ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методы и способы ведения мониторинга земель.Мониторинг земель представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием земельного фонда независимо от их правового режима и характера использования. В Постановлении Правительства РФ от 28.11.2002 №846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель» определены задачи мониторинга земель: -своевременное выявление и оценка изменений состояния земель, прогнозирование последствий негативных процессов и выработка рекомендаций по их предупреждению и устранению; -информационное обеспечение деятельности по ведению Государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, землеустройства; -обеспечение граждан информацией о состоянии земель. Ввиду существенных зональных различий земель в РФ (равнинные и горные территории), многообразия способов их использования, широкого развития негативных процессов и явлений (эрозия, дефляция, заболачивание, солонцовость, деградация пастбищ, техногенное загрязнение), которые часто вызывают необратимые изменения количественного и качественного состава земельных ресурсов, весьма актуальна организация постоянно действующей сети государственного мониторинга земель. В настоящее время имеются необходимые для проведения этих работ материалы и документы, почвенные, геоботанические, геологические, геоморфологические, ландшафтные тематические карты России, серии карт основных показателей экологического состояния почв, негативных процессов и явлений, характерных для земельных ресурсов страны, и на некоторые территории - результаты оценки их динамики во времени и пространстве. Система государственного мониторинга земель РФ должна включать следующие разделы: 1. Концепцию ведения государственного мониторинга земель как информационной базы их рационального использования и защиты от прямых потерь, деградации и загрязнения. 2. Ландшафтно-экологическое (природно-хозяйственное) районирование земельных ресурсов как научной основы для размещения сети государственного мониторинга земель. 3. Научно обоснованную и экономически целесообразную схему полигонов государственного мониторинга земель. 4. Нормативно-техническую базу системы ведения наблюдений за состоянием земель с отражением принципов размещения и режима работы наблюдательного комплекса. Выявление негативных и позитивных тенденций в изменении эколого-хозяйственного состояния земельных ресурсов, выработка прогнозов ухудшения или улучшения их качества и принятие экстренных мер по регулированию неблагоприятных процессов, эффективному управлению земельным фондом региона возможно лишь на базе всестороннего анализа результатов систематических, регулярно обновляемых данных о количественном и качественном состоянии земель. Такую информацию получают в рамках мониторинга земель. В отличие от термина «контроль природной среды» понятие «мониторинг» само по себе не включает элементы управления, регулирования компонентов природной среды, а обеспечивает необходимые данные для такого регулирования. Данные государственного мониторинга земель России должны характеризовать состояние: земельных ресурсов страны в целом, ее республик (краев, областей), административных районов, населенных пунктов, землевладений, землепользований; таксономических единиц ландшафтно-экологического (природно-хозяйственного) районирования; ареалов воздействия негативных процессов и явлений. Структура мониторинга земель предусматривает следующие подсистемы, соответствующие категориям земель: -мониторинг земель сельскохозяйственного назначения; -мониторинг земель населенных пунктов; -мониторинг земель объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения; -мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; -мониторинг земель лесного фонда; -мониторинг земель водного фонда; -мониторинг земель запаса. Первичные данные, получаемые при непосредственных наблюдениях за состоянием и использованием земель (угодий, полей, участков, элементов инфраструктуры) обобщают по административным районам и городам областей, республик, а также по областям и республикам в целом и по ландшафтно-экологическим (природно-хозяйственным) комплексам, экологическим ареалам различных видов. Мониторинг земель России является составной частью Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), а также глобального мониторинга природной среды и климата. С истема мониторинга земель России включает в себя следующие уровни: -глобальный (в соответствии с международной геосферно-биосферной программой «Глобальные изменения»); -федеральный (национальный) - на территории РФ в целом; -региональный (на пространствах, ограниченных физико-географическими, экономико-географическими, административными или иными рубежами и охватывает крупные территории - Крайний Север Европейской части РФ, Северо-Западные районы РФ, бассейн реки Волги, республику, край, область); -локальный (административный район, город или их части); -объектный (отдельное хозяйство, другое зп и зв, полигон, участок). В зависимости от происхождения изменений состояния земель различают фоновый и импактный мониторинг. Фоновый мониторинг предполагает наблюдения за состоянием земель, находящихся под воздействием естественных процессов, при минимальном (фоновом) наложении на них результатов человеческой деятельности и проводится в биосферных заповедниках. При импактном мониторинге ведут наблюдения за состоянием земель в местах непосредственного воздействия антропогенных факторов. Процессы, вызывающие изменения состояния земель, подразделяют на: -эволюционные (связанные с историческим развитием земли); -цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными периодами изменений природного характера); -антропогенные (связанные с человеческой деятельностью); -катаклизмы (связанные со случайными явлениями); -чрезвычайные ситуации (связанные с промышленными авариями, стихийными и экологическими бедствиями, экстремальными условиями, водохозяйственными катастрофами и др.) Наблюдения за состоянием земель в зависимости от сроков и периодичности подразделяют на 4 группы: базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель), периодические (через один год и более), оперативные (выполняемые регулярно, с интервалом менее одного года, или единовременные, связанные с чрезвычайной ситуацией), ретроспективные (анализ предшествующих наблюдений). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|