Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конституционные и международно-правовые основы деятельности СМИ и телекоммуникаций




Введение

СМИ - один из важнейших институтов современного общества. Они играют огромную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания и общественного мнения по тем или иным вопросам.

СМИ на практике реализуют фундаментальные права человека - на информацию, на свободу политического выбора, на гласное выражение своей позиции.

В связи с построением демократического общества, провозглашением неотделимых прав человека и гражданина, СМИ приобретают все большее значение. Проблема правового регулирования деятельности средств массовой информации (СМИ) в теории государства и права, а также отраслевых юридических науках весьма актуальна, так как в настоящее время формируются и развиваются основные институты демократии, являющиеся базой для закрепления новых для российского общества функций и форм государства. Кроме того, возникает необходимость решения сложных задач, стоящих перед организациями, исполняющими роль общественного защитника.

СМИ выступают основным гарантом информационного обеспечения этого процесса, прежде всего, за счет максимально полного информирования граждан о наиболее значимых процессах и явлениях, происходящих в обществе, о позиции и действиях властей, направленных на решение волнующих граждан вопросов и проблем. Способствование интеграции общества путем его всестороннего информирования предполагает представление точек зрения (которые должны стать доступными аудитории) различных общественных групп и сил. Данное представление служит тому, чтобы люди смогли увидеть свою позицию в кругу других точек зрения, соотнести свои и чужие интересы в целях обсуждения, согласования и выработке взаимоприемлемой позиции по тому или иному вопросу. СМИ не навязывают свое видение, решение той или иной проблемы, а обеспечивают диалог, обозначая вместе с тем и собственную позицию, проявляя при этом терпимость к другим точкам зрения, не претендуя на роль арбитра; преследуют основную цель - обеспечение конструктивного взаимодействия различных сил.

 

Конституционные и международно-правовые основы деятельности СМИ и телекоммуникаций

С 1991 года в России принято около 300 нормативных актов, регулирующих деятельность средств массовой информации.

Несмотря на это, в содержание данных нормативных актов входит регулирование лишь части отношений, возникающих в сфере СМИ. В связи с этим количество совершенных правонарушений, субъектами которых являлись средства массовой информации, не позволяет констатировать высокий уровень и достаточное качество правового регулирования деятельности СМИ.

В Конституции РФ в ч.1 ст.21, ст.23, ч.1 ст.24, ч.1,4,5 ст.29 приведены базовые положения, являющиеся нормативно-правовой основой деятельности СМИ в современной России.

Содержание перечисленных выше статей Конституции РФ:

Ст.21 1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

 

Ст.23 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

 

Ст.24 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

 

Ст.29 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

 

Это базовые положения, гарантирующие неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Они составили правовую основу для создания гражданского и уголовного законодательства в сфере массовых коммуникаций.

Конституция Российской Федерации в статье 29 гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру. При этом часть 3 статьи 17, часть 2 статьи 29 и часть 3 статьи 55 устанавливают допустимые ограничения этой свободы. Из этих предписаний, в частности, следует, что свобода слова и свобода массовой информации не должны использоваться во вред основам конституционного строя, нравственности, правам и законным интересам других лиц, безопасности государства (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001 г. № 70-О). Вместе с тем, размытость конституционной нормы влечет за собой отсутствие четких, закрепленных федеральным законом ограничений этой свободы, направленных на защиту нравственности и т. п., а также мер ответственности и механизма привлечения к ответственности, что не позволяет в должной степени реализовывать конституционные нормы.

Деятельность средств массовой информации регламентируется, в основном, Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации».

Данный федеральный закон подтверждает недопустимость цензуры (ст. 3). В нем содержатся базовые положения о свободе информации как деятельности по поиску, получению, производству и распространению массовой информации; о возможности учреждать средства массовой информации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также изготавливать, приобретать и эксплуатировать технические устройства, предназначенные для производства и распространения продукции средств массовой информации (ст. 1). Более того, законом разрешается частная собственность на средства массовой информации и запрещается владение (учреждение) СМИ иностранными гражданами — но не иностранными компаниями (ст. 7). В ст. 18 закона говорится, что учредители не могут вмешиваться в деятельность редакции средств массовой информации. Исключение может быть сделано только в том случае, если в договоре о регулировании взаимоотношений, который обязаны заключить учредитель и редакция, имеется явное указание на допустимость подобного вмешательства.

Закон содержит запрет на злоупотребление свободой массовой информации, однако перечень таких злоупотреблений неоправданно узок (экстремистские материалы, клевета, разглашение конфиденциальной информации, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и т.д.), а эффективного механизма контроля соблюдения СМИ указанных требований Закон не закрепляет.

Несмотря на то, что в структуре федеральных органов исполнительной власти существует специализированный орган по соблюдению законодательства о СМИ — Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций России, — ее полномочия в сфере надзора за соблюдением нравственности и здоровья граждан четко не определены и в должной степени не исполняются. Издательская деятельность (не периодическая) и ограничения в отношении пределов ее свободы должным образом не регламентируются, за исключением запретов, аналогичных для СМИ. Размещение информации в Интернете российским законодательством не урегулированы вообще. В связи с этим необходимо закрепление на уровне федерального закона некоторых ограничений, направленных на защиту потребителей указанной продукции.

Помимо данного закона, в Российской Федерации был принят ряд законов, регулирующих отдельные положения в сфере деятельности СМИ.

Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» 1994 г. имеет большое значение, поскольку большая часть СМИ в России принадлежит государственным учреждениям разных уровней. Закон предусматривает ряд событий, связанных с деятельностью государственных органов, подробную информацию о которых должны сообщать соответствующие государственные СМИ. В их число входят обращения и заявления, сделанные Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой и Правительством РФ; открытие первых официальных сессий палат парламента и нового правительства; а также инаугурация Президента.

 

Закон «О связи» принят Государственной Думой 20 января 1995 г. Он устанавливает правовые основы для деятельности в области связи, наделяет органы государственной власти полномочиями по регулированию подобной деятельности, определяет права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в предоставлении услуг связи или пользующихся такими услугами. В нем регулируется порядок получения вещательными станциями лицензий на передачу их сигналов. Закон предусматривает, что «государственные органы имеют право приоритетного использования любых сетей и средств связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности».

 

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» принят Государственной Думой 25 января 1995 г. и вступил в силу 20 февраля того же года. Закон определяет большое число понятий и задач, связанных с информацией. В нем рассматриваются вопросы прав на информацию, имеются также положения о доступе к информации.

 

Закон «О рекламе» принят Государственной Думой 14 июня 1995 г. и вступил в силу в июле 1995 г. Он определяет рекламу и правовых субъектов в этой области. В нем делается акцент на таких терминах, как «достоверность», «добросовестность» и «этичность» в рекламе. Закон определяет особенности различных форм рекламы и предлагает методы государственного и общественного контроля за рекламой.

 

Закон «Об экономической поддержке районных (городских) газет», принятый Государственной Думой 24 ноября 1995 г., предусматривает выделение из федерального бюджета дотаций газетам, издаваемым органами местного самоуправления, по рекомендации общественных объединений при представлении финансово-экономического обоснования. Такие издания включаются в Федеральный реестр и могут получать дотации на покрытие части затрат по оплате бумаги, полиграфических услуг и федеральной почтовой связи.

 

Закон «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» принят Государственной Думой 18 октября 1995 г. и вступил в силу 1 января 1996 г. Он предусматривают налоговые и иные льготы средствам массовой информации. При этом не делается различий между государственными и частными изданиями, издателями, агентствами новостей или вещательными организациями. Издания и программы эротического и рекламного характера исключены из числа пользующихся льготами. Организации СМИ, которые выпускают и распространяют издания, книги и другую продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой, освобождаются от НДС и налогообложения прибыли в части, зачисляемой в федеральный бюджет. В законе предусмотрены другие федеральные налоговые и таможенные льготы, льготные расценки на аренду помещений в зданиях (если они находятся в федеральной собственности) и льготные тарифы на услуги связи.

 

Источниками норм, касающихся содержания средств массовой информации, являются следующие международно-правовые акты:

1) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 3 ноября 1947 г.;

2) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

3) Женевская конвенция об использовании радиовещания в интересах мира 1936 г.;

4) Декларация ООН о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1982 г.;

5) Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;

6) Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 г.;

7) Декларация ООН о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами 1965 г.;

8) Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и взаимного понимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне, 1978 г.;

9) принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания (одобрены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 37/92 от 10 декабря 1 982 г.).

 

Технические и коммерческие вопросы использования средств массовой информации на международном уровне регулируются следующими правовыми актами:

1) Международной конвенцией электросвязи 1991 г.;

2) Уставом Международного союза электросвязи, который вступил в силу 1 июля 1994 г.;

3) Соглашением об облегчении международных обменов визуальными и звуковыми материалами образовательного, научного и культурного характера, принятым в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО и вступившим в силу в 1954 г.;

4) Конвенция об обмене официальными изданиями и правительственными документами между государствами 1958 г.;

5) Женевская конвенция о международном праве опровержения 1948 г.;

6) Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г., которая запрещает несанкционированное распространение для публики телевизионных программ, передаваемых через эти спутники, которые могут быть приняты в странах, для населения которых эти распространяемые передачи не предназначались.

 

Основной принцип, заключающийся в этих документах, – обеспечение свободы информации в рамках сотрудничества на базе заключенных соглашений. Что касается международно-правового регулирования СМИ и телекоммуникаций, то в соответствии с международными нормами, защищающими права детей на безопасность от информации, наносящей им психический, физический и нравственный ущерб, в Российской Федерации принята правовая база, устанавливающая систему возрастной классификации кинопоказа в России, т. е. совокупность норм, регулирующих показ фильмов, программ и иных аудиовизуальных произведений в Российской Федерации, исходя из возрастных особенностей зрительской аудитории («Положение о регистрации кино- и видеофильмов», утвержденное постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 396). Данная классификация была создана и действует для того, чтобы защитить в первую очередь детей и подростков от аудиовизуальных произведений, которые могут нанести вред их здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Также, деятельность СМИ регулируется международными актами о праве на информацию.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных