ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Заочная экскурсия по Бунинским местам.«Изящный человек, худой, тонкий, барин средней Росси» (Б. Зайцев), «…один из последних лучей какого-то чудного русского дня» (Г. Адамович). Таким представляют, так оценивают современники Ивана Алексеевича Бунина. «Я не портной, чтобы прилаживаться к сезонам», - писал о себе Иван Бунин в одном из писем Н.Телешову. И он на самом деле «не прилаживался», оставаясь по жизни одиноким. Поэтому не удивительно, что именно одиночество стало основным состоянием лирического героя Бунина. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 г. в Воронеже. Бунины - старинный дворянский род, к которому принадлежали В.А.Жуковский, П.П.Семенов-Тян-Шанский. В Воронеже Бунин родился, жил близ Ельца, бывал в Ефремове, работал в Орле, и есть еще несколько деревенек, в которых прошло детство и юность писателя и о которых можно прочесть в захватывающей, почти биографической книге «Жизнь Арсеньева». Поэтому многие города центральной России почли бы за честь называться родными городами И.А, Бунина Один из музеев И.А.Бунина находится в центральной части города, на улице, связанной с жизнью писателя в Орле и началом его литературной деятельности. Этот музей И.А.Бунина привлекает к себе прежде всего богатством подлинных экспонатов, раскрывающих долгий творческий путь лауреата Нобелевской премии. Кульминацией же смыслового и эмоционального восприятия музея стал воссозданный интерьер парижского рабочего кабинета И.А.Бунина. Годы, прожитые в Орле, занимают исключительно важное место в биографии Бунина. Здесь вышла первая его книга "Стихотворения 1887-1891гг."
Но еще более своим считают Бунина жители старинного русского города Ельца. В центре города рядом с башней с курантами, построенной еще в 19 веке, располагаются недавно созданные фонтан и памятник И.А. Бунину. Памятник Бунину установлен в 1995 году к 125-ой годовщине со дня рождения писателя. Елец на самом деле занимает важное место в жизни И.А.Бунина, ведь здесь он учился в гимназии вплоть до пятнадцати лет. В доме, где жил гимназист Бунин, теперь музей. На стенах висят портреты дворянской четы. Здесь его очки, бритвенные принадлежности, письма писателя, черновики и его произведения. Гимназист Бунин живо интересовался историей родных мест, благо в то время в Ельце еще сохранились дома и церкви, уцелевшие после набегов кочевников. Будучи в эмиграции Бунин вспоминал свой родной Елец и храм Михаила Архангела. Это было первым детским впечатлением мальчика, приехавшего из глухой деревни, Позже он писал, что этот храм поразил его больше, чем Нотр Дам Де Пари. К сожалению, сегодня храм в полуразрушенном состоянии. Сегодня в Ельце восстановлены и принимают верующих всего несколько церквей из 32, насчитывавшихся в городе до октябрьского переворота 1917 года. Река Быстрая Сосна разделяет город на две части. Во все времена года привлекает она заядлых рыбаков, а летом служит местом отдыха для тысяч ельчан. Не был исключением и Иван Бунин. Кроме того, сейчас с берега реки открывается хороший вид на Вознесенский собор. Гордость Ельца, главный храм города - Вознесенский собор. Он построен по проекту великого храмостроителя России Константина Андреевича Тона, создателя возрожденного в Москве Храма Христа Спасителя. Собор строился 44 года. И все-таки главным университетом Бунина была деревенская жизнь. В 4 года родители привезли маленького Ваню в Бутырки, имение отца. ДЕРЕВНИ, в которой Бунин начинал познавать мир, сегодня нет. Стоит лишь памятный столбик, означающий, что деревня была. Приглядевшись, в траве видишь остатки фундамента - белый с желтизной плиточный известняк, из которого в этих местах и поныне строят сараи, погреба, ограды дворов. Но это не важно, ведь на самом деле память о человеке лучше всего хранит сама земля: холмы, река, луга, лес». Пейзажи Орловские, Воронежские с тех пор мало изменились. Для Ивана Алексеевича Бунина эти места навсегда сохранили свое очарование. Оглядываясь на прожитое, уже в Париже он написал: «Рос я в великой глуши. Пустынные поля, одинокая усадьба среди них... Зимой безграничное снежное море, летом - море хлебов, трав и цветов... И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание...» Быть может, именно это таинственное молчание родной природы навеяло стихотворение «За все тебя, Господь, благодарю!», которое сейчас и прозвучит.
Выразительное чтение стихотворение И.А.Бунина. За все тебя, Господь, благодарю! Ты, после дня тревоги и печали, Даруешь мне вечернюю зарю, Простор полей и кротость синей дали.
Я одинок и ныне – как всегда. Но вот закат разлил свой пышный пламень, И тает в нем Вечерняя Звезда, Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой, И есть отрада сладкая в сознанье, Что я один в безмолвном созерцанье, Что всем я чужд и говорю – с тобой.
10. Задание группе учащихся, анализирующих синтаксис стихотворения: Найдите все грамматические основы, посчитайте все самостоятельные предикативные части в тексте, а затем выпишите отдельно подлежащие и отдельно все сказуемые, чтобы сделать вывод о том, на какие семантические компоненты разбивается текст.
11.Беседа с учащимися о стихотворении И.А.Бунина СТИХОТВОРЕНИЕ И.А.БУНИНА «ЗА ВСЕ ТЕБЯ, ГОСПОДЬ, БЛАГОДАРЮ!»
12.Заключительное слово учителя. Вы, наверное, почувствовали сходство этих двух стихотворений. И для М.Ю. Лермонтова, и для И.А. Бунина обращение к природе стало великолепным поводом для разговора о человеке и мире вообще. Перед ликом священной природы, вечной, как само мирозданье, забываешь мирское, суетное, понимаешь, как прекрасен этот мир и как легко и покойно может быть человеку в нем, даже такому как М.Ю. Лермонтов, мятежный, бунтарский дух которого почти не знал смирения. И не случайно эпиграфом к сегодняшнему уроку мы взяли строчки из другого стихотворения Бунина: Нет, не пейзаж влечёт меня, Слившись с природой, растворившись в ней, до конца понимаешь всю силу любви к жизни и радость бытия.
13.Подведение итогов ---Какие элементы поэтического синтаксиса мы сегодня вспомнили? (Анафора, градация, синтаксический параллелизм). ---Какие художественно-выразительные средства повторили? (Оксюморон, эпитет, метафору, сравнение, олицетворение). ---К какому жанру относятся изученные сегодня стихотворения? (Философская лирика). 14.Задание на дом: Дома вам предстоит очень серьёзная работа, аналогичная той, которую мы выполняли сейчас, но вместе с тем гораздо более сложная. На столах у вас лежат листочки с только что проанализированными стихотворениями. Дома вы должны будете написать сочинение – сравнительный анализ этих двух стихотворений: стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» и стихотворения И.А.Бунина «За все тебя, Господь, благодарю!»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|