Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Андрогинность и особенности мужского и женского личного влияния




Современные тесты рассматривают маскулинность и фемининность уже не как альтернативы, полюсы одного и того же континуума (когда возрастание маскулинности обязательно ведет к снижению фемининности), а как независимые измерения. Индивид может одновременно иметь высокие показатели по шкалам маскулинности и фемининности. В этом случае он будет обладать свойством андрогинности.

Андрогинность

выраженность у индивида одновременно свойств маскулинности и фемининности.

Андрогинные мужчины и женщины, относительно свободные от жесткой половой типизации, обладают более богатым поведенческим репертуаром, лучше адаптируются в социуме и психологически более благополучны.

Результаты исследования, проведенного В. М. Погольшей в 1998 году, показали, что свойство андрогинности имеет отношение и к такому феномену, как личное влияние. Потенциал личного влияния реализуется более полно и эффективно, если у мужчин проявляются такие относительно фемининные черты, как мотивация помощи и понимание собеседника, а у женщин — такие относительно маскулинные черты, как агрессивность (напористость), самообладание и сила воли.

Связь мужского влияния с мотивацией помощи и пониманием, а женского — со спонтанной агрессией и одновременно с самообладанием, силой воли, представляется интересной, поскольку противоречит общепринятым стереотипам. Как известно, в среднем мотив помощи и понимание сильнее выражены у женщин, а показатель агрессии, силы воли и самообладания — у мужчин, что соответствует содержанию современных стереотипов о мужчине и женщине.

Возможно, влиятельные мужчины и женщины приобрели черты противоположного пола, не потеряв своих собственных. Тогда возникает вопрос, каким образом им это удалось?

Объяснить связь женского личного влияния со спонтанной агрессией помогает гипотеза Э. Игли и В. Стэффэн (Eagly, Steffen, 1986) о том, что самоуверенность и напористость часто рассматривают как синонимы агрессии. Соответственно, поощрение женской напористости, широко распространившееся в обществе в последние годы (а личное влияние обязательно связано с уверенностью и напористостью), предполагает, что женская половая роль, как и мужская, выражает собой комплексное значение агрессии и подобных ей форм поведения (настойчивости и напористости).

Относительно мотива помощи, с которым связано мужское влияние, также имеется немало исследований, которые показывают, что мужчины чаще оказывают помощь, чем женщины, в тех случаях, когда это касается галантного, рыцарского или героического поведения, в том числе альтруистических действий по спасению других с риском для собственного здоровья, особенно в присутствии зрителей.

«Герой» — более подходящий идеал для мужчины, чем «героиня» — для женщины. Таким образом, проявление альтруизма, оказание помощи определенно поддерживает связь мужского стереотипа с героизмом и мужественностью. Однако принято считать, что галантность чаще сопутствует мужчинам с высоким социальным статусом. Рыцарство и галантность — качества, в большей степени присущие дворянам, чем простым людям, и являются продуктом скорее социальных норм, чем мотивов или характера. Поскольку способность рисковать, предприимчивость, спокойствие в


критических ситуациях чаще приписываются мужчинам и рассматриваются как наиболее желательные для них, то эти же установки подталкивают мужчин к героическому или альтруистическому поведению. Таким образом, героическое и галантное поведение (посредством которого выражается у мужчин мотив помощи), стимулируемое соответствующими культурными стереотипами и установками, способствует развитию мужской влиятельности.

В женщинах по традиции больше ценятся сострадание, доброта, преданность, умение посвятить себя другим — качества, тесно связанные с домашней ролью. Женщины чаще оказывают помощь, если требуется ее более услужливая, уступчивая форма. Однако для того, чтобы постоянно обеспечивать друзей и близких покровительством, эмоциональной поддержкой и советами, необходимы самообладание, уверенность, сила воли. Таким образом, данные качества, особенно самообладание, не менее важны для осуществления «уступчивой» женской роли.

Воздействуя на других, женщины чаще используют обаяние, социальный интеллект и предприимчивость, пытаются лучше понимать собеседника и владеть собой, и все это требует от них большой силы воли, то есть у них сильнее выражен волевой компонент (Поголыпа, 1998). Этот факт согласуется с мнением многих психологов (в том числе Ragins, Sandstrom) о том, что для женщин путь к власти связан с преодолением многочисленных препятствий, тогда как для мужчин — с реализацией многочисленных возможностей.

Причиной этому являются:

1) полоролевая социализация, ориентирующая женщину на семью, а не на
социальную активность,

2) стереотипы мужественности — женственности как власти-подчинения, и

3) внутриролевые женские конфликты (что важнее: семья или карьера?). То есть
социум ограничивает сферы реализации женского личного влияния, и преодолеть эти
барьеры можно только при наличии силы воли и самообладания.

Таким образом, выявленные особенности женского и мужского влияния вполне объяснимы с позиций ролевой теории. Обнаруженные в структуре личного влияния мужской альтруизм, связываемый с рыцарским, галантным поведением, и женская агрессивность, связываемая с настойчивостью и самоуверенностью, являются не таким уж противоречивым фактом. Скорее, это признак андрогинности влиятельных мужчин и женщин.

В социальной психологии существуют исследования, в которых доказывается, что женщины, занимающие в организациях руководящие должности, сильно отличаются от женщин в целом, в то время как мужчины на тех же позициях менее отличаются от среднестатистической мужской выборки.

То есть мужчины-менеджеры — более типичные представители своего пола, чем женщины-менеджеры, которых можно назвать атипичными. Данные нашего исследования позволяют заключить, что как мужчины, так и женщины с выраженной способностью личного влияния отличаются от среднестатистической выборки своего пола и являются нетипичными мужчинами и женщинами.

Влиятельные мужчины и женщины способны, сохраняя многие важные черты, свойственные их полу, приобретать черты, свойственные противоположному полу. Так, женщины к таким чертам, как понимание, мотивация помощи, эмпатия, невротичность, общительность, добавляют черты, свойственные в целом мужской выборке, — агрессивность, уверенность, мотив достижения, предприимчивость, саморегуляция, и приближаются по ним к среднестатистическим мужчинам.

Мужчины же по отдельным характеристикам приближаются к среднестатистическим женщинам, добавляя к маскулинным чертам (мотив достижения, риск, уверенность в себе) такие черты фемининности, как понимание, мотивация помощи, манипулятивный стиль общения, импульсивность, самораскрытие в беседе и


активная позиция во взаимодействии.

Полученные факты свидетельствуют в пользу гипотезы андрогинности, а именно: чтобы влиять на других людей, мужчинам и женщинам необходим более широкий спектр свойств, включающий как маскулинные, так и фемининные черты. Именно андрогинность способствует более полному развитию и реализации социально-психологического потенциала личного влияния, позволяет наилучшим образом адаптироваться к окружающей обстановке, к конкретному человеку или ситуации и параллельно изменять их.

Выводы

1. Успешность доверительного общения рассматривается как определенный
результат усилий по преодолению трудностей и психологических барьеров, как
результат накопления позитивного опыта взаимодействия, путь к согласию,
эмоциональному и психологическому резонансу, который выражается в ощущаемом и
переживаемом чувстве человеческой близости.

2. Психологическими показателями успешности неформального межличностного
общения являются его спонтанность, легкость, обеспеченная навыками и хорошей
саморегуляцией, а также удовлетворенность общением вследствие достижения
психологического контакта и взаимопонимания.

3. Общительность, контактность и коммуникативная совместимость — необходимые
условия успешности неформального общения. В общительности выражаются
потребность человека в других людях и контактах с ними, стремление к этим
контактам, их интенсивность, склонность к дружескому поведению в ситуации
общения и установлению приязненных отношений. Общительность предполагает
наличие развитых коммуникативных навыков.

4. Контактность — специфическое социальное умение, в основе которого лежит
природная общительность. Она проявляется в способности мобилизовать все
имеющиеся средства для достижения контакта, в умении изменять в зависимости от
ситуации меру своей открытости и избираемые средства воздействия, во владении
коммуникативной ситуацией в целом.

 

5. Стиль общения — это индивидуальная стабильная форма коммуникативного
поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия
Сформированный устойчивый индивидуальный стиль общения свидетельствует о
достигнутом данным человеком уровне коммуникативного мастерства и тесно связан с
личностными особенностями и мотивацией достижения. Стиль общения имеет
внешние (экспрессивные), интенсивностные и содержательные характеристики.

6. Мужской и женский стили общения формируются под влиянием исторически
сложившихся полоролевых стереотипов. Мужской стиль общения с самого раннего
детства выглядит более активным и предметным, но одновременно — более
соревновательным и конфликтным. Женский стиль более ориентирован на партнерство
и взаимозависимость, женщины свободнее и полнее (в том числе вербально) выражают
свои чувства и эмоции, у них раньше возникает потребность делиться с кем-то своими
переживаниями, а также способность к сопереживанию (эмпатия).

 

8. Исторически сложившиеся полоролевые стереотипы отводят женщине
подчиненную, обслуживающую роль, в то время как мужчины воспринимаются как
господствующий, более агрессивный пол, более пригодный для занятия руководящих
постов. Считается, что мужчины более склонны к директивному и автократическому
стилю, ориентированному на задачу, в то время как женщины тяготеют к
демократическому стилю, характеризующемуся участием в общей работе.

9. Современная психология все чаще опровергает устоявшиеся стереотипы
относительно неспособности женщин выполнять функции руководителей и занимать
достойное место в деловом «мужском» мире. Высказывается предположение, что
здоровая фемининная психология в будущем будет представлять не просто женскую


психологию, а универсальную человеческую психологию, ориентированную скорее на партнерство, чем на доминирование.

10. И мужчины и женщины могут приобретать качества противоположного пола, сохраняя при этом свои собственные. Так проявляется свойство андрогинности, позволяющее индивиду лучше адаптироваться в социуме, расширять свой поведенческий репертуар, более полно реализовать потенциал личного влияния.

Вопросы для самопроверки

1.В чем отличие коммуникативности и коммуникабельности?

2. В чем специфика коммуникативной совместимости?

3. Как проявляется темперамент в общении?

4. Влияет ли стиль общения на совместимость людей?

5. Какие стили общения вы знаете? Приведите примеры.

6. В чем особенности женского и мужского стиля общения?

7. Какую роль предписывают женщине исторически сложившиеся полоролевые
стереотипы? Насколько они соответствуют истине?

8. Кому в большей степени дозволено нарушать полоролевой стереотип? Приведите
в доказательство результаты экспериментальных исследований.

9. В каких аспектах общения женщины имеют преимущество перед мужчинами,
включая способность к лидерству?

10. Как свойство андрогинности проявляется в раскрытии способности личного
влияния?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных