Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Динамическая модель объекта




Электрическая схема замещения системы «двигатель − генератор» представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Электрическая схема замещения

В цепи двигателя включены последовательно обе обмотки двигателя (Д): якорная с сопротивлением Rя.д и индуктивностью Lя.д и обмотка возбуждения с сопротивлением Rв.д и индуктивностью Lв.д, а также обмотка возбуждения генератора (Г) с сопротивлением Rв.г и индуктивностью Lв.г. В цепи генератора включена только якорная обмотка генератора с сопротивлением Rя.г и индуктивностью Lя.г. ЭДС eд и eг действуют в якорных цепях двигателя и генератора, в которых также протекают токи iд и iг, соответственно. На основании второго закона Кирхгофа, записанного для контура К1, выполняется уравнение электрического баланса:

(1)

Уравнение электрического баланса для контура К2 записывается аналогично:

(2)

В уравнения (1) и (2) входят следующие величины: напряжения линейного u1 и вольтодобавочного u2 преобразователей, В; ЭДС двигателя eд и генератора eг, В; ток цепи двигателя iд, А; сопротивления Rв.д, Rя.д, Rв.г, Ом; индуктивности Lв.д, Lя.д, Lв.г, Гн.

Уравнение механического баланса получается на основании второго закона Ньютона и имеет вид:

(3)

где Ω − угловая скорость вращения валов электромеханической системы, рад/с; − момент двигателя, Н·м; − момент генератора, Н·м; − суммарный механический момент внешних сил, действующих на вал двигателя и генератора, Н·м; J − момент инерции системы, кг·м2.

Введем обозначения:

(4)
(5)
(6)
(7)

и перепишем уравнения (1) – (3) для изображений сигналов:

(8)
(9)
(10)

Значения вращающих моментов двигателя и генератора зависят от токов в их якорных обмотках и рассчитываются по формулам:

(11)
(12)

а связь ЭДС двигателя и генератора с угловой скоростью вращения вала описывается соотношениями:

(13)
(14)

Коэффициенты kM и kE зависят от конструктивных параметров электрических машин и тока iд, который протекает в их обмотках возбуждения. Качественный вид зависимостей этих коэффициентов от тока iд показан на рисунке 3 и может быть описан нелинейной функцией fв(iд).

Рисунок 3 – Качественный вид кривой намагничивания

В курсовой работе такие нелинейные функциональные зависимости будем задавать функцией гиперболического тангенса:

(15)

где Imax − ток насыщения; α − параметр нелинейности, α = 2.

Вид гиперболического тангенса при малых значениях iд имеет зависимость, близкую к линейной, а при приближении значения iд к Imax плавно переходит в режим насыщения.

Ток насыщения примем равным максимальному току:

(16)

где Iн − номинальный ток двигателя, определяемый по формуле

(17)

где КПД − коэффициент полезного действия двигателя.

Запишем выражения для функций kM и kE:

(18)
(19)

где cM, cE − постоянные коэффициенты.

Тогда формулы (11) – (14) примут вид:

(20)
(21)
(22)

Значения коэффициентов cM и cE определим по паспортным данным двигателя. Рассмотрим схему с последовательным возбуждением ДПТ, которая приведена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Схема включения двигателя с последовательным возбуждением

Уравнение электрического баланса в установившемся (номинальном статическом) режиме будет иметь вид:

(23)

Значение ЭДС может быть найдено при номинальной скорости вращения по формуле:

(24)

тогда из выражений (23) и (24) следует: с последовательным возбуждением

(25)

В номинальном режиме связь вращающего момента с током описывается соотношением:

(26)

с другой стороны, номинальный момент определяется по выражению:

(27)

Из формул (26) и (27) следует, что

(28)

Приближенное значение индуктивности обмотки якоря вычисляется по формуле:

(29)

где − число пар полюсов электродвигателя.

Для простоты будем считать, что все индуктивности равны: .

Момент инерции примем равным:

(30)

Таким образом, после вычисления всех величин, можно окончательно построить динамическую детерминированную модель объекта в виде передаточных функций и связывающих их выражений. Выходной координатой является скорость , а входными воздействиями − напряжения и .

Из формулы (10) следует уравнение динамики механической части:

(31)

Выразим токи из формул (8) и (9) и получим уравнения динамики электромагнитной части:

(32)
(33)

Формулы (20) – (22) и (31) – (33) описывают работу объекта (системы «двигатель − генератор»), которому соответствует структурная схема, приведенная на рисунке 5.

Рисунок 5 – Структурная схема модели объекта при включении тяговых двигателей методом взаимной нагрузки

В курсовой работе будем считать, что момент внешней нагрузки равен нулю (Mвн.н = 0). Значение момента сухого трения Mтр будем считать равным 0,2 Mн. Действие сухого трения приводит к тому, что вращение двигателя начинается лишь после того, как значение момента вращения вала (MдMг) превысит значение Mтр, поэтому при моделировании следует считать, что при малых значениях (MдMг) возмущение Mтр должно компенсировать полезный момент, а после превышения порогового значения возмущение Mтр остается фиксированной величиной, равной 0,2 Mн. Такой алгоритм можно описать выражением:

(34)

Динамическая нагрузка, зависящая от скорости вращения вала, описывается формулой:

(35)

где β – коэффициент,

β = 0,004 Mн. (36)

Таким образом, возмущение Mв состоит из двух составляющих – моментов Mтр и Mс. Для моделирования Mв можно применить подсистему, собранную в пакете Simulink, структура которой представлена на рисунке 6, где переключатель Switch имеет порог переключения, равный малому положительному числу (например, 0,001 Ωн) (этот блок включает верхний входной сигнал, если скорость больше нуля), а блок насыщения Saturation имеет пороговое значение 0,2 Mн.

Рисунок 6 – Модель источника возмущений, действующего на момент вращения вала

В соответствии со структурной схемой, представленной на рисунке 5, построим модель объекта в Simulink:

Рисунок 7 – Модель объекта при включении тяговых двигателей методом взаимной нагрузки

Здесь структура блока Subsystem соответствует модели, приведенной на рисунке 6, а блок Fcn реализует нелинейность вида (15).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных