Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Альтруизм, помогающее поведение____________________________________________




Альтруизм

это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в основе его лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности.

Потребность помогать другим обнаруживается уже у трехлетних детей.

Помогающее поведение рассматривается как проявление ответственности. Одним из первых в нашей стране к проблемам альтруизма, милосердия, помощи обратился К. Муздыбаев. В своей книге «Психология ответственности» (Муздыбаев, 1983) он рассматривает две формы ответственного поведения — заступничество и отзывчивость, иллюстрируя конкретный экспериментальный материал примерами бескорыстия и милосердия, которое люди так часто проявляют в экстремальных ситуациях, на фронте и т. д..

Помогающее поведение может исходить как из бескорыстных, безусловных мотивов, так и эгоистических побуждений.

Психологи (М. Снайдер и др., 1993; Snyder, 1984) в результате исследований выделили 6 причин помогающего поведения, которые можно назвать замаскированным эгоизмом:

• знание (желание научиться чему-либо, лучше понимать других);

• карьера (новые связи, расширение перспектив получения работы);

• социальная приспособляемость (добиться одобрения в рамках группы);

• уменьшение чувства вины и избавление от личных проблем;

• увеличение уважения, собственного достоинства;

• выражение ценностей (забота о других как общечеловеческая ценность).
Источником подлинного альтруизма является эмпатия, но с определенными

ограничениями. Например, Шоу и др. (1994) показали: «Чувствуя, что эмпатия пробуждает альтруизм, люди порой стараются избегать ситуаций, вызывающих эмпатию, чтобы была возможность уйти от чрезмерного включения в них». Чаще оказывают помощь те, кто сам раньше ее получал, и те, кто обладает эмпатией (по: Майерс, 1997).

На альтруистическое поведение влияют ситуация и черты личности.

Влияние характеристик ситуации

Б. Латане и Дж. Дарли инсценировали различные ситуации (Latane, Darley, 1968) и обнаружили, что число очевидцев оказывает влияние на частоту проявления помогающего поведения: чем меньше очевидцев, тем чаще помощь. Эксперимент 1968 г. выглядел следующим образом. В комнату, где испытуемые поодиночке или в группах от 3 до 8 человек заполняли опросник, пускали дым, иногда очень сильный. Наблюдение велось через зеркальную стену. Если человек находился один в комнате, то он проявлял интерес к источнику дыма, вставал с места, сообщал о происходящем. Если же в комнате присутствовало несколько человек, они могли сидеть в дыму, кашлять, но никто не шел сообщать о возможном пожаре.

С. К. Нартова-Бочавер (Нартова-Бочавер, 1992) обнаружила, что переживание успеха увеличивает желание помочь другим людям, а переживание неудачи ослабляет.

Известно также, что обучение детей альтруистическому поведению с помощью картинок увеличивает их вербальный альтруизм, обучение же на реальных ситуациях формирует устойчивую альтруистическую мотивацию, которая тем выше, чем теплее и дружественнее отношения людей.

М. Снайдер и др. (1974; Snyder, 1984) обнаружили, что водители машин чаще берут путешествующих автостопом, если те, обращаясь с просьбой к водителю, смотрят ему в


глаза. Генри и Линда Соломон (1981; Solomon, 1978) подтвердили, что уменьшение анонимности — упоминание имени, личный контакт, уверенность в повторной встрече — увеличивает вероятность оказания помощи.

Влияние черт личности

Набора альтруистических личностных черт не обнаружено. Однако существуют индивидуальные различия при оказании помощи. Эти различия сохраняются в течение определенного времени и наблюдаются у схожих лиц.

Берноф и др. (1991) показали, что чаще помогают высокоэмоциональные, эмпатические и склонные самостоятельно принимать решения люди, а также люди с высокоразвитым самоконтролем. Взаимосвязь личности и ситуации была обнаружена в 172 исследованиях помогающего поведения, в которых приняли участие более 50 тыс. чел.

Установлено, что по отношению к зависимому человеку проявляется больше альтруизма, милосердия, чем к независимому. То же касается людей приятных, привлекательных, знакомых, а также представителей одной с помогающим этнической группы.

Женщины и религиозные люди помогают чаще. Кроме того, чаще оказывают помощь счастливые люди (по: Майерс, 1997).

Моделирование альтруизма оказывает влияние на формирование соответствующих мотивов. Эксперименты А. Бимана и его коллег (Beaman et al., 1978) показали, что если в ходе эксперимента люди осознают, почему присутствие других удерживает их от оказания помощи, они становятся более отзывчивыми в любой групповой ситуации.

Потребность в милосердии, помогающем поведении, отзывчивости и бескорыстности формируется в актах помогающего поведения и повышает самоуважение и самооценку человека, позволяет ему пережить возвышенные чувства причастности к добрым делам и чувства глубокого человеческого сопереживания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных