Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вербализация эмоций




сообщение партнеру о своих чувствах и переживаниях в форме словесных посланий.

Способы проявления эмоций и степень их адекватности переживаемому состоянию становятся самостоятельной проблемой межличностных отношений, потому что в процессе межличностной коммуникации мы сообщаем друг другу не только о собственном эмоциональном состоянии, но и о своем отношении друг к другу.

Необходимо помнить, что:

1. Эмоции, отношение к ним и способы их выражения — часть стиля общения
любого человека. По степени эмоциональной экспрессивности людей можно
расположить по шкале от чрезвычайно экспрессивных до чрезвычайно сдержанных.
Недостаточная эмоциональная экспрессивность (впрочем, как и чрезмерная), ее
неадекватность условиям — один из важнейших источников конфликта в
межличностных отношениях. Чрезмерная сдержанность в проявлении эмоций и чувств
приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный,
высокомерный. Иногда это вызывает лишь удивление, иногда рождает неприязнь и
становится препятствием для установления нормальных отношений между людьми.

Сокрытие, утаивание, нерешительность в проявлении чувств в межличностных отношений могут повлечь за собой следующие последствия. Непроявленные чувства создают атмосферу непонимания, искажения, делают необъективными суждения и действия. Во много раз труднее становится решать межличностные проблемы. Напротив, качество отношений намного улучшается, если партнеры свободны в проявлении как положительных, так и отрицательных чувств. Длительное подавление чувств может со временем стать причиной того, что человек оказывается вообще неспособным чувствовать.

2. Проявление ситуативной эмоции скоротечно, однако реакция на нее другого
человека может быть длительной. При этом действуют как фактор самооценки, так и
эффекты восприятия. Неуверенный в себе человек очень чувствителен ко всем
оценкам, так или иначе его касающимся. Мы можем забыть о том, что сказали в
раздраженном состоянии, в то время как наш собеседник будет мучительно и долго
переживать услышанное.

3. Эмоция может быть неточно закодирована или декодирована. Кто-то не умеет
выражать эмоции потому, что не усвоил принятых в обществе форм выражения. Кто-то
искажает эмоцию, боясь выдать собственные чувства, например, из страха утратить
самоконтроль или быть скомпрометированным, отвергнутым или осмеянным. Иногда
бедность форм эмоционального поведения связана с особенностями общения в семье
или с непосредственным окружением.

Декодирование связано с проверкой правильности собственного восприятия, что предполагает оценку настроение других в форме предположения. Приемы, с помощью которых можно осуществлять этот контроль, включают вопросы типа: «Вы удивлены тем, что N сказал вам?», «Мне кажется, что вы сердитесь на то, что никто не придал значения вашим идеям», «Может быть, я сказал, что-то обидное для вас?», «Вы


расстроены?» и т. п.

4. Для многих людей труднее всего оказывается сообщить о переживаемых здесь и сейчас негативных эмоциях в глаза присутствующему человеку. Проще всего — говорить положительно об отсутствующем человеке, вспоминая ситуацию, которая была в прошлом.

Обычно выделяют три возможных способа выражения эмоционального состояния:

ненастойчивый, цель которого — скорее, скрыть подлинную эмоцию;

агрессивный, цель которого — «преподать урок» партнеру;

открытый, или уверенный, цель которого — дать знать, что вы чувствуете, не
вызывая чувства вины или агрессии у партнера, а в случае собственных негативных
эмоций сообщить о них таким образом, который позволит понять вас.

Сама структура сообщения в каждом из этих способов будет различаться.

Так, агрессивное сообщение, помимо того что в нем используются сильные оценочные определения, как правило, построено как «ты-послание», в нем ответственность за переживаемую эмоцию возложена на другого человека («ты выводишь меня из себя», «ты обидел(а) меня», «как ты мне надоел(а)»). Высказывания такого рода имеют двойной эффект: с одной стороны, звучащее в них обвинение вызывает у обвиняемого желание защититься, а не понять причину отрицательной эмоции; с другой стороны, определив другого как ответственного за свою эмоцию, адресант тем самым передает ему и власть над собой, поскольку изменение его эмоционального состояния зависит теперь от его партнера.

Сообщения даже о негативных эмоциях, не разрушающие атмосферу доверия и партнерства, должны носить характер «я-посланий». Это, с одной стороны, позволяет другим понять вас, не подвергая угрозе их самооценку, а с другой — позволяет принять ответственность за свои эмоции на себя, следовательно, открывает возможность управления ими («я нервничаю, потому что мне кажется, ты специально делаешь не так, как я прошу», «я расстроился, поскольку рассчитывал вместе провести время»).

Обратим внимание на то, что открытое сообщение о своих эмоциях сопровождается также раскрытием причин, вызвавших данное состояние, и потребностей, которые были при этом задеты.

По аналогии с широко используемым понятием «социальная компетентность» (способность эффективно взаимодействовать с другими людьми) используется понятие «эмоциональная компетентность» — способность действовать в соответствии с внутренней средой своих чувств и желаний. Эмоциональная и социальная компетентность взаимосвязаны; точное эмоциональное общение с окружающими улучшает качество межличностных отношений; в свою очередь, взаимодействие с другими людьми позволяет точнее понимать свои чувства и желания.

Управление чувствами и эмоциями в социальном взаимодействии

В каждой культуре существуют неписаные законы о том, какие чувства подобает проявлять по отношению к другим участникам в стандартизированных ситуациях, так же как в любой организации прилагаются некоторые усилия для того, чтобы контролировать межличностные отношения. Это вызвано тем, что между людьми, знающими друг друга достаточно близко, чувства начинают преобладать над нормативным поведением, возникают личные обязательства, делаются взаимные поблажки, что может повлиять на эффективность совместной деятельности и в целом на стабильность социальной организации.

Способы контроля, которые используются на данном уровне взаимодействия между людьми, направлены в первую очередь на регулирование социальной дистанции: чем значительнее социальная дистанция, тем больше вероятность, что поведение останется объектом социального контроля.

Там, где имеются различия в статусах — например, между преподавателями и студентами, офицерами и рядовыми, — дистанция постоянно поддерживается с


помощью различных ритуалов, таких как приветствие или различные почести. То же в религиозной среде: по традиции христианства, к священнику или монахине обращаются по сану, а не как к личности. Основная цель этого — исключить, по крайней мере теоретически, человеческий элемент из неизбежных контактов, определить отношения таким образом, чтобы тесный контакт между сторонами был маловероятным.

Социальная дистанция между этническими и иными социальными группами сохраняется путем создания стереотипов.

Чтобы свести к минимуму возможности эротического влечения в ситуациях, где контакт неизбежен, потенциальные объекты любви определяются как нейтральные. Например, при взаимодействии доктора и пациента противоположного пола оба партнера делают все возможное, чтобы забыть, что они люди. Этому способствует то обстоятельство, что доктора привыкли смотреть на пациентов как на «случай». В некоторых клиниках установлены правила, в соответствии с которыми, если доктор-мужчина осматривает пациентку, в комнате должна присутствовать ее родственница или медицинская сестра. Это — ритуал, создающий спокойную обстановку для обеих сторон.

Перечисленные способы контроля за проявлением чувств и эмоций в межгрупповом и ролевом взаимодействии — пространственное отделение сторон, формализация поведения, стереотипизация и обезличенность сторон — приводят к нейтрализации, подавлению, вытеснению эмоций из отношений или формированию исключительно отрицательных эмоций и чувств. По существу, эти отношения лишаются собственно межличностной окраски. Тем самым наглядно подтверждается базовое тождество между понятиями «социальные чувства» и «межличностные отношения».

Выводы

1. Эмоции и чувства — важнейшие психические процессы, регулирующие наше
индивидуальное поведение и отношения с другими. Представляя собой специфические
способы реагирования людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней
среде, они могут укреплять отношения или разрушать их, улучшать наше понимание
других людей или мешать нам взаимодействовать с ними. Основное отличие между
чувствами и эмоциями связано с такими параметрами, как
длительность/кратковременность, устойчивость/изменчивость.

2. Эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между
людьми благодаря тому, что предстают как сложная форма поведения, как готовность
действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям. Именно по
наблюдаемым действиям и реакциям можно определять, какие чувства переживает
человек. На активность эмоциональных действий существенное влияние оказывает
степень интенсивности переживаемых эмоций и чувств.

3. Эмоционально-чувственные переживания, возникающие между людьми,
отличаются от переживаний, вызываемых окружающей природой, определенной
деятельностью и всем тем, что непосредственно с людьми не связано, 1) взаимной
направленностью эмоциональных реакций участников межличностного
взаимодействия; 2) знаковым характером эмоциональных посланий, интерпретация
смысла которых может сопровождаться искажениями, неточностями или
непониманием содержания эмоциональных сообщений, передаваемых друг другу; 3)
социальным контролем за их формированием и проявлением.

4. В ходе социализации человек учится осознавать, проявлять собственные эмоции,
воспринимать и понимать эмоциональные состояния других людей.

5. Репертуар чувств у каждого человека формируется в процессе его общения с
ограниченным числом людей, входящих в его окружение. Реакции этих людей важны
для создания и укрепления Я-концепции человека; те, от кого зависит ее
подтверждение, могут быть обозначены как «значимые другие». В ряде отечественных


и зарубежных исследований выявлена следующая иерархия значимых других: родители, супруг или супруга; близкие родственники и друзья; сотрудники по работе и соседи.

6. Смущение, застенчивость, зависть, ревность — виды социальных эмоций,
возникающие при удовлетворении социальных потребностей и часто затрудняющие
процесс межличностного взаимодействия.

7. Управление эмоциями и чувствами предполагает их осознание и контроль за
формой проявления.

8. Способы контроля за проявлением чувств и эмоций в межгрупповом и ролевом
взаимодействии — пространственное отделение сторон, формализация поведения,
стереотипизация и обезличенность — приводят к нейтрализации, подавлению,
вытеснению эмоций из отношений или формированию исключительно отрицательных
эмоций и чувств, лишая эти отношения собственно межличностной окраски.

Вопросы для самопроверки

1. Почему чувство является основной единицей анализа межличностных отношений?

2. В чем различие между эмоциями и чувствами?

3. Перечислите основные характеристики эмоционально-чувственного переживания.

4. В каких формах проявляется организующая функция эмоций?

5. Чем отличается проявление эмоций в межличностном взаимодействии от
проявления эмоций, не связанных с общением с людьми?

6. Какие группы значимых людей оказывают наибольшее влияние на
эмоциональную жизнь человека?

7. Сравните смущение и застенчивость: в чем сходство и в чем различие между
этими социальными эмоциями?

8. Сравните зависть и ревность: в чем сходство и в чем различие между этими
социальными эмоциями?

9. Что значит «управлять эмоциями и чувствами в общении»?

10. Чем могут быть вызваны затруднения при овладении человеком языком эмоций?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных