ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вопрос 24 – Взаимодействие и стиль общения педагога. Педагогическая эффективность стилей общенияВзаимодействие и стиль общения учителя Учитель на уроке имеет возможность организации взаимодействия с классом и с каждым учащимся в отдельности через те принятые нормы, которые предписаны традициями и правилами школы. Учитель занят на уроке выполнением рабочего плана обучения детей. При всём единообразии внешней стороны работы учителя в классе, в педагогической практике выделяют ряд типичных стилей общения, оказывающих влияние на взаимодействие учащихся. Установлено, что при авторитарном стиле общения, где педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося, основным мотивом включения ребенка в различные виды образовательной деятельности являлся мотив страха. («Я боюсь, что учитель «будет кричать», «будет ругать» и др.) При этом педагоги не позволяют проявлять учащимся самостоятельность и инициативу в совместной деятельности. Императивный стиль общения учителя хотя и оказывает положительное влияние на дисциплину класса, но развивает отрицательную рефлексию, т. е. не позволяет соотносить свое поведение с последующими результатами своего действия. Попустительский (игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются отношения между учителем и учащимися, характеризующиеся отсутствием между ними доверия, явной обособленностью, отчужденностью учителя, демонстративным подчеркиванием им своего доминирующего положения. Демократический (стиль сотрудничества) - педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля - мотивы хороших отношений с учителем, мотивы учебной деятельности, мотивы сотрудничества со всем классом. Опытный учитель не скажет ребенку: «Встань! Ты плохо ведешь себя». Он скажет иначе: «Кто мешает классу работать? Кто лишает нас права на тишину?» В этом случае поведение ребенка, его стремление к взаимодействию с другими учащимися оценивается с точки зрения его отношения к другим. Хорошее поведение каждого осмысливается как залог успеха всех Стиль педагогического общения, по Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова, – это стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства воспитанием детей; индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с воспитанниками. Стили общения осуществляются на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, на основе дружеского расположения, дистанции, устрашения, заигрывания. Стильрассматривается и как устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования (таблица 22). Таблица 22 Стили педагогического общения
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|