Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Если задержали рейс, что нужно делать, чтобы правильно предъявить требования авиакомпании? И какие доказательства подтвердят факт задержки рейса, если придется судиться?

Мы приехали в аэропорт вовремя, но оказалось, что наш рейс задерживается. Информация на табло о времени задержки все время менялась, из-за чего мы не могли покинуть аэропорт, чтобы в комфортных условиях дождаться вылета. В итоге мы провели в аэропорту 9 часов. Какие компенсации можно потребовать от авиакомпании в таком случае? И при каких задержках авиакомпания должна обеспечить пассажиров питанием и местами в гостинице? Зависит ли это от вида рейса — регулярный или чартерный?

Размер компенсаций зависит от времени задержки рейса, а не от вида рейса. Ответственность за задержку отправления или за просрочку доставки пассажира несет перевозчик, то есть авиакомпания (п. 1 ст. 795 ГК РФ, п. 1 ст. 116, ст. 120 ВК РФ). Если это произошло по ее вине, то она должна заплатить каждому пассажиру штраф в размере 25 рублей за каждый час задержки рейса (ст. 120 ВК РФ). При этом общая сумма штрафа не может превышать 50 процентов провозной платы (стоимости билета). Авиакомпания не отвечает за задержку рейса, если докажет, что просрочка произошла вследствие непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ), устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо из-за иных обстоятельств, не зависящих от нее (ст. 120 ВК РФ). Но даже в таких случаях авиакомпания обязана предоставить пассажирам прохладительные напитки, если ожидание отправления рейса превышает 2 часа, горячее питание — при ожидании рейса свыше 4 часов и далее каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов в ночное время. Кроме того, при ожидании вылета более 8 часов в дневное время и более 6 часов в ночное время авиакомпания должна организовать для пассажиров размещение в гостинице (п. 99 федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов...», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.07 № 82, далее — правила № 82). Если авиакомпания не позаботилась об этом сервисе и пассажиры самостоятельно понесли расходы на питание или гостиницу во время ожидания вылета, то такие расходы можно взыскать с авиакомпании. Кроме того, пассажир может потребовать, чтобы перевозчик возместил ему другие расходы, если они были необходимы в связи с задержкой рейса и если будет документальное подтверждение этих расходов (определение Московского городского суда от 24.02.12 по делу № 33–5985). Также пассажир при обращении в суд может требовать компенсации морального вреда (ст. 151 ГК РФ, ст. 15 Закона РФ от 07.02.92 № 2300–1 «О защите прав потребителей»). Все эти правила действуют независимо от вида рейса — чартерный или регулярный.

Из-за задержки рейса я вылетела в Турцию на сутки позже и прибыла в забронированный отель только на второй день. Могу ли я потребовать возмещения стоимости проживания в отеле за тот первый день, который у меня выпал из отпуска? И кому нужно предъявлять такое требование (авиакомпании или турфирме), если весь тур я бронировала пакетом (включая билеты) через турфирму?

Вы можете предъявить требование по возмещению стоимости проживания в отеле только авиаперевозчику. Дело в том, что туроператор, сформировавший туристский продукт (вашу турпутевку с учетом авиаперевозки) отвечает перед туристом за действия третьих лиц, если федеральными законами или иными правовыми актами не установлено, что ответственность перед туристом несет третье лицо (ст. 9 Федерального закона от 24.11.96 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). Авиаперевозки — как раз такой особый случай, когда установлено, что ответственность перед туристом несет третье лицо, а именно авиакомпания. Согласно статье 795 Гражданского кодекса, а также статьям 116, 120 Воздушного кодекса, ответственность за задержку отправления и за просрочку доставки пассажира несет перевозчик. При рассмотрении вопросов, связанных с защитой прав потребителей в сфере туристских услуг, учитываются особенности воздушного законодательства (п. 8 письма Роспотребнадзора от 31.08.07 № 0100/8935-07-32 «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания»).

Поэтому авиакомпания обязана возместить вам убытки из-за пропавшего дня предоплаченного отдыха в отеле, если задержка рейса произошла по обстоятельствам, зависящим от нее (п. 1 ст. 28 закона «О защите прав потребителей», ст. 120 ВК РФ, определение Пермского краевого суда от 22.08.12 по делу № 33–7335/2012). Турфирма за это ответственности не несет.

Если задержали рейс, что нужно делать, чтобы правильно предъявить требования авиакомпании? И какие доказательства подтвердят факт задержки рейса, если придется судиться?

В первую очередь важно сохранить документы, подтверждающие факт задержки рейса. Это может быть справка о задержке рейса, выданная администрацией аэропорта вылета или прилета, билет с отметкой о задержке вылета или новые посадочные талоны. Иногда пассажиры задержанного рейса коллективно составляют и подписывают акт о задержке — суд тоже может его учесть в качестве доказательства. После этого необходимо написать заявление в авиакомпанию, сформулировав ваши требования (выплата компенсации за задержку, возмещение расходов, связанных с задержкой рейса, и т. д.). Вообще суды считают, что для предъявления требований пассажира в случае нарушения договора воздушной перевозки не предусмотрен обязательный претензионный порядок, он установлен только для претензий, связанных с перевозкой грузов и почты (п. 3, 4 ст. 124 ВК РФ, апелляционные определения Московского городского суда от 02.07.12 по делу № 11–12518, Мурманского областного суда от 17.01.13 № 33–200). Но обычно авиакомпании не доводят дело до суда и удовлетворяют претензию добровольно, если задержка рейса произошла по обстоятельствам, за которые они отвечают, поэтому есть смысл сначала отправить претензию. Авиакомпания обязана принять решение по вашей претензии в течение 30 дней (п. 1 ст. 128 ВК РФ). Если вам ответили отказом или ответа вообще не последовало, то нужно обращаться в суд. К исковому заявлению нужно приложить имеющиеся у вас доказательства задержки рейса и понесенных расходов.

Учитывая, что в случае задержки рейса ответственность авиакомпании зависит от причин задержки, как пассажир может доказать в суде вину авиакомпании? Где и как получить официальную информацию о причинах задержки?

Пассажиру не нужно доказывать вину авиакомпании — она должна доказать отсутствие своей вины. Это предусмотрено законом (п. 2 ст. 401 ГК РФ, п. 4 ст. 13 закона «О защите прав потребителей», письмо Роспотребнадзора от 27.12.10 № 01/18080-0-32 «О защите прав авиапассажиров, пострадавших в результате задержек авиарейсов»). Если дело доходит до суда, то обычно авиакомпания предоставляет акт о задержке отправления рейса, где указана причина задержки, и выписку из дневника погоды фактических погодных условий в аэропорту, если авиакомпания ссылается на неблагоприятные атмосферные условия (определение Московского городского суда от 25.12.12 № 4г/8–7324/12, апелляционное определение Московского городского суда от 24.12.12 по делу № 11–30437). Непосредственно в момент задержки информация о ее причинах должна быть доведена до пассажиров в аэропорту в визуальной или акустической форме (п. 92 правил № 82).

Одна из самых распространенных причин задержки, не зависящих от авиакомпании, — неблагоприятные атмосферные условия. К ним относятся: грозовая деятельность, сильные осадки, повышенная электрическая активность атмосферы, обледенение, турбулентность, сдвиг ветра и т. д. (п. 3.118 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.09 № 128). Правда, не всегда, когда авиакомпания ссылается на эти причины, они подтверждаются. Например, в одном судебном споре авиакомпания в качестве причины задержки указала «переохлажденный дождь — гололед». Но, судя по информации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, этой авиакомпании было выдано инспекторское предписание за непринятие необходимых мер по обеспечению наличия достаточного количества противообледенительной жидкости для обработки воздушных судов. В результате суд пришел к выводу, что причиной задержки стали не столько погодные явления, сколько недостатки работы самой авиакомпании. Требования пассажира были удовлетворены (определение Свердловского областного суда от 28.08.12 по делу № 33–10466/2012).

Мне пришлось отменить поездку. Хотя я обратился в авиакомпанию за неделю до вылета, мне отказали в возврате денег, объяснив это тем, что билеты невозвратные (именно этим обусловлена их более низкая цена). Это законно или есть смысл спорить?

В настоящее время это незаконно, если речь идет о российской авиакомпании. В некоторых странах законом допускаются такие перевозочные тарифы, которые предполагают невозможность возврата платы за авиабилеты в случае отказа пассажира от полета. В России же такие тарифы пока противоречат закону. У нас пассажир может отказаться от полета и получить обратно полную стоимость перевозки, если он уведомит об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до вылета (ст. 108 ВК РФ). Авиакомпания не вправе устанавливать свои правила, нарушающие эту норму. В этом году Минтранс России подготовил законопроект с поправками в Воздушный кодекс, предлагающий введение невозвратных тарифов и в России. Проект предполагает, что полная стоимость билета, приобретенного по невозвратному тарифу, будет возвращаться только в случае болезни пассажира, либо болезни или смерти члена его семьи, следующего с ним, либо в связи с задержкой рейса. Но пока эти поправки не приняты.

Я сдал билеты за сутки до вылета, но авиакомпания удержала из их стоимости штраф за отказ от вылета. Есть какие-то унифицированные правила, какую часть стоимости может удержать авиакомпания при отказе от билетов или каждая авиакомпания устанавливает свои правила?

Общие правила есть, и авиакомпании должны их придерживаться. Конечно, перевозчики могут устанавливать и свои внутренние правила, но они не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров (п. 102 ВК РФ, п. 4 правил № 82). Сбор за отказ от полета взимается, только если пассажир уведомил перевозчика об отказе от полета менее чем за 24 часа до времени вылета, указанного в билете (п. 97 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров, утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.08 № 155, далее — правила № 155). Размер этого сбора не может превышать 25 процентов платы за перевозку (ст. 108 ВК РФ). Сумму, удержанную сверх установленной законом, вы можете взыскать с авиакомпании в качестве ее неосновательного обогащения (определение Московского городского суда от 06.02.12 № 4г/1–11743).

Если же пассажир отказывается от полета не менее чем за 24 часа, то из стоимости билета могут быть удержаны только сборы за бланк билета, бланк ордера разных сборов и бланк квитанции оплаты сверхнормативного багажа (и то если они включены в тариф), а также плата за операции по аннулированию бронирования перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, и оформлению возврата сумм (эта плата устанавливается условиями применения тарифа конкретной авиакомпании). Это предусмотрено в пункте 93 правил № 155.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ. INTERNATIONAL FESTIVAL OF ARTS, CULTURE AND CREATIVITY | Стоимость календарей от 350 рублей за единицу, в зависимости от объема заказа.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных