обнародовать законы. Предусмотренная Хартией 1814 г. сильная королевская власть, не допускающая противодействия других властей и политической оппозиции в любом виде, не означала восстановления во Франции абсолютизма. Законодательный орган по Хартии 1814 г. создавался на аристократической двухпалатной основе, что должно было укрепить политические позиции дворянской верхушки. Палата пэров целиком назначалась королем. Она состояла из пожизненных и наследственных пэров, многие из которых оказались в государственных делах случайными людьми. Палата депутатов избиралась на 5 лет. Право созыва палат на сессию, объявления перерывов в их работе, а также роспуска нижней палаты сохранялось за королем.

Благодаря высокому имущественному цензу в палату депутатов могли попасть лишь представители верхов общества: крупные землевладельцы, промышленники, финансисты, т. е. аристократическая элита, на поддержку которой и рассчитывала легитимная монархия. Хартия не предусматривала ответственности правительства перед представительным органом. Королю было предоставлено право назначать на все должности в сфере правосудия, а также государственного управления, в том числе формировать Совет министров. Июльская монархия. Хартия 1830 г. Либеральные политические деятели, оказавшиеся в руководстве движением, воспользовались его результатами: путем династической перетасовки (Карл Х отрекся от престола) они добились сохранения самой королевской власти, которая по решению двух палат была передана Луи Филиппу, представителю Орлеанской династии. В обстановке революционного подъема новый король должен был продемонстрировать свою лояльность по отношению к революции и к французскому народу. Он издал конституционную Хартию (Хартия 1830 г.), которая являла собой несколько видоизмененную Хартию 1814 г., но она в большей степени учитывала реалии нового капиталистического общества. Она давала основания трактовать французское государство как ограниченную и представительную монархию, связанную рамками конституционной законности
Третья республика во Франции.

. В августе 1871 г. начался роспуск Национальной гвардии, а в 1872 г. был принят закон, который восстанавливал постоянную армию, основанную на всеобщей воинской повинности (по прусскому образцу). В основном в старом виде воссоздавалась и полицейская система.... Учредительное собр ание приняло конституцию Третьей республики, где в своего рода анонимной форме (простым упоминанием “президента Республики”) санкционировался и утверждался республиканский строй. Правда, не считаясь с изменившейся расстановкой политических сил, президент Мак-Магон предпринял в 1877 г. неудачную попытку государственного переворота. Она закончилась окончательным падением престижа монархистов, и в 1884 г. была принята конституционная поправка, гласившая, что “республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра”. Конституционные законы 1875 г. Конституция Третьей республики, разработанная консерваторами, заметно отступала от сложившихся ранее общих стереотипов французского конституционализма. В ней не было Декларации или вводной части, содержавшей изложение принципов государственной власти, перечня прав и свобод граждан. Конституция полностью была посвящена организации высших государственных учреждений. Она не представляла собой единого документа, а складывалась из трех органических законов: Закона 24 февраля 1875 г. об организации Сената, Закона 25 февраля 1875 г. об организации государственной власти, Закона 16 июля 1875 г. об отношениях между государственными властями. Эти законы отличались необычайной краткостью (насчитывали всего 34 статьи), Президент имел право законодательной инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением. Он мог отсрочить заседания парламента, распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Президент руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности, имел право помилования.. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею.. Конституция 1875 г. предусмотрела создание Совета министров, правовой статус которого не был детально разработан. Но принципиальное значение имело положение о том, что “министры солидарно ответственны перед палатами за общую политику правительства и индивидуально — за их личные действия”. Таким образом закреплялся институт парламентской ответственности правительства, который придавал ему самостоятельность по отношению к президенту. Совет министров осуществлял всю полноту исполнительной власти. Конституционные законы не регламентировали организацию и порядок проведения выборов. Специальным законодательством было подтверждено всеобщее мужское избирательное право (с 21 года), но в выборах не принимали участие женщины, военнослужащие, основная часть населения колоний, лица, проживающие в избирательном округе менее 6 месяцев. Из 40 млн. французов избирательным правом пользовались 12 млн. В еще большей степени несовершенство избирательной системы проявилось в самой организации выборов, которые проводились по мажоритарной системе с голосованием в 2 тура. В первом туре считался избранным лишь тот кандидат, который набирал более 50% голосов избирателей в округе.

 

46.Становление государственности США в конце XVIII – первой половине XIX вв

 

Конституция 1787 г. признала Соединенные Штаты государством, развивающимся в территориальном и государственно-политическом отношении, предусмотрев возможность вступления в федерацию новых штатов. Первые новые штаты сформировались уже в конце XVIII в. Принятию в состав федерации предшествовало конституционное определение новых штатов – в основном следуя принципам Конституции 1787 г. Хотя еще в первой половине XIX в. два из первоначальных штатов не имели своих внутренних конституций, сохраняя хартии XVII в.

 

На протяжении XIX в. территория США многократно увеличилась, и федерация приобрела новый облик. Присоединение новых территорий проходило несколькими путями – как объективно, путем освоения земель к западу от первоначальных колоний, так и путем направленной политической, нередко даже военно-политической деятельности. Расширение федерации происходило в обстановке постоянных конфликтов с другими государствами, имевшими свои владения в Северной Америке: Францией, Испанией, Россией, Мексикой, Англией.

Самым необычным путем роста страны стала покупка крупных территорий. Первым приобретением была Луизиана (1803), купленная у Франции. В 1867 г. правительство США приобрело у России Аляску. С начала 1820-х гг. оттеснение индейцев стало государственной политикой. В колонизационно-экспансионистском движении на Юг и Запад США вступили в конфронтацию с ближайшими соседями. Воспользовавшись ослаблением Испании в период общей борьбы за независимость ее колоний в Америке, федерация аннексировала освоенную часть Флориды (1821).

В течение ряда лет шло активное проникновение американского населения в крупнейшую область Мексики – Техас. Численный рост американского населения привел к отторжению его от Мексики (1836) и провозглашению независимости. Крупнейшая территория страны приняла свою конституцию, даже установила дипломатические отношения с признавшими ее Англией, Францией, Нидерландами, Бельгией. В 1844 г. он вошел в состав федерации США. С присоединением Орегона (1846) и Нью-Мексико (1848), ликвидацией русских колоний на крайнем западе федерация вышла на Тихоокеанское побережье. Вхождение в федерацию еще одного крупного и богатого штата – Калифорнии – было результатом войны с Мексикой (1846-1848); в 1850-е гг. у Мексики был также куплен ряд калифорнийских и южных земель, тяготевших к южным штатам.

Рост федерации, изменение в ней социальных отношений вызвал резкое возрастание иммиграции из Европы и, позднее, из Китая: в сер. XIX в. ежегодное число иммигрантов превысило 500 тыс. чел. Страна стала превращаться в более значимый субъект мировой политической жизни и международных отношений, повела самостоятельную экспансию в Тихом океане, захватив Гавайи (1854), навязав неравноправные отношения Японии.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных