Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальный интеллект и когнитивная структура




В зарубежной психологии существует и другая концепция социального интеллекта, в которой акцент делается на когнитивных стилях. Эта концепция рассматривается в публикациях Н. Кэнтор, которые впервые появились в 1978 году; в 1987 году вышла отдельная книга данного автора под названием «Личность и социальный интеллект».

Н. Кэнтор приравнивает социальный интеллект к когнитивной компетентности, которая позволяет людям воспринимать события социальной жизни с минимумом неожиданностей и максимальной личной пользой. Она рассматривает интеллект с позиций когнитивного персоналиста.

Объяснение сути этого подхода мы находим на 3-й стр. указанной книги: «Когнитивная основа человека может быть определена как декларативные и оперативные (процедурные) знания, которые индивид применяет в интерпретации

1 Проблемы коммуникативной компетентности не обсуждаются в этом разделе, т. к. по этой проблеме существует огромное количество публикаций; однако в отечественной психологической науке нет устоявшейся позиции на этот счет и преобладает прагматически-тренинговый подход.


событий и составлении планов в ситуациях повседневной жизни. Эти представления, личные воспоминания и правила интерпретации составляют когнитивную структуру личности; совместно они составляют опыт и определенный подход индивида к проблемам социальной жизни. Мы обозначаем этот репертуар знаний как социальный интеллект».

Именно репертуар социального интеллекта (далее — СИ), динамика его использования и процессы, в которых СИ приобретается и шлифуется, позволяют индивиду приспособиться к жизненному окружению. Основными содержательными компонентами СИ являются способность к решению практических задач, вербальные способности и социальная компетентность.

Н. Кэнтор отмечает, что в последние два десятилетия выделяется три исследовательских аспекта.

1. Содержание и структура опыта, необходимого для решения проблемы.

2. Ситуации и их контекст.

3. Прагматическая сторона интеллекта (Балтс, 1986) находится в центре третьего
направления. Это — варианты решения повседневных проблем.

Содержание социального интеллекта в представлении людей

Чтобы составить представление о том, что обычные люди думают о социальном интеллекте, Р. Штернберг (1981) обратился к «пониманию интеллекта людьми». Он проводил опросы на вокзалах, в магазинах, библиотеках, предлагая респондентам описать черты «интеллектуального человека». Исследование Штернберга показало, что люди вкладывают в понятие социального интеллекта следующее:

1. Способность к решению практических задач: человек рассуждает логически и
здраво, видит все аспекты проблемы; принимает хорошие решения; обращается к
оригинальным источникам важной информации; слушает все аргументы и т. п.

2. Вербальная способность: говорит ясно и с четкой артикуляцией; хорошо
понимает прочитанное; имеет хороший словарный запас; не испытывает трудностей в
письменной речи; эффективно общается с людьми и т. д.

3. Социальная компетентность: принимает других такими, какие они есть; не
опаздывает на встречи; выносит справедливые суждения; чуток к нуждам и желаниям
других людей; любознателен, имеет широкие интересы и т. п.

Штернберг обнаружил, что черты, приписываемые умному человеку в тех случаях, когда люди описывали «академический интеллект», отличались от характеристик, составивших описание «повседневного» (практического, социального) интеллекта.

Социальный интеллект часто отождествляется с мудростью.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных