ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Межличностное взаимодействие в игреИгровое поведение людей выявляет важные аспекты межличностного взаимодействия, которые находятся в тени или отсутствуют в других видах человеческого общения. При этом игра (наиболее наглядно — групповая) включает в свою структуру все перечисленные в начале главы основные элементы совместной деятельности — цель, объединяющую участников; общность мотивов; взаимосвязанность; особое пространство и время ее проведения; ролевое поведение участников с соответствующим распределением между ними отдельных функций; наконец, управление с целью координации индивидуальных действий игроков. В чем же особенность игровой деятельности в сравнении со всякой иной? Рассмотрим следующие известные определения игры. Человеческая игра по Д. Б. Эльконину — это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности (Эльконин, 1978). Игра по Й. Хейзинге — это свободная деятельность, которая осознается как «невзаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако может целиком овладеть играющим, не преследует при этом никакого прямого материального интереса, не ищет пользы, совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой. Игра есть борьба за что-нибудь или же представление чего-нибудь (Хейзинга, 1992). Игры — комплекс скрытых трансакций, отличительной особенностью которых является, во-первых, неосознанное стремление каждой из сторон к достижению превосходства над другой и получению вознаграждения и, во-вторых, скрытые мотивы их участников. Во время скрытой трансакции участник чаще всего притворяется, так как создает видимость, что делает что-то одно, а в действительности делает совсем другое (Э. Берн, 1988). На основе определений, предложенных различными авторами, можно сделать Игра свободная, неутилитарная, упорядоченная деятельность в намеренно ограниченном пространстве и времени, в рамках которой воссоздаются социальные отношения между людьми. Приведенные определения позволяют выделить ряд аспектов игрового поведения, важных для понимания особенностей межличностного взаимодействия в игре. Во-первых, игровая деятельность определяется через противопоставление неигровой, для чего используются следующие семантические оппозиции: необходимое — свободное; естественное — искусственное; серьезное — несерьезное. Игра отмечается как свободная, искусственная, несерьезная; соответственно, неигровая деятельность — как необходимая, естественная, серьезная. Пересечение границ данных оппозиций означает переход Игровой деятельности в неигровую и обратно. Во-вторых, в качестве важнейшей структурной характеристики игры отмечается ее замкнутость, закрытость. Это означает, что нормативные рамки игры, цели, мотивы и интересы играющих ничем, кроме самой игры, не определяются. В своих пределах игра самодостаточна, выход за эти пределы прекращает игру. Именно эта особенность проявляется как неутилитарность: игра не решает каких бы то ни было проблем внешнего по отношению к ней мира, она создает и решает только свои собственные игровые проблемы, конструирует свою собственную игровую реальность. В-третьих, замкнутый характер игровой структуры предполагает четкое следование правилам игры, исполнение игроками предписанных ролевых функций, что составляет содержание игровой деятельности. Причем предписанность ролевого поведения в игре является значительно более жесткой, чем ролевого поведения в обществе. В-четвертых, можно выделить как минимум два типа игровой деятельности — «целевую» и «ролевую» (то, что И. Хейзинга сформулировал как «борьба за что-нибудь» или «представление чего-нибудь»). К первому типу можно отнести все игры, ориентированные на достижение успеха, победы над соперником или обстоятельствами. Игры второго типа — те, в которых происходит исполнение ролей, использование масок различной природы, реализация заранее заданного текста. Наконец, еще одна характеристика игры связана с таким ее свойством, как рефлексивность, удвоение реальности. Человек знает, что он играет. В процессе игры участники одновременно включены в два рода деятельности: деятельность по поводу игры и собственно игровую; они играют и «понарошку», и всерьез. Игрок должен владеть этим двуплановым поведением, иначе игра будет разрушена. Какой же опыт межличностного взаимодействия приобретают люди в играх? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|