Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Заочная экскурсия по Бунинским местам.




«Изящный человек, худой, тонкий, барин средней Росси» (Б. Зайцев), «…один из последних лучей какого-то чудного русского дня» (Г. Адамович). Таким представляют, так оценивают современники Ивана Алексеевича Бунина.

«Я не портной, чтобы прилаживаться к сезонам», - писал о себе Иван Бунин в одном из писем Н.Телешову. И он на самом деле «не прилаживался», оставаясь по жизни одиноким. Поэтому не удивительно, что именно одиночество стало основным состоянием лирического героя Бунина.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 г. в Воронеже. Бунины - старинный дворянский род, к которому принадлежали В.А.Жуковский, П.П.Семенов-Тян-Шанский.

В Воронеже Бунин родился, жил близ Ельца, бывал в Ефремове, работал в Орле, и есть еще несколько деревенек, в которых прошло детство и юность писателя и о которых можно прочесть в захватывающей, почти биографической книге «Жизнь Арсеньева». Поэтому многие города центральной России почли бы за честь называться родными городами И.А, Бунина

Один из музеев И.А.Бунина находится в центральной части города, на улице, связанной с жизнью писателя в Орле и началом его литературной деятельности. Этот музей И.А.Бунина привлекает к себе прежде всего богатством подлинных экспонатов, раскрывающих долгий творческий путь лауреата Нобелевской премии. Кульминацией же смыслового и эмоционального восприятия музея стал воссозданный интерьер парижского рабочего кабинета И.А.Бунина. Годы, прожитые в Орле, занимают исключительно важное место в биографии Бунина. Здесь вышла первая его книга "Стихотворения 1887-1891гг."

 

Но еще более своим считают Бунина жители старинного русского города Ельца.

В центре города рядом с башней с курантами, построенной еще в 19 веке, располагаются недавно созданные фонтан и памятник И.А. Бунину. Памятник Бунину установлен в 1995 году к 125-ой годовщине со дня рождения писателя. Елец на самом деле занимает важное место в жизни И.А.Бунина, ведь здесь он учился в гимназии вплоть до пятнадцати лет. В доме, где жил гимназист Бунин, теперь музей. На стенах висят портреты дворянской четы. Здесь его очки, бритвенные принадлежности, письма писателя, черновики и его произведения.

Гимназист Бунин живо интересовался историей родных мест, благо в то время в Ельце еще сохранились дома и церкви, уцелевшие после набегов кочевников.

Будучи в эмиграции Бунин вспоминал свой родной Елец и храм Михаила Архангела. Это было первым детским впечатлением мальчика, приехавшего из глухой деревни, Позже он писал, что этот храм поразил его больше, чем Нотр Дам Де Пари. К сожалению, сегодня храм в полуразрушенном состоянии. Сегодня в Ельце восстановлены и принимают верующих всего несколько церквей из 32, насчитывавшихся в городе до октябрьского переворота 1917 года.

Река Быстрая Сосна разделяет город на две части. Во все времена года привлекает она заядлых рыбаков, а летом служит местом отдыха для тысяч ельчан. Не был исключением и Иван Бунин. Кроме того, сейчас с берега реки открывается хороший вид на Вознесенский собор.

Гордость Ельца, главный храм города - Вознесенский собор. Он построен по проекту великого храмостроителя России Константина Андреевича Тона, создателя возрожденного в Москве Храма Христа Спасителя. Собор строился 44 года.

И все-таки главным университетом Бунина была деревенская жизнь. В 4 года родители привезли маленького Ваню в Бутырки, имение отца. ДЕРЕВНИ, в которой Бунин начинал познавать мир, сегодня нет. Стоит лишь памятный столбик, означающий, что деревня была. Приглядевшись, в траве видишь остатки фундамента - белый с желтизной плиточный известняк, из которого в этих местах и поныне строят сараи, погреба, ограды дворов. Но это не важно, ведь на самом деле память о человеке лучше всего хранит сама земля: холмы, река, луга, лес».

Пейзажи Орловские, Воронежские с тех пор мало изменились.

Для Ивана Алексеевича Бунина эти места навсегда сохранили свое очарование.

Оглядываясь на прожитое, уже в Париже он написал: «Рос я в великой глуши. Пустынные поля, одинокая усадьба среди них... Зимой безграничное снежное море, летом - море хлебов, трав и цветов... И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание...» Быть может, именно это таинственное молчание родной природы навеяло стихотворение «За все тебя, Господь, благодарю!», которое сейчас и прозвучит.

 

Выразительное чтение стихотворение И.А.Бунина.

За все тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

 

Я одинок и ныне – как всегда.

Но вот закат разлил свой пышный пламень,

И тает в нем Вечерняя Звезда,

Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

 

И счастлив я печальною судьбой,

И есть отрада сладкая в сознанье,

Что я один в безмолвном созерцанье,

Что всем я чужд и говорю – с тобой.

 

10. Задание группе учащихся, анализирующих синтаксис стихотворения:

Найдите все грамматические основы, посчитайте все самостоятельные предикативные части в тексте, а затем выпишите отдельно подлежащие и отдельно все сказуемые, чтобы сделать вывод о том, на какие семантические компоненты разбивается текст.

 

11.Беседа с учащимися о стихотворении И.А.Бунина

СТИХОТВОРЕНИЕ И.А.БУНИНА

«ЗА ВСЕ ТЕБЯ, ГОСПОДЬ, БЛАГОДАРЮ!»

1.Сколько предложений в тексте стихотворения? Охарактеризуйте их, найдите все грамматические основы.   2.С какого предложения стихотворение начинается, какой тон им задается?   3.Кто или что выступает посредником в этом разговоре?     4.Как меняется состояние лирического героя от соприкосновения с божественной природой?     5.Какие художественно-выразительные средства помогают Бунину передать эту мысль?   6.Исследуйте поэтическую пунктуацию и скажите, какой знак с точки зрения современных правил не оправдан. Что он подчеркивает?     7.Какой композиционный прием вы бы отметили в стихотворении?     В тексте стихотворения 5 предложений. Первое – одно- составное, определенно-личное. Остальные двусоставные, но обращает на себя внимание то, что на 9 простых частей приходится очень ограниченный круг подлежащих: я (автор, его лирический герой ), ты (Господь, Бог), закат, Вечерняя Звезда, отрада. Значит, содержание стихотворения Выстраивается вокруг «Я» лирического героя, Бога и того, что одним словом называется природа.   Стихотворение начинается со слов благодарности, обращенных к Всевышнему. Такое начало сразу задает тон диалога поэта с Богом.   Как известно, простым смертным нужны посредники для общения с Богом. Для И.А.Бунина, как и для М.Ю.Лермонтова, таким посредником становится природа. Более того, у Бунина природа не просто посредник между Богом и людьми, а сама является одной из форм проявления божественного.     У героя Бунина, несмотря на каждодневные тревоги и печали, от соприкосновения с природой появляется желание жить. Даже в печали и одиночестве он находит свою прелесть.     Первое, что обращает на себя внимание, это оксюморон. ОКСЮМОРОН - это словосочетание из двух, несовместимых, противоречащих друг другу по значению слов. «счастлив печальною судьбою», «отрада в сознанье, что я один». ЭПИТЕТ – это выразительное художественное определение предмета, подчеркивающее какой-либо из его существенных признаков. (От греч. Epitheton, букв. – приложенное) «пышный пламень», «самоцветный камень», «отрада сладкая», «даль синяя». МЕТАФОРА – это скрытое сравнение, употребление слова в переносном значении, когда на обозначаемый предмет (явление, лицо) переносится свойство другого предмета. «пламень заката», «кротость дали» СРАВНЕНИЕ – это сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим. «Вечерняя Звезда, как самоцветный камень». Против всех пунктуационных правил стоит тире в последнем предложении. Автор делает это не случайно. Тире часто используется как авторский знак и служит для создания особой выразительности, для придания особой значимости, в данном случае, местоимению «тобой». А иначе быть и не может, ведь под этим словом подразумевается Бог.     В первой и последней строчке стихотворения автор обращается к Богу. Таким образом, стихотворение как бы заключено в кольцо. Такая композиция называется кольцевой. КОЛЬЦЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, при которой все будто повторяется, но в новом качестве. В самом деле, все повторяется, но в новом качестве. Если в первой строчке поэт обращается к Богу, как некому символу, как обращаются в безликой механической молитве, то в последней строчке стихотворения местоимение «тобой» как бы приближает к нам Бога, делает его реальным, осязаемым.

12.Заключительное слово учителя.

Вы, наверное, почувствовали сходство этих двух стихотворений. И для М.Ю. Лермонтова, и для И.А. Бунина обращение к природе стало великолепным поводом для разговора о человеке и мире вообще. Перед ликом священной природы, вечной, как само мирозданье, забываешь мирское, суетное, понимаешь, как прекрасен этот мир и как легко и покойно может быть человеку в нем, даже такому как М.Ю. Лермонтов, мятежный, бунтарский дух которого почти не знал смирения. И не случайно эпиграфом к сегодняшнему уроку мы взяли строчки из другого стихотворения Бунина: Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
И.Бунин

Слившись с природой, растворившись в ней, до конца понимаешь всю силу любви к жизни и

радость бытия.

 

 

13.Подведение итогов

---Какие элементы поэтического синтаксиса мы сегодня вспомнили?

(Анафора, градация, синтаксический параллелизм).

---Какие художественно-выразительные средства повторили?

(Оксюморон, эпитет, метафору, сравнение, олицетворение).

---К какому жанру относятся изученные сегодня стихотворения?

(Философская лирика).

14.Задание на дом:

Дома вам предстоит очень серьёзная работа, аналогичная той, которую мы выполняли сейчас, но вместе с тем гораздо более сложная. На столах у вас лежат листочки с только что проанализированными стихотворениями. Дома вы должны будете написать сочинение – сравнительный анализ этих двух стихотворений: стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» и стихотворения И.А.Бунина «За все тебя, Господь, благодарю!»

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных