Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 24 – Взаимодействие и стиль общения педагога. Педагогическая эффективность стилей общения

Взаимодействие и стиль общения учителя

Учитель на уроке имеет возможность организации взаимодейст­вия с классом и с каждым учащимся в отдельности через те принятые нормы, которые предписаны традициями и правилами школы. Учитель занят на уроке выполнением рабочего плана обучения детей. При всём единообразии внешней стороны работы учителя в классе, в педагоги­ческой практике выделяют ряд типичных стилей общения, оказываю­щих влияние на взаимодействие учащихся.

Установлено, что при авторитарном стиле общения, где педа­гог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося, основным мотивом включения ребенка в различные виды образовательной деятельности являлся мотив страха. («Я боюсь, что учитель «будет кричать», «будет ругать» и др.) При этом педагоги не позволяют проявлять учащимся самостоятельность и инициативу в совместной деятельности. Импера­тивный стиль общения учителя хотя и оказывает положительное влия­ние на дисциплину класса, но развивает отрицательную рефлексию,

т. е. не позволяет соотносить свое поведение с последующими резуль­татами своего действия.

Попустительский (игнорирующий) стиль общения характери­зуется стремлением педагога минимально включаться в деятель­ность, что объясняется снятием с себя ответственности за её резуль­таты. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, явля­ются отношения между учителем и учащимися, характеризующиеся отсутствием между ними доверия, явной обособленностью, отчуж­денностью учителя, демонстративным подчеркиванием им своего до­минирующего положения.

Демократический (стиль сотрудничества) - педагог ориенти­рован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля - мотивы хороших отношений с учителем, мотивы учеб­ной деятельности, мотивы сотрудничества со всем классом. Опытный учитель не скажет ребенку: «Встань! Ты плохо ведешь себя». Он ска­жет иначе: «Кто мешает классу работать? Кто лишает нас права на тишину?» В этом случае поведение ребенка, его стремление к взаимо­действию с другими учащимися оценивается с точки зрения его отно­шения к другим. Хорошее поведение каждого осмысливается как залог успеха всех


Стиль педагогического общения, по Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова, – это стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства воспитанием детей; индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с воспитанниками. Стили общения осуществляются на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, на основе дружеского расположения, дистанции, устрашения, заигрывания. Стильрассматривается и как устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования (таблица 22).

Таблица 22

Стили педагогического общения

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных